Решение по делу № 2-1284/2022 от 29.11.2022

.

.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(заочное)

с. Богучаны    Красноярского края                  22 декабря 2022 года

Богучанский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего - судьи Аветян Г.Н.,

при секретаре Терпуговой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Каймира» об устранении нарушения лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратился в Богучанский районный суд с исковым заявлением ООО «Каймира» об устранении нарушения лесного законодательства, мотивировав свои требования тем, что Агентством лесной отрасли Красноярского края на основании договора аренды лесного участка . передан ООО «Каймира» лесной участок, площадью 16087 га, расположенный по адресу: ., имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре ., предназначен для заготовки древесины сроком на 23 года. ООО «Каймира» осуществляло заготовку древесины, на основании дополнения лесной декларации от 26.02.2021 № 1, в период с 04.12.2021 по 03.03.2022, в лесосеке . По окончанию сроков заготовки древесины специалистами КГБУ «Долгомостовское лесничество», при участии представителя ООО «Каймира» по доверенности, проведен осмотр вышеуказанного лесного участка, в ходе которого установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работ по очистке лесосеки от порубочных остатков. Просят обязать ООО «Каймира» устранить нарушения лесного законодательства.

В судебное заседание истец Министерство лесного хозяйства Красноярского края своего представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В судебное заседание ответчик ООО «Каймира», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не обеспечили, причину неявки не сообщили.

В судебное заседание третье лицо, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора КГБУ «Долгомостовское лесничество», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не обеспечило, направили в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению, распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав.

Согласно ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч.4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ дело судом рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ, в силу обязательств, одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств, статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии со статьей 2 ЛК РФ лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 23.1 ЛК РФ, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами, правилами лесовосстановления.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 12 части 1 приказа министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.12.2020 № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 ЛК РФ», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

На момент осмотра действовал приказ министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», в соответствии с подпунктом 4 пункта 9 части 4 указанного приказа, очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2047 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах», не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Согласно пункту 26 части 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 №. 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ), загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Агентством лесной отрасли Красноярского края на основании договора аренды лесного участка . передан ООО «Каймира» лесной участок, площадью 16087 га, расположенный по адресу: ., предназначен для заготовки древесины сроком на 23 года.

ООО «Каймира» осуществляло заготовку древесины, на основании дополнения лесной декларации от 26.02.2021 № 1, в период с 04.12.2021 по 03.03.2022, .

По окончанию сроков заготовки древесины специалистами КГБУ «Долгомостовское лесничество», при участии представителя ООО «Каймира» по доверенности, проведен осмотр вышеуказанного лесного участка, в ходе которого установлено, что при осуществлении лесозаготовительной деятельности лесопользователем допущено нарушение требований лесного законодательства, выраженное в невыполнении работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (неочистке) (размещение в лесах отходов производства и потребления) на площади 2,0 га, о чем составлены: акт осмотра лесосеки от 22.06.2022 № б/н; сообщение о результатах осмотра лесосеки от 22.06.2022 № б/н; схема (абрис).

Планом местоположения лесонарушения зафиксированы результаты замеров, произведенных на местности, направление линий замеров, в масштабе отмечена площадь захламления лесосеки.

Захламление лесов порубочными остатками представляет собой вид загрязнения, которое в силу количественных и качественных характеристик способно привести к негативному изменению качества объекта природной среды в смысле требований санитарных и противопожарных правил.

Актом осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) зафиксировано допущенное лесопользователем нарушение, выраженное в захламлении мест рубок (размещение в лесах отходов производства и потребления) на площади 2,0 га.

Факт захламления мест рубок и оставление не вывезенной древесины подтверждается следующими документами:

актом осмотра лесосеки от 22.06.2022 № б/н (л.д.37-38);

сообщением о результатах осмотра лесосеки от 22.06.2022 № б/н (л.д.39-41);

схемой (абрисом) (л.д.42).

Качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Федеральный закон № 7-ФЗ определяет термины: нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; нормативы допустимых физических воздействий - нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ, споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 № 560-р образовано министерство лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство), действующее на основании Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п (далее - Положение о министерстве).

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края, осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.3 Положения о министерстве, задачей министерства является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).

Допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, а следовательно, о причинении вреда объекту природной среды.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые ссылается и представить доказательства в обоснование своих требований.

Указанные обстоятельства в ходе судебного разбирательства подтверждены, доказательств устранения допущенных нарушений стороной ответчика не представлено, как и не представлено доказательств проведения мероприятий по очистке лесосек в соответствии с технологической картой.

Суд считает, что бездействием ответчика нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч.1 ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение интересов неопределенного круг лиц, проживающих на территории государства. Кроме того, в соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается прежде всего выполнением требований лесного и природоохранного законодательств.

Тем самым, суд находит требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края об обязании ООО «Каймира» произвести очистку от порубочных остатков . законными и обоснованными.

Вместе с тем, при определении сроков исполнения решения суда суд учитывает объективную необходимость защиты прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, то, что невыполнение ответчиком обязанности по очистке мест рубок влечёт нарушение надлежащего состояния территории лесосеки и не позволяет осуществить проведение лесовосстановительных и иных лесохозяйственных мероприятий, а так же то обстоятельство что на момент вынесения решения суда в лесах имеется значительный снежный покров, который препятствует очистке места рубки и проведению повторного осмотра лесосеки. С учётом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленный истцом срок исполнения решения суда, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу является не обоснованным и, учитывая разумность сроков исполнения решения, суда считает целесообразным установить срок исполнения решения суда – в течение четырёх месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу.

Кроме того, согласно ст.103 ГПК РФ с ООО «Каймира» подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, в размере 6000 рублей (п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края к Обществу с ограниченной ответственностью «Каймира» об устранении нарушения лесного законодательства – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Каймира» в течение четырёх месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу произвести работы по очистке лесосеки .

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Богучанский районный суд Красноярского края в течение месяца после истечения срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения, а в случае если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий:                            Г.Н. Аветян

2-1284/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство лесного хозяйства
Ответчики
ООО "Каймира"
Другие
КГБУ "Долгомостовское лесничество"
Сташкевич Елена Анатольевна
Суд
Богучанский районный суд Красноярского края
Судья
Аветян Галина Николаевна
Дело на странице суда
boguchan.krk.sudrf.ru
29.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2022Передача материалов судье
30.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2022Судебное заседание
22.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее