Решение по делу № 2а-762/2018 от 17.04.2018

Дело № 2а-762/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской области 29 мая 2018 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Клыкова А.М.,

при секретаре Граматиковой С.Ю.,

с участием представителя административного истца Грицаевой С.М. – Морозовой Е.А.,

представителя административного ответчика администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Давиденко И.А.,

представителя третьего лица администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Скрынникова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грицаевой ФИО12, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО14, к администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Грицаева С.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование административного иска указала, что она является инвалидом 1 группы, колясочницей, проживет в жилом доме, общей площадью 52 кв.м, жилой площадью 32 кв.м, принадлежащем ее отцу. Вместе с ней проживают ее дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Постановлением администрации Котлубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ ее семья поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Постановлением администрации Котлубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ она и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением учетной нормы от общей площади при постановке на учет граждан, утвержденной решением Котлубанской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении учетной нормы и нормы предоставления жилой площади». Считает указанное постановление незаконным, грубо нарушающим ее права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку предоставленные ею сведения при постановке на учет соответствуют действительности, неправомерность действий должностных лиц отсутствует, при снятии с учета не было учтено ее право на дополнительную площадь. Просит признать незаконным постановление администрация Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма», обязать администрацию Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области устранить препятствия к осуществлению законных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма путем восстановления ее семьи в очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, номер очередности , льгота – инвалид 1 группы.

Административный истец Грицаева С.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием представителя Морозовой Е.А. На исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного истца Грицаевой С.М. – Морозова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, суду дала пояснения аналогичные изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области Давиденко И.А., возражал против удовлетворения заявленных требований, суду пояснил, что семья Грицаевой С.М. состоящая из трех человек проживает в жилом доме, принадлежащем на праве собственности отцу Грицаевой С.М. – ФИО10, общей площадью 52 кв.м, где на одного члена семьи приходится 17,3 кв.м. общей площади жилого помещения, что выше учетной нормы на 7,3 кв.м. Учетная норма в Котлубанском сельском поселении составляет 10 кв.м. на одного члена семьи. В связи с этим считает, что постановка на учет в <данные изъяты> году была произведена неправомерно. Просил отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица администрации Городищенского муниципального района Волгоградской области Скрынников И.И., действующий на основании доверенности, по заявленным требованиям административного истца полагался на усмотрение суда.

Третье лицо Грицаев И.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Требования административного истца считает законными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя (часть 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит также граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, по общим правилам Жилищного кодекса Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и для получения жилого помещения по договору социального найма муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке гражданин должен быть признан в установленном порядке малоимущим, нуждающимся в жилых помещениях либо быть отнесенным к иной определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (часть 2 ст. 49 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 17 Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

При этом определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, право Грицаевой С.М. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания нуждающейся в жилом помещении и малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.

Судом установлено, что ФИО10 является собственником жилого дома, площадью 52 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают дочь ФИО10ФИО4, которая является инвалидом 1 группы, и дети ФИО4: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и сторонами не оспариваются.

Постановлением администрации Котлубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ семья Грицаевой С.М. поставлена на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма со дня подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Котлубанской сельской Думы Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена учетная норма общей площади жилого помещения в размере 10 кв.м.

Жилое помещение, в котором зарегистрирована истец по месту жительства, имеет общую площадь 52 кв.м., из которой на одного члена семьи приходится 17,3 кв.м., что превышает учетную норму.

Таким образом, оснований для постановки семьи Грицаевой С.М. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма, у администрации Котлубанского сельского поселения не имелось.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Постановлением администрации Котлубанского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Грицаева С.М. и члены ее семьи сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с превышением учетной нормы от общей площади при постановке на учет граждан, утвержденной решением Котлубанской сельской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении учетной нормы и нормы предоставления жилой площади».

Как установлено судом, на момент постановки в 2012 году на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма семья Грицаевой С.М. не отвечала требованиям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, поскольку из представленных ими документов следовало, что они обеспечены жилым помещением общей площадью, превышающей учетную норму 10 кв.м., установленную решением Котлубанской сельской Думы.

Таким образом, должностные лица администрации сельского поселения, располагая данными об отсутствии у семьи Грицаевой С.М. оснований для постановки на учет, в нарушение требований жилищного законодательства приняли решение о постановке семьи Грицаевых С.М. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Поскольку постановка Грицаевой С.М. на учет была произведена в результате неправомерных действий должностных лиц администрации сельского поселения, суд приходит к выводу о том, что Грицаева С.М. и члены ее семьи обоснованно сняты с учета по пункту 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, согласно которому граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Доводы представителя административного истца о том, что Грицаева С.М. является инвалидом и это дает ей право быть признанной нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, суд отвергает по вышеизложенным основания как основанные на неверном толковании норм материального права. Необходимым условием для предоставления такой меры социальной поддержки является признание лица данной категории нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, учитывая, что совокупности условий предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконным постановления администрация Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ не имеется, суд приходит к выводу об отказе административному истцу в удовлетворении указанных требований.

Согласно пункту 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.

Поскольку административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ отказано, то оснований для возложения на администрацию Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области обязанности устранить препятствия к осуществлению законных прав на предоставление жилого помещения по договору социального найма путем восстановления в очереди в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения с момента постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, следовательно, исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Грицаевой ФИО13, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, к администрации Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности восстановить нарушенное право – отказать.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение принято в окончательной форме 01 июня 2018 года.

Судья                                  А.М. Клыков

2а-762/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Грицаева Светлана Михайловна
Грицаева С. М.
Грицаева С.М.
Ответчики
Администрация Котлубанского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области
Другие
Администрация Городищенского муниципального района Волгоградской области
Грицаев И.А.
Грицаев И. А.
Морозова Елена Александровна
Грицаев Иван Андреевич
Суд
Городищенский районный суд Волгоградской области
Дело на странице суда
gorod.vol.sudrf.ru
17.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
18.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
29.05.2018[Адм.] Судебное заседание
17.04.2018Регистрация административного искового заявления
18.04.2018Передача материалов судье
20.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
20.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.05.2018Предварительное судебное заседание
29.05.2018Судебное заседание
01.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Регистрация административного искового заявления
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.04.2020Предварительное судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее