Дело № 2-625/2023

42RS0001-01-2023-000424-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Гурьяновой В.И.,

при секретаре Семёновой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

11 сентября 2023 года

гражданское дело по иску Филимоненко Елены Петровны, Филимоненко Тимофея Петровича к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты. Свои требования мотивировали тем, что они, Филимоненко Елена Петровна и Филимоненко Тимофей Петрович являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного <дата>. Ранее этот дом, принадлежал их отцу ФИО4, умершему <дата>.

<адрес>, расположен на горном отводе ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское».

Они обратились в администрацию Анжеро-Судженского городского округа по вопросу о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания, в результате ведения горных работ ликвидированной Ш/у «Анжерское». На свое обращение истцом был получен отказ со ссылкой на нахождение дома за пределами горного отвода.

Считают, что отказ администрации Анжеро-Судженского городского округа незаконный, поскольку их усилия по поддержанию дома в нормальном и пригодном для жизни состоянии сводятся на нет с каждой весной. Другого жилья у них в собственности нет

Просят включить Филимоненко Елену Петровну, <дата> года рождения, Филимоненко Тимофея Петровича <дата> года рождения в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной шахты ОАО «Шахтоуправление Анжерское».

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить социальную выплату для приобретения жилья из расчета 42 кв.м., исходя из средней рыночной стоимости квадратного метра жилья на территории <адрес> на момент исполнения решения суда, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков», для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще, в своем письменном заявлении просили дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель истца Филимоненко Т.П. – Гречухин М.Г., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Анжеро-Судженского городского округа Захарова Т.М., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения спора извещена надлежаще. В своем письменном отзыве указала, что поскольку заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> жилой дом по адресу <адрес> отнесен к категории - подработанные с малыми деформациями ветхие, оснований для включения в список истцов нет. При этом заключение ВНИМИ от <дата> /сэ не оспаривала.

Представители третьих лиц Министерства энергетики РФ, ФГБУ «ГУРШ» в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения спора извещены надлежаще.

Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.2 Жилищного Кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают по ликвидации особо убыточных и неперспективных угольных (сланцевых) шахт и разрезов указанными документами, в частности, предусмотрено содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 03.09.1998 года № 1026 были внесены изменения и дополнения в указанное выше Постановление, при этом в нем указано, что независимо от объема предоставленных средств господдержки их получатели не освобождаются от ответственности и обязанностей, предусмотренных законодательством РФ по реализации мероприятий условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе… используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан,… в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

03.12.1997 года Правительством РФ было принято Постановление № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» (утратившее силу с 01.01.2005 года), которым утверждено Положение и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, финансируемых за счет средств государственной поддержки, которыми предусмотрены, в том числе, затраты, связанные со сносом, реконструкцией… жилищного фонда в связи с ликвидацией шахт. В качестве мероприятий реструктуризации угольной промышленности.

Согласно федеральному закону от 20.06.1996 года № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи…угля…» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

При этом, Приказом Министерства энергетики РФ от 19 июня 2002г. N 185 утверждено Положение о формировании и реализации программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, финансируемых за счет средств государственной поддержки угольной отрасли, которым в п. 10.5 предусмотрено содействие переселению граждан из неперспективных шахтерских городов и поселков с предоставлением помощи непосредственно переселяемым гражданам. В п. 10.5.7 данного Положения указано, что для расчета размера предоставляемой безвозмездной субсидии социальная норма площади жилья принимается в размере 33 кв. метра общей площади для одиноких граждан, 42 кв. метра общей площади – на семью из 2-х человек и 18 кв. метров - на одного члена семьи, состоящей из 3-х и более человек, что предусмотрено Указом Президента РФ от 28 апреля 1997г. N 425, согласно которому федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан.

В качестве мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 (утратившим силу с 01.01.2005 года) и постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 года № 840 (с последующими изменениями), предусмотрены снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п. 8 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, с последующими изменениями и дополнениями, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Судом установлено, что Филимоненко Елена Петровна и Филимоненко Тимофей Петрович являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону, выданного <дата>.

Ранее этот дом, принадлежал их отцу ФИО4, умершему <дата>, на основании договора купли-продажи жилого дома от <дата>.

С момента рождения истцы проживают и зарегистрированы в доме, расположенном по адресу: <адрес>.

Согласно домовой книги и паспортных данных Филимоненко Е.П. имеет регистрацию с <дата>, Филимоненко Т.П. имеет регистрацию с <дата>.

Не смотря на то, что истцы стали собственником жилого дома в 2015 году, однако фактически проживали в доме, как члены семьи собственника, с момента рождения.

Иного жилья в собственности у истцов не имеется, что следует из сведений Росреестра.

Таким образом, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> - это единственное и постоянное место жительство истцов. Другого жилья в собственности и пользовании нет.

Суд, проверяя наличие права на данное жилое помещение, постоянное проживание истцов в данном жилом доме на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности исходит из следующего:

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Открытое акционерное общество «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации.

Решением Арбитражного суда ОАО «Ш/у Анжерское» 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от <дата> установлено, что дом по адресу <адрес> в <адрес>, отнесен к категории - подработанные с малыми деформациями, ветхие.

Согласно заключению ООО «НЦ ГМД» от <дата> /сэ следует, что жилой дом по адресу: <адрес> находится на горном отводе ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское». Анализом горно-геологических материалов ликвидированной шахты Анжерская установлено, что земельный участок, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес> находится в зоне влияния подземных горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское». Согласно выполненным расчётам, приведённым в таблице 3.1 раздела 3, подземные горные работы ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское» повлияли на техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, с суммарными горизонтальными деформациями земной поверхности, превышающими допустимые значения.

Основной причиной ветхого состояния жилого    дома по адресу: <адрес>, являются подземные горные работы ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого    дома по адресу: <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением подземных горных работ ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское».

Причиной ветхого состояния жилого дома по    адресу: <адрес> является комплекс влияющих факторов: негативное воздействие морозного пучения грунта на фундамент здания, отсутствие конструктивных мер защиты строения, подтопление территории, естественный физический износ строения и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения. Следовательно, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес> ликвидированной шахты ОАО «Ш/у Анжерское».

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005, жилой дом по адресу: <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Ш/у Анжерское», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые значения и жилое строение относится к категории ветхих.

Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность данного заключения, которое отвечает принципам относимости, допустимости и достоверности, и является одним из доказательств по делу наравне с иными доказательствами. Выводы, сделанные экспертом логичны и обоснованы, мотивированы, подтверждены результатами проведенного исследования, сомнений у суда не вызывают, заключение последовательно в своих выводах.

Таким образом, суд считает установленным, что жилой дом по адресу <адрес>, расположен на горном отводе ОАО «Ш/у Анжерское», и в результате ведения горных работ пришел в непригодное для проживания состояние и подлежит сносу.

Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения спора являются наличие у истцов права собственности либо пользования жилым помещением и фактическое проживание в нем на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Из представленных доказательств судом установлено, что на момент признания ОАО «Ш/у Анжерское» несостоятельным (банкротом), то есть на <дата>, истцы фактически проживали в спорном жилом помещении и были зарегистрированы в нем как члены собственника, который заключением    СФ ОАО ВНИМИ от <дата> /сэ признан ветхим в результате ведения горных работ на ОАО «Ш/у Анжерское», непригодным для проживания.

С момента приобретения данный дом является единственным и постоянным местом проживания истцов, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у них нет.

Разрешая требования истцов о включении в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Ш/у Анжерское» оценивая доводы и возражения сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу    о наличии законных оснований к их удовлетворению.

Поскольку формирование, уточнение списков, установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления, в соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 – Администрации Анжеро-Судженского городского округа - ответчика по данному делу, суд приходит к выводу, что исковые требования истцов к администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого, ставшего ветхим в результате ведения горных работ подлежат удовлетворению.

Согласно п.10 Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 778)

33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек;

18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

        Поскольку Правила Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 года № 428, не содержат условий по очередности предоставления социальной выплаты гражданам, иными законодательными актами данный порядок также не установлен, суд считает, что предоставление социальной выплаты истцам не может быть поставлено в зависимость от наличия иных граждан в списках и иных условий, в том числе от объема финансирования.

Суд обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированной ОАО «Ш/у Анжерское» и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метра – на семью, состоящую из 2 человек, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░/░ ░░░░░░░░░».

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░/░ ░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 42 ░░. ░░░░░ - ░░ ░░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14.09.2023.

2-625/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Филимоненко Тимофей Петрович
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Другие
Министерство энергетики
Гречухин Максим Григрьевич
ФГБУ ГУРШ
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Гурьянова В.И.
Дело на сайте суда
anzhero-sudzhensky.kmr.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.03.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Подготовка дела (собеседование)
25.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.05.2023Предварительное судебное заседание
28.08.2023Производство по делу возобновлено
28.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2023Дело оформлено
11.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее