Решение по делу № 33-6103/2017 от 25.05.2017

Судья Майер Д.И. Дело № 33-6103/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 июня 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Лобовой О.А.,

судей Александровой Л.А., Варнавского В.М.,

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 20 марта 2017 года

по делу по иску Власовой Галины Николаевны к Администрации Курьинского района Алтайского края, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Отделению казначейства по Курьинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании социальной выплаты для поведения капитального ремонта жилого дома, поврежденного в результате паводка.

Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Власова Г.Н. обратилась в суд с иском, с учетом уточненных исковых требований, к Администрации Курьинского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному управлению Алтайского края по труду и социальной защите, Министерству финансов Российской Федерации, Отделению казначейства по Курьинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, повреждённого в результате паводка, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> руб.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что решением Курьинского районного суда от ДД.ММ.ГГ за ней признано право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка 2014 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, площадь указанного жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м. В соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 № 234 «Об утверждении порядка предоставления гражданам социальных выплат для поведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» социальная выплата на капитальный ремонт жилья составляет 4 900 руб. на один квадратный метр. Следовательно, общая сумма выплаты составляет <данные изъяты> руб. Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что граждане имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу, а Правительство Российской Федерации определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на неоднократные обращения в Администрацию Курьинского района и Алтайского края, в реализации признанного судом за ней права на получение указанных денежных средств истцу было отказано, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Решением Курьинского районного суда Алтайского края от 20 марта 2017 года исковые требования Власовой Г.Н. удовлетворены частично.

С Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в пользу Власовой Г.Н. взыскана социальная выплата для проведения капитального ремонта повреждённого в результате паводка жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, Курьинский район, с. Трусово, ул. Первомайская, 21, в размере <данные изъяты> руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

С решением суда не согласен ответчик Министерство труда и социальной защиты Алтайского края. В апелляционной жалобе просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда вынесено с нарушениями норм материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно определены обстоятельства, значимые для рассмотрения спора.

Поскольку социальные выплаты для капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилищного фонда предоставляются за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края, неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов в соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации были возвращены в федеральный бюджет. Таким образом, на момент вынесения решения федеральных средств на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, в бюджете Алтайского края не было.

Судом не дана надлежащая оценка тому факту, что средства федерального межбюджетного трансферта на проведение капитального ремонта жилищного фонда перечислялись в бюджет Алтайского края на основании сформированных уполномоченными органами списков, являющихся приложением к соглашению между Администрацией Алтайского края и Минстроем России от ДД.ММ.ГГ ***С.

Судом не учтено, что у истца отсутствуют правовые основания для получения социальной выплаты, поскольку в Управлении социальной защиты населения по Курьинскому району отсутствует список с персональными данными истца, являющийся приложением к соглашению между Администрацией Алтайского края и Минстроем России от ДД.ММ.ГГ ***/С о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Российской Федерации.

Обязанность по предоставлению списка возложена на администрацию Курьинского района Алтайского края, но не была ее выполнена.

Таким образом, права истца были нарушены администрацией Курьинского района Алтайского края, которая нарушила порядок формирования и предоставления указанных выше списков.

Права истца нарушены также Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, отказавшим в согласовании изменений в списки к Соглашению с персональными данными истца.

Минтрудсоцзащиты Алтайского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку уполномочено исключительно на доведение перечисленных в бюджет Алтайского края средств федерального межбюджетного трансферта до управлений.

Поскольку Минтрудсоцзащитой Алтайского края права, свободы и законные интересы истца не нарушались, исковые требования не подлежали удовлетворению.

Надлежащими ответчиками по данному делу являются Минстрой России, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и администрация Курьинского района Алтайского края.

Поскольку у Минтрудсоцзащиты Алтайского края отсутствуют полномочия по перечислению денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого дома, а также отсутствуют денежные средства на соответствующее финансирование, решение суда является неисполнимым.

В связи с изложенным для исполнения решения суда за счет бюджета Алтайского края к участию в деле должно было быть привлечено Правительство Алтайского края.

В письменных возражениях Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменных возражениях Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края указывает, что у органов исполнительной власти Алтайского края не имелось правовых оснований и финансовых средств для выплаты истцу денежных средств на проведение капитального ремонта.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края поддержал доводы жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело подлежит рассмотрению в отсутствие этих лиц.

Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.

Как усматривается из материалов дела Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее Минстрой России) заключёно Соглашение *** от ДД.ММ.ГГ о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципальных образований) по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Российской Федерации. К названному Соглашению заключено Дополнительное соглашение *** от ДД.ММ.ГГ ***.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ*** Власова Е.Г. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. (л.д. 117).

Указанный жилой дом был поврежден в результате паводка 2014 года.

Решением Курьинского районного суда Алтайского края от 14.10.2015 за Власовой Г.Н. признано право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка 2014 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

После вступления в законную силу решения Курьинского районного суда Алтайского края от 14.10.2015 администрацией Курьинского района Алтайского ДД.ММ.ГГ и повторно ДД.ММ.ГГ в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (в настоящее время Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края) направлены предложения по актуализации приложения *** к дополнительному соглашению *** от ДД.ММ.ГГ *** о включении в соответствующий список Власовой Г.Н. В связи с чем Власова Г.Н. включена в Список граждан Алтайского края, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате паводка и нуждающихся в капитальном ремонте (Приложение *** к Дополнительному соглашению ***, утверждённый ДД.ММ.ГГ первым заместителем Губернатора Алтайского края), согласно которому, размер государственной поддержки (социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, повреждённого в результате паводка), подлежащий выплате Власовой Г.Н., определён в сумме <данные изъяты> руб.

Вместе с тем, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации отказано в заключении (подписании) Дополнительного соглашения *** к Соглашению *** от ДД.ММ.ГГ со ссылкой на то, что Правила, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, не предусматривают финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам на основании судебных решений о признании их собственниками жилых помещений, повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта. Также Минстрой России ссылается, что в соответствии с п. 2 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в федеральный закон о бюджете.

Минстрой России, в возражениях на исковое заявление, также указывает, что средства федерального бюджета в размере 90 млн. руб. в 2014 году и в размере 2467,01 млн. руб. в 2015 году были перечислены в бюджет Алтайского края, которые на ДД.ММ.ГГ в полном объеме не были освоены. Минфином России в свою очередь согласован в 2016 году возврат бюджету Алтайского края неиспользованных остатков по иным межбюджетным трансфертам, полученным в 2015 году, в размере 587,46 млн. руб.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закреплённых в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. з) ст. 10 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Российской Федерации определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 № 447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее – Правила № 447 от 07.05.2015).

Согласно пп. а) п. 5 названных Правил, трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, повреждённых в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населённых пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также повреждённое в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

Во исполнение указанных правил Постановлением Администрации Алтайского края от 17.06.2015 № 234 утвержден «Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, повреждённого в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок № 234 от 17.06.2015).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 10, 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами № 447 от 07.05.2015 и Порядком № 234 от 17.06.2015, пришел к выводу о необходимости взыскания с Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, как главного распорядителя иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда, социальной выплаты для проведения капитального ремонта повреждённого в результате паводка жилого дома истца.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

Право истца на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка 2014 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, подтверждено решением Курьинского районного суда Алтайского края от 14.10.2015.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что не смотря на обращение истца, до настоящего времени соответствующая социальная выплата ей не предоставлена.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство труда и социальной защиты Алтайского края является ненадлежащим ответчиком несостоятельны, так как основаны на неверном понимании норм материального права. В соответствии с п.п. 11,14 Порядком *** от ДД.ММ.ГГ социальные выплаты предоставляются за счёт иных межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края на цели, указанные в п. 1 настоящего Порядка.

Главным распорядителем иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта повреждённого жилищного фонда (далее - «трансферт»), является Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите, которое с 01.01.2017 переименовано в Министерство труда и социальной защиты Алтайского края. Минтрудсоцзащита перечисляет управлениям средства, необходимые для предоставления гражданам социальных выплат.

Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Минтрудсоцзащита как главный распорядитель иных межбюджетных трансфертов.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой о том, что неподписание Минстроем России Дополнительного соглашения *** к Соглашению *** от ДД.ММ.ГГ не является основанием для отказа истцу во взыскании в ее пользу социальной выплаты для проведения капитального ремонта принадлежащего ей жилого дома, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, право на которую признано вступившим в законную силу решением суда. Неподписание названого Дополнительного соглашения не является виной Власовой Г.Н.

Иное свидетельствовало бы об ухудшении ее положения как лица, право на получение соответствующей социальной выплаты которого признано вступившим в законную силу решением суда, по сравнению с лицами, имеющими аналогичное право, включенными в подписанное Дополнительное соглашение *** к указанному Соглашению.

Доводы жалобы ответчика о том, что предоставление социальных выплат проводится в рамках утвержденного бюджета, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку отсутствие денежных средств не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению соответствующих выплат.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика основанием к отмене решения быть не могут, поскольку были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо дополнительных доводов, которые бы ставили под сомнение правильность и обоснованность выводов суда, жалоба не содержит. Кроме того, доводы направлены на иное толкование норм права и оценку доказательств.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курьинского районного суда Алтайского края от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Майер Д.И. Дело № 33-6103/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

13 июня 2017 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Лобовой О.А.,

судей Александровой Л.А., Варнавского В.М.,

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 20 марта 2017 года

по делу по иску Власовой Галины Николаевны к Администрации Курьинского района Алтайского края, Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Отделению казначейства по Курьинскому району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании социальной выплаты для поведения капитального ремонта жилого дома, поврежденного в результате паводка.

Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курьинского районного суда Алтайского края от 20 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6103/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Власова Г.Н.
Ответчики
УФК по Алтайскому краю
Отделение казначейства по Курьинскому району УФК по Алтайскому краю
Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края
Министерство финансов РФ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Министерство труда и социальной защиты Алтайского края
Администрация Курьинского района
Другие
Тарасов С.И.
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
13.06.2017Судебное заседание
14.06.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее