Судья Хохлова Н.Г. Дело №33-7490/2023
Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода
Дело № 2-3127/2023
УИД: 52RS0005-01-2023-000810-96
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Нижний Новгород 23 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Паршиной Т.В.
судей Беловой А.В., Сивохиной И.А.
при секретаре судебного заседания Демирове А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе администрации [адрес]
на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 марта 2023 года
по иску С.И.В. к администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Паршиной Т.В., объяснения С.И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.И.В. обратился в суд с иском к ответчику Администрации города Нижнего Новгорода о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м., в обоснование заявленных требований указал следующее (л.д.11-18).
С.С.В., мать истца, решением Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 23.04.2007 года была лишена родительских прав. В графе отец в свидетельстве о рождении истца стоит прочерк.
Над истцом была установлена опека С.И.В., согласно распоряжения заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от [дата] [номер] «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода [дата] [номер]».
С 10.11.2017 года истец в соответствии с приказом о зачислении [номер] находится в ГКОУ «Павловский санаторный детский дом».
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от [дата] [номер] истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Нижний Новгород.
С.И.В. не является собственником или нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Основания для предоставления истцу жилого помещения на территории [адрес] наступили 29.10.2022 года.
Истец обратился в администрацию Автозаводского района г. Н.Новгорода с заявлением о предоставлении истцу по договору найма специализированных жилых помещений жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения. Ответом от [дата] [номер] истцу сообщили, что он включен в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, что администрация Автозаводского района не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам.
С.И.В. направил письмо в администрацию города Нижнего Новгорода о предоставления жилья как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет. Департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода истцу дан ответ от [дата]. [номер] о том, что он включен в список, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 06 июня 2022 года постановлено:
Обязать Администрацию города Нижнего Новгорода предоставить С.И.В. [дата] года рождения (ИНН [номер]) жилое помещение специализированного жилищного фонда Нижегородской области по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям г. Нижнего Новгорода, общей площадью не менее 30 кв.м.
В апелляционной жалобе администрации города Нижнего Новгорода поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений из государственной собственности Нижегородской области в муниципальную собственность и отнесения их к специализированному жилищному фонду. В настоящее время в администрации города отсутствует информация о сроках приобретения и передачи из государственной собственности Нижегородской области в муниципальную собственность г. Н. Новгорода жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В заседание апелляционной инстанции представителя администрации города Нижнего Новгорода, администрации Автозаводского района г. Н.Новгорода, Министерства социальное политики Нижегородской области не явились, о дате времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем направления судебных извещений. Кроме того, информация о деле размещена на официальном интернет-сайте Нижегородского областного суда www.oblsudnn-nnov.sudrf.ru и www.oblsudnn.ru.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения С.И.В., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Конституции Российской Федерации, статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", закона Нижегородской области от 30.09.2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", закона Нижегородской области от 07.09.2007 года N 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области", постановления Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 № 404 "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений", положения о порядке обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в муниципальном образовании город Нижний Новгорода», пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из установленного факта ненадлежащего исполнения уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией г. Нижнего Новгорода - обязанностей по предоставлению истцу, включенной в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Суд также исходил из того, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан не поставлено законом в зависимость от каких-либо условий.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального и процессуального права, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 абзац 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (пункт 1 абзац 2).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Аналогичные положения содержатся в статье 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 года № 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и главе 3.3-1 Закона Нижегородской области "О жилищной политике в Нижегородской области".
По делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства.
23.04.2007 года решением Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода мать истца С.С.В. была лишена родительских прав (л.д. 25).
В графе отец в свидетельстве о рождении истца стоит прочерк (л.д.26).
Согласно распоряжению заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от [дата] [номер] «О внесении изменений в распоряжение главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от [дата]. [номер] над истцом была установлена опека С.И.В..
Истец с 10.11.2017 года в соответствии с приказом о зачислении [номер] находится в ГКОУ «Павловский санаторный детский дом» (л.д.22).
Распоряжением заместителя главы администрации города Нижнего Новгорода, главы администрации Автозаводского района от [дата] [номер] истец был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Нижний Новгород (л.д. 23).
Истец обратился в администрацию Автозаводского района города Нижнего Новгорода с заявлением о предоставлении истцу по договору найма специализированных жилых помещений жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения.
Ответом от [дата] [номер] истцу сообщили, что он включен в список детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, что администрация Автозаводского района не наделена полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам (л.д. 20-21)
С.И.В. обратился в администрацию города Нижнего Новгорода о предоставления жилья как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.
Департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода истцу дан ответ от [дата] [номер] о том, что он включен в список, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам (л.д. 19).
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области, представленным по запросу суда, за С.И.В. отсутствуют зарегистрированные права на недвижимое имущество (л.д. 50).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 года №404 утвержден Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которое предусматривает, что специализированное жилое помещение предоставляется из специализированного жилищного фонда, управление которым осуществляет орган местного самоуправления, принявший решение о включении лица, в список. В качестве предоставляемых специализированных жилых помещений используются отнесенные в установленном порядке к специализированному жилищному фонду следующие жилые помещения: - жилые помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда; - жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья, а также построенные органами местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования (за исключением городского округа город Нижний Новгород (далее - город Нижний Новгород)) по муниципальному контракту; - жилые помещения, приобретенные на первичном рынке жилья (в том числе путем заключения договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов) либо на вторичном рынке жилья на территории города Нижнего Новгорода министерством социальной политики Нижегородской области или государственным бюджетным учреждением Нижегородской области, функции и полномочия учредителя которого осуществляет министерство социальной политики Нижегородской области, по государственному контракту.
Специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Специализированное жилое помещение предоставляется по месту жительства лица, включенного в список, за исключением случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3.4.
Специализированное жилое помещение предоставляется лицам, включенным в список, по их заявлению о предоставлении специализированного жилого помещения в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Специализированные жилые помещения предоставляются однократно по договору найма специализированного жилого помещения.
Доказательств, подтверждающих, что С.И.В. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя иного жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, в материалах дела отсутствуют.
Установив указанные обстоятельства и принимая во внимание, что истец в установленном порядке включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения истцу не представлено, учитывая, что формирование указанного списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию уполномоченным органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и положения вышеприведенных норм права не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями возможно только после передачи жилых помещений Правительством Нижегородской области в муниципальную собственность, и принятое судом решение неисполнимо, отклоняются судебной коллегией.
Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2021 года № 404, специализированное жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Общая площадь специализированного жилого помещения не может быть меньше нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающих граждан (30 кв. м) и не может превышать указанную величину более чем на 50 процентов.
Положениями Закона Нижегородской области от 30.09.2008 г. № 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями
Законом Нижегородской области от 07.09.2007 года № 123-З "О жилищной политике в Нижегородской области" в ст. 10 установлено, что распоряжение жилыми помещениями жилищного фонда Нижегородской области осуществляется уполномоченными Правительством Нижегородской области органами исполнительной власти Нижегородской области, в том числе, путем предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Нижегородской области для социальной защиты отдельных категорий граждан.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений вышеуказанной категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации г. Нижнего Новгорода.
Отсутствие у администрации полномочий на приобретение жилых помещений не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан.
В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.
Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Действующее законодательство не ставит предоставление жилья в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий.
Кроме того, пунктом 4.2. Порядка предусмотрено, что в случае предоставления специализированного жилого помещения из состава имеющегося муниципального жилищного фонда соответствующему муниципальному образованию за счет субвенций, предусмотренных в областном бюджете бюджетам муниципальных образований на исполнение переданных государственных полномочий в области жилищных отношений по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, источником финансового обеспечения которых являются средства областного бюджета, в том числе средства федерального бюджета, предоставленные областному бюджету в форме субсидии в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, заключенным между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области (далее - субвенции бюджетам муниципальных образований), возмещается стоимость такого жилого помещения в размере, равном оценочной стоимости предоставляемого специализированного жилого помещения, установленной в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", но не более максимальной стоимости жилого помещения, определяемой в соответствии с пунктом 4.5 настоящего Порядка.
Таким образом, с момента включения С.И.В. в список на получение жилья у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, причем необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Таким образом, все доводы жалобы заявителя изучены судебной коллегией, указанное было предметом исследования судом первой инстанции выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют. Решение суда признается законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя отклоняется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 10 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Нижнего Новгорода – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) через суд первой инстанции.
Председательствующий Паршина Т.В.
Судьи Белова А.В. Сивохина И.А.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 24 мая 2023 года.