АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2022 года по делу № 22-1657/2022
Судья Ахмедханов М.М.
(вводная и резолютивная части)
Верховный Суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Зульфигарова К.З., при секретаре судебного заседания Алиевой Л.М,
с участием:
прокурора Курбановой П.К.,
защитников - адвокатов Гададова И.С. и Азизовой Д.Д.,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы по апелляционному представлению государственного обвинителя Алибекова А.И. на постановление Избербашского городского суда Республики Дагестан от 28 июля 2022 года, которым в отношении
Абдуллаева Гаджи Исабековича,<дата> г. рождения,уроженца <адрес>, гражданина РФ, не судимого, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «д» и «з» ч.2 ст. 112, п.п. «а» и «в» ч.2 ст. 115, ч.2 ст. 213, ч.1 ст. 222, ч.1 ст. 222, ч.1 ст. 222.1 и ч.1 ст. 228 УК РФ, избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 3 месяца, то есть до 27 октября 2022 года включительно.
Заслушав доклад судьи Зульфигарова К.З., выступления прокурора Курбановой П.К., поддержавшей доводы апелляционного представления, защитников Гададова И.С. и Азизовой Д.Д., полагавших необходимым постановление суда оставить без изменения, представление - без удовлетворения,
у с т а н о в и л:
в производстве Избербашского городского суд РД с 24 мая 2021 года находится уголовное дело в отношении Абдуллаев Г.И., обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «д» и «з» ч.2 ст. 112, п.п. «а» и «в» ч.2 ст. 115, ч.2 ст. 213, ч.1 ст. 222, ч.1 ст. 222, ч.1 ст. 222.1 и ч.1 ст. 228 УК РФ, в отношении была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В ходе рассмотрения указанного уголовное дело в отношении Абдуллаева Г.И. в судебном заседании 28 июля 2022 года защитником Гададовым И.С. заявлено ходатайство об изменении меры пресечения подсудимому Абдуллаеву Г.И. на домашний арест, которое обжалованным постановлением Избербашского городского суда Республики Дагестан удовлетворено, в отношении Абдуллаева Г.И. избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком на 3 месяца, то есть до 27 октября 2022 года включительно, из-под стражи он освобожден.
В апелляционном представлении заместитель прокурора города Алибеков А.И. считает постановление суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона. Ссылаясь на положения ч.1 ст.108, ч.1 ст.110, ст.97 УПК РФ и разъяснения постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2013 №41 указывает, что суд не учел характер и степень общественной опасности преступлений, в которых обвиняется Абдуллаев Г.И., их тяжесть, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет. Обращает внимание на то, что необходимость применения меры пресечения в виде заключения под стражу была вызвана тем, что Абдуллаев Г.И., оставаясь на свободе, может продолжить заниматься преступной деятельностью, о чем свидетельствует тот факт, что он ранее 01.03.2013 привлекался к уголовной ответственности по ч.1 ст. 213 и ч.1 ст. 318 УК РФ, 18.07.2019 привлекался к уголовной ответственности по п.п. «а» и «г» ч.3 ст. 226 и п.п. «г» и «з» ч.2 ст. 112 УК РФ, по которым судом были применены ПММХ, с 02.08.2019 находясь на принудительном лечении в отделении специализированного типа ГБУ РД «РПНД» г. Махачкала, Абдуллаев Г.И. совершил побег и 05.02.2020 совершил преступление, по которому возбуждено уголовное дело.
Также указывает, что Абдуллаев Г.И. по месту жительства характеризуется отрицательно, нигде не работал, общественно полезным трудом не был занят. Из описательной части постановления следует, что суд не исследовал какие либо сведения, свидетельствующие об изменении обстоятельств, послуживших основанием для заключения под стражу. По уголовному делу не допрошены все потерпевшие и свидетели, в связи с чем, судом не проверены доводы обвинения о том, что Абдуллаев Г.И. может воздействовать на свидетелей с целью изменения ими своих показаний или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Признание вины подсудимым не свидетельствует о том, что последний не может воздействовать на свидетелей, поскольку как в ходе предварительного следствия, так и с начала судебного разбирательства, Абдуллаев Г.И. свою вину в инкриминируемых ему преступлениях не признавал.
Также судом вынесено решение об избрании в отношении Абдуллаева Г.И. меры пресечения в виде домашнего ареста, а не об изменении предыдущей меры пресечения в виде заключения под стражу. Просит отменить постановление суда от 27 июля 2022 года, избрав в отношении Абдуллаева Г.И. меру пресечения в виде заключения под стражу.
В возражениях на апелляционное представление защитник Азизова Д.Д. просит постановление Избербашского городского суда Республики Дагестан от 27 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные сторонами письменные материалы, обсудив доводы апелляционного представления и выслушав участников процесса, приходит к следующим выводам.
Согласно положениям ч. 4 ст. 7 УПК РФ постановление, определение суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными, таковыми признаются судебные решения, отвечающие требованиям уголовного и уголовно-процессуального законов.
Этим требованиям закона обжалуемое постановление суда не соответствует.
Так, в соответствии с ч.1 ст.255 УПК РФ в ходе судебного разбирательства суд вправе избрать, изменить или отменить меру пресечения в отношении подсудимого.
Исходя из ч.1 ст.110 УПК РФ мера пресечения отменяется, когда в ней отпадает необходимость, или изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные статьями 97 и 99 УПК РФ.
Как правильно обращено внимание в апелляционном представлении, вопреки указанным положениям закона, суд первой инстанции, рассмотрев в судебном заседании ходатайство стороны защиты об изменении подсудимому Абдуллаеву Г.И. меры пресечения в виде заключения под стражу на домашний арест, вынес решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста.
При этом судом без принятия решения об изменении либо отмене Абдуллаеву Г.И. меры пресечения в виде заключения под стражу, освободил его из-под стражи, что законом не предусмотрено. Тем самым, без принятия предусмотренного законом решения, фактически отменил подсудимому Абдуллаеву Г.И. меру пресечения в виде заключения под стражу.
Кроме того, суд первой инстанции, принимая решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении Абдуллаева Г.И., находящемуся под стражей, суд не мотивировал в своем постановлении наличие оснований для возможности изменения подсудимому Абдуллаеву Г.И. меры пресечения в виде содержания под стражей на более мягкую, в т.ч. на домашний арест.
При этом суд в своем постановлении указа, что учитывает сведения, положительно характеризующие личность подсудимого, тогда как такие данные в постановлении не приведены.
Выводы суда о необходимости применения подсудимому Абдуллаеву Г.И. меры пресечения в виде домашнего ареста вместо содержания под стражей со ссылкой на то, что он при обсуждении ходатайства стороны защиты заявил о признании вины, имеется жилье в г.Избербаше не может быть признаны обоснованными, учитывая характер и степень общественной опасности преступлений, в совершении которых подсудимый обвиняется, данные о его личности, на которые обоснованно ссылается государственный обвинитель в своем представлении, которые судом при решении вопроса о мере пресечения оставлены без внимания.
Как правильно обращено внимание в представлении, вопреки положениям закона и разъяснениям постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий», как следует из протокола судебного заседания от 28 июля 2022 г., суд первой инстанции не исследовал в судебном заседании какие - либо материалы и доказательства, свидетельствующие об изменении на момент рассмотрения вопроса о мере пресечения предусмотренных ст. 97 УПК РФ оснований, а также оставил без исследования материалы, касающиеся обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК РФ и личности подсудимого.
При указанных обстоятельствах постановление суда первой инстанции не может быть признано обоснованным, подлежит отмене с учетом требований ст. ст. 389.15, 389.16, 389.17 УПК РФ, поскольку при его вынесении допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку не учтены сведения, которые могли бы повлиять на существо принятого решения.
Принимая во внимание изложенное, а также тяжесть инкриминируемых подсудимому Абдуллаеву Г.И. преступлений, данные о его личности, с учетом которых подсудимому Абдуллаеву Г.И. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и были продлены сроки содержания его под стражей, в т.ч. тяжесть преступлений, данные, отрицательно характеризующие его личность, то, что он ранее неоднократно привлекался к уголовной ответственности, что свидетельствует о том, что он может продолжать заниматься преступной деятельностью, в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и проведения судебного заседания в разумные сроки, суд апелляционной инстанции считает необходимым до завершения судебного разбирательства по уголовному делу избрать в отношении Абдуллаева Г.И. меру пресечения в виде заключения под стражу, установив его срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.15, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Постановление Избербашского городского суда РД от 28 июля 2022 г. об избрании подсудимомуАбдуллаеву Гаджи Исабековичу, <дата> рождения, меры пресечения в виде домашнего ареста, отменить, вынести новое решение.
Избрать подсудимому Абдуллаеву Гаджи Исабековичумеру пресечения в виде заключения под стражу, установив срок содержания под стражей на 2 месяца, исчислением его срока со дня заключения его под стражу.
Апелляционное представление государственного обвинителя Алибекова А.И. удовлетворить.
Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжаловано в порядке выборочной кассации, предусмотренном статьями 401.10 - 401.12 УПК РФ, непосредственно в Пятый кассационный суд общей юрисдикции. При этом подсудимый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий судья