Решение по делу № 2-1003/2024 от 30.01.2024

Дело № 2- 1003/2024

УИД16RS0045-01-2024-000587-46

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 мая 2024 года                                                                     г.Казань

мотивированное решение принято

в окончательной форме 13 мая 2024 г.

Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,

при секретаре судебного заседания    Захаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    ФИО к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплаты индексации заработной платы, компенсации морального вреда,

                                            УСТАНОВИЛ:

ФИО обратилась с иском в суд к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплаты индексации заработной платы, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что ФИО на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГг. работала в ПАО СК «Росгосстрах» по ДД.ММ.ГГГГ в должности главного юриста отдела Управления суброгационной работы Блока в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к трудовому договору между истцом и ПАО СК «Росгосстрах» за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора, истцу установлен должностной оклад в размере 30 000 рублей.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 913-0-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 1707-0, от ДД.ММ.ГГГГ N 2618-0).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.

За время работы у Ответчика индексация заработной платы истцу не осуществлялась. На претензию об индексации заработной платы от ДД.ММ.ГГГГ ответчик на данный момент не ответил.

Считает, что своими действиями Ответчик нарушил права и в пользу истца подлежит взысканию задолженность по заработной плате в связи с неиндексацией заработной платы, согласно следующего расчета. Уровень инфляции в 2022-м составил 11,94%. Сведения об этом Росстат опубликовал в конце января 2023-го. Оклад истца составляет - 30 000 руб., соответственно к этой сумме нужно прибавить 30 ООО х11,94% = 3 582 руб. Полученный результат всегда округляют в большую сторону (в пользу работника). То есть с ДД.ММ.ГГГГ з/п повысится на 3582 руб. Итого оклад истца с ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 30 000 + 3 582= 33 582 руб.

Соответственно, подлежит взысканию: за ноябрь 2022 г. - 3 582 руб.

За декабрь 2022 г. - 3 582 руб.

Итого за 2022 год - 7 164 рубля.

В 2023 году прогнозируемый уровень инфляции ожидается в размере 11,3 %, при этом проиндексированные суммы округляются до целых рублей. Оклад после индексации составит:

33 582 х 11,3 % = 37376,77 руб. Разница между выплаченной и проиндексированной заработной платой за 2023 года составляет 7 376,77 руб. Умножаем эту сумму на 10 месяцев 2023 года и получаем: 73 767,7 рубля - за 2023 год. А всего - 7 164 руб. + 73 767,7 руб. = 80 931,7 руб.

С учетом положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты с учетом индексации заработной платы.

Сумма задержанных средств 6 393 руб.

За период с 01.11.2022г. по 31.12.2022г. сумма компенсации составляет 109,25 руб.

Сумма задержанных средств 12 765,41 руб.

За период с 01.01.2023г. по 31.10.2023г. сумма компенсации составляет 1 328,30 рублей. Итого 1 437,55 руб. до дня фактического исполнения обязательства.

Кроме того, истцу причинён моральный вред, который истец оценивает в 25 000 рублей.

Истец просила взыскать с ответчика в ее пользу индексацию заработной платы за период с 01.11.2022г. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 80 931,70 руб., проценты по статье 236 РК РФ по день подачи искового заявления в размере 1 437,55 руб., продолжая их начисление по день фактического исполнения решения суда на сумму задолженности 80 931,70 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, по доводам изложенным в возражениях, применить срок исковой давности.

Представитель третьего лица Государственная инспекция труда РТ в судебное заседание не явился.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В силу частей 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О, от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.

При разрешении споров работников с работодателями, не получающими бюджетного финансирования, по поводу индексации заработной платы, подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников в организациях, не получающих бюджетного финансирования.

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и ФИО был заключен трудовой договор .

ФИО работала в должности главного юриста отдела Управления суброгационной работы Блока в <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ дополнительным соглашением к трудовому договору между истцом и ПАО СК «Росгосстрах» за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных условиями трудового договора, истцу установлен должностной оклад в размере 30 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО СК «Росгосстрах» и ФИО было составлено Соглашение о прекращении трудовых отношений.

Согласно пункту 3 Соглашения работодатель и работник признаю, что по соглашению сторон дополнительная выплата (дополнительное выходное пособие) работнику составит сумму в размере 90 000 рублей.

Согласно пункту 6 Соглашения работодатель и работник признают, что настоящее Соглашение представляет собой полное соглашение и договоренность между работодателем и работником.

В соответствии с пунктом 7 Указанного Соглашения, Работник подтверждает, что все выплаты по настоящему Соглашению, включая выплаты в соответствии с пунктом 3, являются полными и окончательными и Работник обязуется и гарантирует, что не будет в будущем заявлять никаких требований к Работодателю касательно выплат любого характера и в любом размере.

Таким образом, в соответствии с Соглашением о прекращении трудовых отношений ФИО отказалась от требований к ПАО СК «Росгосстрах» в том числе и от индексации заработной платы и от процентов.

Заявленная ФИО индексация за период с ДД.ММ.ГГГГ по 31.10.2023г. является необоснованной по следующим основаниям.

Согласно пункту 6.10 Правил внутреннего трудового распорядка в ПАО СК «Росгосстрах» с изменениями по ДД.ММ.ГГГГ: «В соответствии со статье 134 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги решение об индексации заработной платы по итогам очередного календарного года выносится на рассмотрение Генерального директора общества или лица, им уполномоченного.

Индексация проводится не реже 1 раза в 2 года, не позднее 2-го квартала следующего за отчетным периодом. Причиной проведения индексации является рост потребительских цен на товары и услуги в Российской Федерации. Обязательным условием для проведения индексации является выполнение компанией плановых показателей по прибыли (по стандартам ОСБУ) за предшествующий отчетный год, при условии получения прибыли по итогам финансового года и отс4тствия признаков несостоятельности (банкротстве).

Индексация проводится путем единоразовой выплаты работникам из расчета суммы, не превышающей МРОТ, в размере не ниже ставки инфляции определенной Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

Процент индексации заработной платы (далее - ставка) должна быть утверждена не ниже уровня инфляции за текущий период индексации. Решение проведении индексации заработной платы и ставка устанавливается приказом Генерального директора, который издается не позднее 2 квартала месяца следующего за отчетным периодом. Индексация заработной платы проводится учетом оплаты труда на работах в местностях с особыми климатическим условиями (сумм районных коэффициентов и процентной надбавки за стаж работы районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, а также в иных местностях с особыми климатическими условиями)».

С правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными приказом ПАО СК «Росгосстрах» от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями, утвержденными приказами № П-195 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-394 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-624 от 14.08. 2020г. ФИО ознакомлена под роспись 30.10.2020г. и с приказом № П-1029 от 13.12.2021г. ФИО ознакомлена под роспись 16.02.2022г.

Суд полагает, что при разрешении заявленного истцом спора по поводу индексации заработной платы подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающие системы оплаты труда, порядок индексации заработной платы работников ПАО СК «Росгосстрах», но с учетом того, что в силу части 7 статьи 12 Трудового кодекса Российской Федерации локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие, в отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

После вступления в силу Правил внутреннего трудового распорядка ПАО СК «Росгосстрах», в редакции утвержденным приказом № П-1029 от ДД.ММ.ГГГГ индексация заработной платы за 2022 и 2023 год (учитывая пункт 6.10 ПВТР) должна быть проведена не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из материалов дела, в целях обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы-индексации зарабюотной платы на основании статей 130,132,134 Трудового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, индексация заработной платы ФИО за требуемый истцом период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть произведена, поскольку ФИО уволилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть до даты проведения индексации (до окончания ДД.ММ.ГГГГ).

Следовательно, заработная плата ФИО не подлежит индексации и требования истца не подлежат удовлетворению.

Кроме того, стороной ответчика заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно части 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Следовательно, при рассмотрении вопроса о соблюдении ФИО срока на обращение в суд с требованием о взыскании индексации заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует установить момент, то есть дату, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права на выплату заработной платы с учетом индексации.

О нарушении своего права на получение индексации ФИО узнала при увольнении, то есть 31.10.2023г.

         Иск в суд поступил ДД.ММ.ГГГГ, то есть срок на обращение в суд с настоящим иском не пропущен.

Поскольку ФИО отказано в удовлетворении первоначальных исковых требований     к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании индексации заработной платы по существу, не подлежат удовлетворению и требования истца о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты индексации заработной платы, компенсации морального вреда.

          Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО к ПАО СК «Росгосстрах» о взыскании индексации заработной платы, компенсации за нарушение сроков выплаты индексации заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                             Сафина Л.Б.

2-1003/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Яфизова Диляра Нургаяновна
Ответчики
ПАО СК Росгосстрах
Другие
Государственная инспекция труда в Республике Татарстан
Суд
Авиастроительный районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Сафина Лилия Булатовна
Дело на странице суда
aviastroitelny.tat.sudrf.ru
30.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2024Передача материалов судье
31.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2024Судебное заседание
11.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее