Решение по делу № 2-85/2022 от 14.09.2021

Дело № 2-85/2022

Решение

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 г.                                                            г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при помощнике судьи Жуковой Л.В.,

с участием представителя истца Земцева Р.В.,

представителей ответчика Соловьевой Е.А., Юлегиной Е.Е.,

представителя третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к Товариществу собственников жилья «Ленина 37» о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери,

установил:

Администрация города Твери обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Ленина 37» (далее – ТСЖ «Ленина 37») о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери.

В обоснование исковых требований указано, что ТСЖ «Ленина 37» является юридическим лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. 06.05.2020 в 14:30 часов в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад <адрес> по проспекту Ленина в городе Твери имеет разрушения штукатурного слоя, трещины. 20.05.2020 о наличии повреждений фасада указанного здания администрацией Пролетарского района в городе Твери Товариществу направлено письменное уведомление. 28.05.2020 в 15:30 часов в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад <адрес> по проспекту Ленина в городе Твери имеет повреждения штукатурного слоя, трещины. Повреждения, выявленные 06.05.2020 не устранены. Со ссылками на ч. 1 и 2 ст. 3, 12, 130 Конституции Российской Федерации, ч. 1, 3 ст. 7, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила благоустройства территории города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, указано, что уполномоченные органы и структурные подразделения Администрации города Твери осуществляют контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территории города, в том числе территорий общего пользования в пределах установленных полномочий. В соответствии с пп. 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2, Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери, в связи с чем Администрация города Твери обращается в суд настоящим иском. Со ссылками на пункты 1.5, 5.1, 5.3, 5.5, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5, 5.7, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.5, 5.6 Правил благоустройства территории, приложение 1 к Правилам благоустройства территории, указано, что в связи с нарушениями, выявленными 28.05.2020, постановлением административной комиссии города Твери от 30.06.2020 № 789-АК/20 ответчик был привлечен к административной ответственности по статье 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. Решением Пролетарского районного суда города Твери от 17.09.2020, оставленным без изменения решением Тверского областного суда от 02.12.2020, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. По состоянию на 27.08.2021 фасады здания, расположенного по адресу: <адрес> имеют следующие видимые повреждения: главный фасад здания, обращенный к проспекту Ленина города Твери, имеет видимые локальные разрушения штукатурного слоя и трещины в местах примыкания водосточных труб на вертикальной плоскости наружной стены на уровне между вторым и третьим этажами, локальные трещины штукатурного слоя под оконными проемами и между оконными проемами на уровне второго этажа; боковой фасад, обращенный к дому по проспекту Ленина города Твери, имеет следующие видимые повреждения: локальные трещины штукатурного слоя на нижней части карниза (сопряжения фасада с конструкцией кровли), под оконными проемами на уровне третьего и четвертого этажей; боковой фасад, обращенный к дому по проспекту Ленина города Твери, имеет следующие видимые повреждения: локальные трещины на нижней выступающей части карниза (сопряжения фасада с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа и под оконными проемами на уровне второго этажа; дворовый фасад здания имеет следующие видимые повреждения: трещины штукатурного слоя в подоконных и междуоконных проемах на уровне второго этажа и на выступающей нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа. Кроме того, наблюдается выцветание, отслоение и шелушение окрасочного слоя главного, бокового и дворового фасадов. Выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. С учетом совокупности вышеуказанных условий Администрация города Твери полагает, что ответчик бесхозяйственно содержит вверенное ему собственниками помещений многоквартирного дома № по пр-ту Ленина в г. Твери общее имущество дома, а именно: несущие стены главного, бокового и дворового фасадов дома, что находится во взаимосвязи с неисполнением им публично-правовых обязательств, возложенных на него муниципальным правовым актом - Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368. В соответствии с пунктом 13(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные. Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год: весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту; осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период. Таким образом, о техническом состоянии фасадов, выявленном в августе 2021 года, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей, ответчик не мог не знать. Более того, о несоответствии фасадов здания, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, ответчику было известно в связи с привлечением его к административной ответственности постановлением административной комиссии города Твери от 30.06.2020 № 789-АК/20. Несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев стен фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки. Неисполнение ответчиком публично-правовой обязанности, возложенных на него муниципальным правовым актом, носит длительный, свыше 1 года 3 месяцев, и непрекращающийся характер, что является недопустимым.

На основании изложенного истец просил суд: обязать ответчика, ТСЖ «Ленина 37» ОГРН ИНН (<адрес>), привести фасады здания, расположенного по адресу: <адрес> в нормативное состояние, предусмотренное Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, а именно: восстановить целостность штукатурного слоя главного, боковых и дворового фасадов, произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения в течение 2 месяцев с даты окончания отопительного сезона 2021 - 2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г.

В судебном заседании представитель истца Земцев Р.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ТСЖ «Ленина 37» Соловьева Е.А., Юлегина Е.Е. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, указав на то, что ремонт более 50% фасадов является капитальным, а не текущим.

Ранее ответчиком представлены письменные возражения суть которых сводится к следующему. Фасад дома нуждается не в текущем ремонте, за который несет ответственность ТСЖ, а в капитальном, за который несет ответственность Фонд капитального ремонта МКД Тверской области. Собственники помещений в МКД не принимали решений об обязании ТСЖ выполнить косметический ремонт всего фасада, напротив, собственники помещений в МКД приняли решение о выполнении капитального ремонта фасада Фондом капитального ремонта МКД Тверской области. Согласно ч. 1.1.1 ст.161 ЖК РФ управление ТСЖ обеспечивает выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД. В соответствии с правовой природой ТСЖ, законодательство РФ не предусматривает самостоятельной экономической и практической деятельности ТСЖ вне решений собственников, реализуемых через общие собрания, проведенные в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме осуществляется общим собранием собственников помещений в МКД. Со ссылкой ст. 137 ЖК РФ указано, что расходы товарищества на содержание и ремонт общего имущества МКД по смете составляются с учетом количества денежных средств, поступающих на статью содержание дома, соответственно выполнить текущий ремонт всего фасада дома одновременно не является реальным, и работы выполняются в соответствии с утвержденным планом и сметой, принятые и утвержденные на собрании членов ТСЖ, за исключением аварийных и представляющих угрозу жизни и здоровью жителей случаев. Только собственники и члены ТСЖ принимают решения по ремонту и содержанию общего имущества <адрес>. Со стороны администрации Пролетарского района г. Твери и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций при составлении проколов об административном правонарушении по содержанию фасада <адрес> не было представлено акта экспертиз или иных документов в том, что фасад здания, трещины на фасаде, отслоение штукатурного слоя или непрокрасы несут угрозу жизни и здоровью людей. Также не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения именно текущего ремонта фасада. ТСЖ систематически выполняет работы по текущему ремонту фасада. Однако, выполнение этих работ по текущему ремонту фасада не обеспечивает его надлежащее состояние, потому что требуется капитальный ремонт фасада. Дом 1955 года постройки, с момента постройки ни одной управляющей компанией не было произведено ни одного капитального ремонта фасада дома, а только за 66 лет эксплуатации дома его один раз покрасили. Жилые помещения в МКД были переданы в собственность без проведения какого-либо ремонта фасада дома. В соответствии с этим, дому требуется не косметический, а капитальный ремонт. Согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы № 690-пп от 24 декабря 2013 г., утвержденной на период 2017-2019 гг. в доме должен был проведен капитальный ремонт крыши и фасада, о чем было принято решение собственников на общем собрании в апреле 2018 г. и протокол передан в Департамент ЖКХ. По независящим от собственников дома причинам до настоящего времени ни одного ремонта по Региональной программе не выполнено. Кроме того, согласно требованиям Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда, в данном случае именно ТСЖ, на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта (п. 2.1.5.); в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования) (2.3.7.). Фонд капитального ремонта ни разу на протяжении 2020-2021 годов не оповестил собственников дома о сроках проведения запланированных ремонтов. На период 2020-2022 гг. согласно Региональной программы в <адрес> по проспекту Ленина г. Твери запланированы следующие виды капитальных ремонтов: замена инженерных систем ХВС, замена инженерных систем ГВС, замена инженерных систем водоотведения, замена инженерных систем газоснабжения, замена инженерных систем электроснабжения. На основании изложенного ответчик просил отказать в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребова А.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представлен отзыв, в котором просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что многоквартирный <адрес> по проспекту Ленина в г. Твери находится в управлении ТСЖ «Ленина 37».

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановлением Административной комиссии г. Твери № 789-АК/20 от 30 июня 2020 г. ТСЖ «Ленина 37» признано виновным в совершении административного правонарушения. предусмотренного ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.

Согласно указанному постановлению установлено, что ТСЖ «Ленина 37», расположенное по адресу <адрес> осуществляет функции управления многоквартирным домом № по пр-ту Ленина г. Твери. 06.05.2020 в 14 час. 30 мин. в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад дома № по пр-ту Ленина в городе Твери имеет разрушения штукатурного слоя, трещины. 20.05.2020 о наличии повреждений фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Пролетарского района в городе Твери Товариществу направлено письменное уведомление. 25.05.2020 в 15 час. 30 мин. в ходе обследования городской территории общего пользования на пр-те Ленина в городе Твери установлено, что фасад дома № по пр-ту Ленина в городе Твери имеет повреждения штукатурного слоя, трещины. Повреждения, выявленные 06.05.2020 в 14 час. 30 мин., не устранены. Таким образом, 28.05.2020 не позднее 00 час. 01 мин. Товарищество, находясь по адресу: <адрес>, допустило нарушение утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области - города Твери Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, в случае, если установление ответственности за такие действия (бездействие) не отнесено к ведению Российской Федерации, а также если административная ответственность за данные нарушения не установлена статьями 19.1, 19.2, 19.3, 22, 24, 24.1, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30.1, 31, 32, 32.1, 32.2, 33, 34.2, 35.1, 36, 38, 39, 40, 40.3 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 17 сентября 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ТСЖ «Ленина 37» - без удовлетворения.

Решением судьи Тверского областного суда от 02 декабря 2020 г. постановление Административной комиссии г. Твери № 789-АК/20 от 30 июня 2020 г., решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 17 сентября 2020 г. оставлены без изменения, жалоба председателя ТСЖ «Ленина 37» Соловьевой Е.А. – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Согласно акту осмотра от 27 августа 2021 г. в результате комиссионного обследования фасада многоквартирного жилого дома по пр-ту Ленина в г. Твери установлено следующее:

- на главном фасаде дома № на проспекте Ленина имеются локальные разрушения штукатурного слоя и трещины. Локальные (частичные) разрушения штукатурного слоя наблюдаются в местах примыкания водосточных труб на вертикальной плоскости наружной стены на уровне между первым и вторым этажами, и на нижней части карниза в местах примыкания водосточной трубы на уровне между вторым и третьим этажами. Локальные (частичные) трещины наблюдаются под оконными проемами и между оконными проемами на уровне второго этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на боковом фасаде со стороны дома № на проспекте Ленина имеются локальные трещины. Локальные (частичные) трещины наблюдаются на нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли), под оконными проемами и между оконными проемами на уровне третьего и четвертого этажей. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на боковом фасаде со стороны дома № на проспекте Ленина имеются локальные трещины на нижней выступающей части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа и подоконными проемами на уровне второго этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на дворовом фасаде здания имеются локальные (частичные) трещины в подоконных и междуоконных проемах на уровне второго этажа и выступающей нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа. Наблюдаются восстановления штукатурного слоя в местах сопряжения перпендикулярных стен с конструкцией кровли в месте примыкания водосточной трубы, оконного проема на уровне второго этажа, в месте примыкания пожарной лестницы к фасаду на уровне третьего этажа, заделка трещин на уровне первого этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано.

Как указано истцом, также наблюдается выцветание, отслоение и шелушение окрасочного слоя главного, бокового и дворового фасадов.

Факт наличия перечисленных повреждений фасадов здания ответчиком не оспаривался.

Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Твери» утверждены Правила благоустройства территории города Твери, которые действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил благоустройству подлежит вся территория г. Твери, все расположенные на ней здания (включая жилые дома), строения, сооружения и земельные участки, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил благоустройства территории города Твери содержание зданий, строений, сооружений осуществляют их собственники или иные правообладатели самостоятельно либо за счет собственных средств посредством привлечения специализированных организаций.

Абзацем вторым пункта 5.3 Правил благоустройства территории города Твери определено, что содержание фасадов зданий, строений, сооружений включает: своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец, входных площадок и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, пандусов и приямков, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску.

В силу пунктов 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5 Правил собственники, иные правообладатели зданий, строений, сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны производить ремонт элементов здания, строения, сооружения, в том числе кровли, стыков, отмостки, окраску фасада; производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, пандусов, перил, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных открытий и иных конструктивных элементов); Ремонт должен проводиться не реже одного раза в три года. Конструктивные элементы и отделка фасадов подлежат восстановлению по мере их нормального износа или при возникновении обстоятельств их внезапного повреждения (аварии, стихийные бедствия, пожар и т.д.) в течение двух месяцев со дня прекращения действия данных обстоятельств.

Согласно пунктам 5.7.1, 5.7.2, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери при эксплуатации фасадов не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий, строений, сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.; повреждение (отсутствие в случаях, когда их наличие предусмотрено проектной документацией) архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий, строений, сооружений: колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей и т.п.; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений: балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков и т.п.

В соответствии с пунктом 5.6 Правил благоустройства территории города Твери виды отдельных работ по содержанию жилых зданий, их периодичность определены приложением 1 к настоящим Правилам.

Пунктами 3, 3.1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери предусмотрено, что проверка технического состояния фасадов (в т.ч. на предмет наличия следов протечек стыков панелей, наличия коррозии, деформаций, трещин, повреждений в кладке, выветривания, наличия нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, конструкций, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках) проводится при проведении плановых осмотров два раза в год. При выявлении неисправностей, угрожающих здоровью людей, предусмотрено немедленное устранение (с ограждением опасной зоны), в остальных случаях срок устранения неисправностей составляет 7 суток.

В соответствии со ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано, в том числе: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (пункт 9 Минимального перечня).

В соответствии с п. 2 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в перечень работ по текущему ремонту стен и фасадов входят герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.

Осведомленность о техническом состоянии фасадов, выявленном в августе 2021 года, ответчиком не отрицалась. При этом ответчику было известно о несоответствии фасадов здания требованиям Правил благоустройства территории города Твери в связи с привлечением его к административной ответственности вышеуказанным постановлением административной комиссии города Твери.

Несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки.

Таким образом, судом установлено, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ТСЖ «Ленина 37» надлежащим образом не выполнялись, что привело к возникновению вышеуказанных повреждений общего имущества многоквартирного дома, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, Правила благоустройства территории города Твери. Бездействие товарищества в области надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в акте осмотра нарушений, устранения которых истец требует в судебном порядке.

Возражения представителей ответчика о том, что фасады дома требуют капитального ремонта, суд отвергает, учитывая, что содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя не только капитальный, но и текущий ремонт жилого дома.

При этом действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в многоквартирном доме решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного дома, которые должны быть исполнены независимо от решения общего собрания.

ТСЖ «Ленина 37», как организация, обслуживающая общее имущество вышеуказанного многоквартирного жилого дома, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 30 сентября 2021 г. Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области был обязан в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальном ремонту: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю; ремонту и утеплению фасада; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме по пр-ту Ленина г. Твери.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 февраля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Твери от 30 сентября 2021 г. отменено, постановлено новое решение, которым заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Из указанного апелляционного определения следует, что д. 37 по пр-ту Ленина г. Твери в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденные постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп и от 14 августа 2020 г. № 360-пп на 2017-2019 и 2020-2022 годы, не включен.

Кроме того, пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).

В соответствии с п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, в том числе: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Таким образом, даже при необходимости проведения капитального ремонта фасадов, ответчик не может быть освобожден от обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общедомового имущества до проведения ремонтных работ капитального характера.

Доводы представителей ответчика о том, что указанные в иске работы относятся к капитальному ремонту, суд отвергает, как противоречащие вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Доказательств невозможности устранения выявленных нарушений требований к содержанию фасадов вышеуказанного многоквартирного дома посредством проведения работ по текущему ремонту, ответчиком не представлено.

Отсутствие финансовой возможности для выполнения работ, указанных в исковом заявлении, не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями закона и Правил благоустройства территории города Твери.

Кроме того, доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности и решения собственников, отсутствии обязанности по выполнению данного вида работ, являлись предметом оценки судьями Пролетарского районного суда г. Твери и Тверского областного суда при рассмотрении жалоб на вышеуказанное постановление административной комиссии г. Твери и были мотивированно отвергнуты.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что неисполнение ответчиком изложенных в исковом заявлении требований нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме, ответчик не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также содержание общего имущества собственников дома.

Изложенные истцом обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Достоверных и достаточных доказательств, указывающих на устранение к моменту рассмотрения дела всех выявленных нарушений, суду также не представлено.

На основании статьи 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить для исполнения решения суда двухмесячный срок с даты окончания отопительного сезона 2021-2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г., который является разумным и достаточным.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Администрации города Твери удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Ленина 37» привести фасады здания, расположенного по адресу , в нормативное состояние, предусмотренное Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, а именно: восстановить целостность штукатурного слоя главного, боковых и дворового фасадов, произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения в течение 2 (двух) месяцев с даты окончания отопительного сезона 2021-2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Ленина 37» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                            Е.С. Комарова

Решение в окончательной форме принято 28 апреля 2022 г.

Судья                                                                           Е.С. Комарова

Дело № 2-85/2022

Решение

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 г.                                                            г. Тверь

Пролетарский районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Комаровой Е.С.,

при помощнике судьи Жуковой Л.В.,

с участием представителя истца Земцева Р.В.,

представителей ответчика Соловьевой Е.А., Юлегиной Е.Е.,

представителя третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации города Твери к Товариществу собственников жилья «Ленина 37» о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери,

установил:

Администрация города Твери обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Ленина 37» (далее – ТСЖ «Ленина 37») о понуждении к исполнению требований Правил благоустройства территории города Твери.

В обоснование исковых требований указано, что ТСЖ «Ленина 37» является юридическим лицом, осуществляющим функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>. 06.05.2020 в 14:30 часов в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад <адрес> по проспекту Ленина в городе Твери имеет разрушения штукатурного слоя, трещины. 20.05.2020 о наличии повреждений фасада указанного здания администрацией Пролетарского района в городе Твери Товариществу направлено письменное уведомление. 28.05.2020 в 15:30 часов в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад <адрес> по проспекту Ленина в городе Твери имеет повреждения штукатурного слоя, трещины. Повреждения, выявленные 06.05.2020 не устранены. Со ссылками на ч. 1 и 2 ст. 3, 12, 130 Конституции Российской Федерации, ч. 1, 3 ст. 7, п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правила благоустройства территории города Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, указано, что уполномоченные органы и структурные подразделения Администрации города Твери осуществляют контроль за выполнением работ по содержанию и благоустройству территории города, в том числе территорий общего пользования в пределах установленных полномочий. В соответствии с пп. 51 п. 1 ст. 41 Устава города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 23.01.2019 № 2, Администрация города Твери организует благоустройство территории города Твери в соответствии с правилами благоустройства территории города Твери, в связи с чем Администрация города Твери обращается в суд настоящим иском. Со ссылками на пункты 1.5, 5.1, 5.3, 5.5, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5, 5.7, 5.7.1, 5.7.2, 5.7.5, 5.6 Правил благоустройства территории, приложение 1 к Правилам благоустройства территории, указано, что в связи с нарушениями, выявленными 28.05.2020, постановлением административной комиссии города Твери от 30.06.2020 № 789-АК/20 ответчик был привлечен к административной ответственности по статье 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. Решением Пролетарского районного суда города Твери от 17.09.2020, оставленным без изменения решением Тверского областного суда от 02.12.2020, оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание. По состоянию на 27.08.2021 фасады здания, расположенного по адресу: <адрес> имеют следующие видимые повреждения: главный фасад здания, обращенный к проспекту Ленина города Твери, имеет видимые локальные разрушения штукатурного слоя и трещины в местах примыкания водосточных труб на вертикальной плоскости наружной стены на уровне между вторым и третьим этажами, локальные трещины штукатурного слоя под оконными проемами и между оконными проемами на уровне второго этажа; боковой фасад, обращенный к дому по проспекту Ленина города Твери, имеет следующие видимые повреждения: локальные трещины штукатурного слоя на нижней части карниза (сопряжения фасада с конструкцией кровли), под оконными проемами на уровне третьего и четвертого этажей; боковой фасад, обращенный к дому по проспекту Ленина города Твери, имеет следующие видимые повреждения: локальные трещины на нижней выступающей части карниза (сопряжения фасада с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа и под оконными проемами на уровне второго этажа; дворовый фасад здания имеет следующие видимые повреждения: трещины штукатурного слоя в подоконных и междуоконных проемах на уровне второго этажа и на выступающей нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа. Кроме того, наблюдается выцветание, отслоение и шелушение окрасочного слоя главного, бокового и дворового фасадов. Выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290. С учетом совокупности вышеуказанных условий Администрация города Твери полагает, что ответчик бесхозяйственно содержит вверенное ему собственниками помещений многоквартирного дома № по пр-ту Ленина в г. Твери общее имущество дома, а именно: несущие стены главного, бокового и дворового фасадов дома, что находится во взаимосвязи с неисполнением им публично-правовых обязательств, возложенных на него муниципальным правовым актом - Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368. В соответствии с пунктом 13(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные. Сезонные осмотры проводятся в отношении всего общего имущества 2 раза в год: весенний осмотр проводится после таяния снега или окончания отопительного периода в целях выявления произошедших в течение зимнего периода повреждений общего имущества. При этом уточняются объемы работ по текущему ремонту; осенний осмотр проводится до наступления отопительного периода в целях проверки готовности многоквартирного дома к эксплуатации в отопительный период. Таким образом, о техническом состоянии фасадов, выявленном в августе 2021 года, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей, ответчик не мог не знать. Более того, о несоответствии фасадов здания, расположенного по адресу: <адрес>, требованиям Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, ответчику было известно в связи с привлечением его к административной ответственности постановлением административной комиссии города Твери от 30.06.2020 № 789-АК/20. Несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев стен фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки. Неисполнение ответчиком публично-правовой обязанности, возложенных на него муниципальным правовым актом, носит длительный, свыше 1 года 3 месяцев, и непрекращающийся характер, что является недопустимым.

На основании изложенного истец просил суд: обязать ответчика, ТСЖ «Ленина 37» ОГРН ИНН (<адрес>), привести фасады здания, расположенного по адресу: <адрес> в нормативное состояние, предусмотренное Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, а именно: восстановить целостность штукатурного слоя главного, боковых и дворового фасадов, произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения в течение 2 месяцев с даты окончания отопительного сезона 2021 - 2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г.

В судебном заседании представитель истца Земцев Р.В. поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика ТСЖ «Ленина 37» Соловьева Е.А., Юлегина Е.Е. в судебном заседании возражали против заявленных исковых требований, указав на то, что ремонт более 50% фасадов является капитальным, а не текущим.

Ранее ответчиком представлены письменные возражения суть которых сводится к следующему. Фасад дома нуждается не в текущем ремонте, за который несет ответственность ТСЖ, а в капитальном, за который несет ответственность Фонд капитального ремонта МКД Тверской области. Собственники помещений в МКД не принимали решений об обязании ТСЖ выполнить косметический ремонт всего фасада, напротив, собственники помещений в МКД приняли решение о выполнении капитального ремонта фасада Фондом капитального ремонта МКД Тверской области. Согласно ч. 1.1.1 ст.161 ЖК РФ управление ТСЖ обеспечивает выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД. В соответствии с правовой природой ТСЖ, законодательство РФ не предусматривает самостоятельной экономической и практической деятельности ТСЖ вне решений собственников, реализуемых через общие собрания, проведенные в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с ч. 4.1 ст. 44 ЖК РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме осуществляется общим собранием собственников помещений в МКД. Со ссылкой ст. 137 ЖК РФ указано, что расходы товарищества на содержание и ремонт общего имущества МКД по смете составляются с учетом количества денежных средств, поступающих на статью содержание дома, соответственно выполнить текущий ремонт всего фасада дома одновременно не является реальным, и работы выполняются в соответствии с утвержденным планом и сметой, принятые и утвержденные на собрании членов ТСЖ, за исключением аварийных и представляющих угрозу жизни и здоровью жителей случаев. Только собственники и члены ТСЖ принимают решения по ремонту и содержанию общего имущества <адрес>. Со стороны администрации Пролетарского района г. Твери и Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций при составлении проколов об административном правонарушении по содержанию фасада <адрес> не было представлено акта экспертиз или иных документов в том, что фасад здания, трещины на фасаде, отслоение штукатурного слоя или непрокрасы несут угрозу жизни и здоровью людей. Также не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения именно текущего ремонта фасада. ТСЖ систематически выполняет работы по текущему ремонту фасада. Однако, выполнение этих работ по текущему ремонту фасада не обеспечивает его надлежащее состояние, потому что требуется капитальный ремонт фасада. Дом 1955 года постройки, с момента постройки ни одной управляющей компанией не было произведено ни одного капитального ремонта фасада дома, а только за 66 лет эксплуатации дома его один раз покрасили. Жилые помещения в МКД были переданы в собственность без проведения какого-либо ремонта фасада дома. В соответствии с этим, дому требуется не косметический, а капитальный ремонт. Согласно Региональной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014 - 2043 годы № 690-пп от 24 декабря 2013 г., утвержденной на период 2017-2019 гг. в доме должен был проведен капитальный ремонт крыши и фасада, о чем было принято решение собственников на общем собрании в апреле 2018 г. и протокол передан в Департамент ЖКХ. По независящим от собственников дома причинам до настоящего времени ни одного ремонта по Региональной программе не выполнено. Кроме того, согласно требованиям Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организация по обслуживанию жилищного фонда, в данном случае именно ТСЖ, на основании актов осмотров и обследования должна в месячный срок: определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта (п. 2.1.5.); в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования) (2.3.7.). Фонд капитального ремонта ни разу на протяжении 2020-2021 годов не оповестил собственников дома о сроках проведения запланированных ремонтов. На период 2020-2022 гг. согласно Региональной программы в <адрес> по проспекту Ленина г. Твери запланированы следующие виды капитальных ремонтов: замена инженерных систем ХВС, замена инженерных систем ГВС, замена инженерных систем водоотведения, замена инженерных систем газоснабжения, замена инженерных систем электроснабжения. На основании изложенного ответчик просил отказать в иске в полном объеме.

Представитель третьего лица Администрации Пролетарского района в г. Твери Ястребова А.В. поддержала заявленные исковые требования.

Представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери, извещенный о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ранее представлен отзыв, в котором просил удовлетворить заявленные исковые требования.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что многоквартирный <адрес> по проспекту Ленина в г. Твери находится в управлении ТСЖ «Ленина 37».

В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановлением Административной комиссии г. Твери № 789-АК/20 от 30 июня 2020 г. ТСЖ «Ленина 37» признано виновным в совершении административного правонарушения. предусмотренного ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.

Согласно указанному постановлению установлено, что ТСЖ «Ленина 37», расположенное по адресу <адрес> осуществляет функции управления многоквартирным домом № по пр-ту Ленина г. Твери. 06.05.2020 в 14 час. 30 мин. в ходе обследования городской территории общего пользования на проспекте Ленина в городе Твери установлено, что фасад дома № по пр-ту Ленина в городе Твери имеет разрушения штукатурного слоя, трещины. 20.05.2020 о наличии повреждений фасада здания, расположенного по адресу: <адрес>, администрацией Пролетарского района в городе Твери Товариществу направлено письменное уведомление. 25.05.2020 в 15 час. 30 мин. в ходе обследования городской территории общего пользования на пр-те Ленина в городе Твери установлено, что фасад дома № по пр-ту Ленина в городе Твери имеет повреждения штукатурного слоя, трещины. Повреждения, выявленные 06.05.2020 в 14 час. 30 мин., не устранены. Таким образом, 28.05.2020 не позднее 00 час. 01 мин. Товарищество, находясь по адресу: <адрес>, допустило нарушение утвержденных органом местного самоуправления муниципального образования Тверской области - города Твери Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, в случае, если установление ответственности за такие действия (бездействие) не отнесено к ведению Российской Федерации, а также если административная ответственность за данные нарушения не установлена статьями 19.1, 19.2, 19.3, 22, 24, 24.1, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 30.1, 31, 32, 32.1, 32.2, 33, 34.2, 35.1, 36, 38, 39, 40, 40.3 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях», чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 35 Закона Тверской области от 14.07.2003 № 46-ЗО «Об административных правонарушениях».

Решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 17 сентября 2020 г. указанное постановление оставлено без изменения, а жалоба ТСЖ «Ленина 37» - без удовлетворения.

Решением судьи Тверского областного суда от 02 декабря 2020 г. постановление Административной комиссии г. Твери № 789-АК/20 от 30 июня 2020 г., решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 17 сентября 2020 г. оставлены без изменения, жалоба председателя ТСЖ «Ленина 37» Соловьевой Е.А. – без удовлетворения.

В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Согласно акту осмотра от 27 августа 2021 г. в результате комиссионного обследования фасада многоквартирного жилого дома по пр-ту Ленина в г. Твери установлено следующее:

- на главном фасаде дома № на проспекте Ленина имеются локальные разрушения штукатурного слоя и трещины. Локальные (частичные) разрушения штукатурного слоя наблюдаются в местах примыкания водосточных труб на вертикальной плоскости наружной стены на уровне между первым и вторым этажами, и на нижней части карниза в местах примыкания водосточной трубы на уровне между вторым и третьим этажами. Локальные (частичные) трещины наблюдаются под оконными проемами и между оконными проемами на уровне второго этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на боковом фасаде со стороны дома № на проспекте Ленина имеются локальные трещины. Локальные (частичные) трещины наблюдаются на нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли), под оконными проемами и между оконными проемами на уровне третьего и четвертого этажей. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на боковом фасаде со стороны дома № на проспекте Ленина имеются локальные трещины на нижней выступающей части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа и подоконными проемами на уровне второго этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Цоколь в удовлетворительном состоянии. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано;

- на дворовом фасаде здания имеются локальные (частичные) трещины в подоконных и междуоконных проемах на уровне второго этажа и выступающей нижней части карниза (сопряжения фасада здания с конструкцией кровли) на уровне четвертого этажа. Наблюдаются восстановления штукатурного слоя в местах сопряжения перпендикулярных стен с конструкцией кровли в месте примыкания водосточной трубы, оконного проема на уровне второго этажа, в месте примыкания пожарной лестницы к фасаду на уровне третьего этажа, заделка трещин на уровне первого этажа. Разрушения штукатурного слоя до обнаружения кирпичной кладки не зафиксированы. Нарушения конструкций водостоков, водосточных труб не зафиксировано.

Как указано истцом, также наблюдается выцветание, отслоение и шелушение окрасочного слоя главного, бокового и дворового фасадов.

Факт наличия перечисленных повреждений фасадов здания ответчиком не оспаривался.

Решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Твери» утверждены Правила благоустройства территории города Твери, которые действуют на всей территории города Твери и обязательны для исполнения всеми физическими лицами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (пункт 1.2 Правил).

В соответствии с пунктом 2.1 Правил благоустройству подлежит вся территория г. Твери, все расположенные на ней здания (включая жилые дома), строения, сооружения и земельные участки, на которых они расположены.

В соответствии с пунктом 5.1 Правил благоустройства территории города Твери содержание зданий, строений, сооружений осуществляют их собственники или иные правообладатели самостоятельно либо за счет собственных средств посредством привлечения специализированных организаций.

Абзацем вторым пункта 5.3 Правил благоустройства территории города Твери определено, что содержание фасадов зданий, строений, сооружений включает: своевременный поддерживающий ремонт и восстановление конструктивных элементов и отделки фасадов, в том числе входных дверей и козырьков, ограждений балконов и лоджий, карнизов, крылец, входных площадок и отдельных ступеней, ограждений спусков и лестниц, пандусов и приямков, витрин, декоративных деталей и иных конструктивных элементов, и их окраску.

В силу пунктов 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5 Правил собственники, иные правообладатели зданий, строений, сооружений и иные лица, на которых возложены соответствующие обязанности, обязаны производить ремонт элементов здания, строения, сооружения, в том числе кровли, стыков, отмостки, окраску фасада; производить поддерживающий ремонт отдельных элементов фасада (цоколей, крылец, ступеней, пандусов, перил, приямков, входных дверей, ворот, цокольных окон, балконов и лоджий, водосточных труб, подоконных отливов, линейных открытий и иных конструктивных элементов); Ремонт должен проводиться не реже одного раза в три года. Конструктивные элементы и отделка фасадов подлежат восстановлению по мере их нормального износа или при возникновении обстоятельств их внезапного повреждения (аварии, стихийные бедствия, пожар и т.д.) в течение двух месяцев со дня прекращения действия данных обстоятельств.

Согласно пунктам 5.7.1, 5.7.2, 5.7.5 Правил благоустройства территории города Твери при эксплуатации фасадов не допускается: повреждение (загрязнение) поверхности стен фасадов зданий, строений, сооружений: подтеки, шелушение окраски, наличие трещин, отслоившейся штукатурки, облицовки, повреждение кирпичной кладки, отслоение защитного слоя железобетонных конструкций и т.п.; повреждение (отсутствие в случаях, когда их наличие предусмотрено проектной документацией) архитектурных и художественно-скульптурных деталей зданий, строений, сооружений: колонн, пилястр, капителей, фризов, тяг, барельефов, лепных украшений, орнаментов, мозаик, художественных росписей и т.п.; повреждение (загрязнение) выступающих элементов фасадов зданий, строений, сооружений: балконов, лоджий, эркеров, тамбуров, карнизов, козырьков и т.п.

В соответствии с пунктом 5.6 Правил благоустройства территории города Твери виды отдельных работ по содержанию жилых зданий, их периодичность определены приложением 1 к настоящим Правилам.

Пунктами 3, 3.1 Приложения 1 к Правилам благоустройства территории города Твери предусмотрено, что проверка технического состояния фасадов (в т.ч. на предмет наличия следов протечек стыков панелей, наличия коррозии, деформаций, трещин, повреждений в кладке, выветривания, наличия нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, конструкций, элементов металлических ограждений на балконах, лоджиях и козырьках) проводится при проведении плановых осмотров два раза в год. При выявлении неисправностей, угрожающих здоровью людей, предусмотрено немедленное устранение (с ограждением опасной зоны), в остальных случаях срок устранения неисправностей составляет 7 суток.

В соответствии со ст. 138 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товарищество собственников жилья обязано, в том числе: обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества; осуществлять управление многоквартирным домом в порядке, установленном разделом VIII настоящего Кодекса; обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в многоквартирном доме обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество; обеспечивать соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

Выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ включены в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (пункт 9 Минимального перечня).

В соответствии с п. 2 Приложения № 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, в перечень работ по текущему ремонту стен и фасадов входят герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.

Осведомленность о техническом состоянии фасадов, выявленном в августе 2021 года, ответчиком не отрицалась. При этом ответчику было известно о несоответствии фасадов здания требованиям Правил благоустройства территории города Твери в связи с привлечением его к административной ответственности вышеуказанным постановлением административной комиссии города Твери.

Несоблюдение ответчиком требований Правил благоустройства территории города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 16 октября 2014 г. № 368, приводит к преждевременному обветшанию основных несущих конструкций дома, а именно: внешних стен фасадов, к разрушению защитных (штукатурного и окрасочного) слоев фасадов, и, кроме того, нарушает эстетическое восприятие здания многоквартирного дома, являющегося объектом благоустройства, в условиях городской застройки.

Таким образом, судом установлено, что обязанности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома ТСЖ «Ленина 37» надлежащим образом не выполнялись, что привело к возникновению вышеуказанных повреждений общего имущества многоквартирного дома, чем нарушены обязательные требования по использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, Правила благоустройства территории города Твери. Бездействие товарищества в области надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома привело к возникновению вышеуказанных и приведенных в акте осмотра нарушений, устранения которых истец требует в судебном порядке.

Возражения представителей ответчика о том, что фасады дома требуют капитального ремонта, суд отвергает, учитывая, что содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя не только капитальный, но и текущий ремонт жилого дома.

При этом действующее законодательство не ставит обязанность по содержанию жилищного фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от принятия или непринятия собственниками имущества в многоквартирном доме решения о проведении тех или иных ремонтных работ, поэтому непринятие решения не является препятствием для проведения неотложных, текущих работ, направленных на исполнение обязательных требований по обеспечению нормативно установленного уровня содержания общего имущества многоквартирного дома, которые должны быть исполнены независимо от решения общего собрания.

ТСЖ «Ленина 37», как организация, обслуживающая общее имущество вышеуказанного многоквартирного жилого дома, несет ответственность за текущее содержание многоквартирного дома в надлежащем состоянии в силу закона.

Решением Центрального районного суда г. Твери от 30 сентября 2021 г. Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области был обязан в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение следующих работ по капитальном ремонту: по ремонту крыши, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую, устройство выходов на кровлю; ремонту и утеплению фасада; установке, ремонту систем коллективного приема телевидения для обеспечения приема и распределения в многоквартирных домах радиосигналов цифрового эфирного телевизионного вещания в многоквартирном доме по пр-ту Ленина г. Твери.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 17 февраля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Твери от 30 сентября 2021 г. отменено, постановлено новое решение, которым заявленные исковые требования оставлены без удовлетворения.

Из указанного апелляционного определения следует, что д. 37 по пр-ту Ленина г. Твери в перечень многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту, в краткосрочные планы реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области, утвержденные постановлениями Правительства Тверской области от 10 марта 2017 г. № 62-пп и от 14 августа 2020 г. № 360-пп на 2017-2019 и 2020-2022 годы, не включен.

Кроме того, пунктом 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что в зданиях, намеченных к производству капитального ремонта в течение ближайших пяти лет или подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).

В соответствии с п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит, в том числе: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.

Таким образом, даже при необходимости проведения капитального ремонта фасадов, ответчик не может быть освобожден от обязанности надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства по содержанию и проведению текущего ремонта общедомового имущества до проведения ремонтных работ капитального характера.

Доводы представителей ответчика о том, что указанные в иске работы относятся к капитальному ремонту, суд отвергает, как противоречащие вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Доказательств невозможности устранения выявленных нарушений требований к содержанию фасадов вышеуказанного многоквартирного дома посредством проведения работ по текущему ремонту, ответчиком не представлено.

Отсутствие финансовой возможности для выполнения работ, указанных в исковом заявлении, не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями закона и Правил благоустройства территории города Твери.

Кроме того, доводы ответчика об отсутствии финансовой возможности и решения собственников, отсутствии обязанности по выполнению данного вида работ, являлись предметом оценки судьями Пролетарского районного суда г. Твери и Тверского областного суда при рассмотрении жалоб на вышеуказанное постановление административной комиссии г. Твери и были мотивированно отвергнуты.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что неисполнение ответчиком изложенных в исковом заявлении требований нарушает права и законные интересы граждан, проживающих в многоквартирном доме, ответчик не обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, а также содержание общего имущества собственников дома.

Изложенные истцом обстоятельства ответчиком не опровергнуты. Достоверных и достаточных доказательств, указывающих на устранение к моменту рассмотрения дела всех выявленных нарушений, суду также не представлено.

На основании статьи 206 ГПК РФ суд полагает возможным установить для исполнения решения суда двухмесячный срок с даты окончания отопительного сезона 2021-2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г., который является разумным и достаточным.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с удовлетворением иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ суд полагает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден в силу указаний закона, в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Администрации города Твери удовлетворить.

Обязать Товарищество собственников жилья «Ленина 37» привести фасады здания, расположенного по адресу , в нормативное состояние, предусмотренное Правилами благоустройства территории города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 16.10.2014 № 368, а именно: восстановить целостность штукатурного слоя главного, боковых и дворового фасадов, произвести их окраску в соответствии с паспортом цветового решения в течение 2 (двух) месяцев с даты окончания отопительного сезона 2021-2022 годов, но не позднее 10 июля 2022 г.

Взыскать с Товарищества собственников жилья «Ленина 37» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Тверской области – городской округ город Тверь в размере 300 (триста) рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд г. Твери в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                            Е.С. Комарова

Решение в окончательной форме принято 28 апреля 2022 г.

Судья                                                                           Е.С. Комарова

1версия для печати

2-85/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация города Твери
Ответчики
ТСЖ "Ленина 37"
Другие
Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций
Администрация Пролетарского района в городе Твери
ГУ " Государственная жилищная инспекция" Тверской области
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области
Департамент жилищно-коммунального хозяйства, жилищной политики и строительства администрации города Твери
Суд
Пролетарский районный суд г. Тверь
Судья
Комарова Е.С.
Дело на сайте суда
proletarsky.twr.sudrf.ru
14.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2021Передача материалов судье
21.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.11.2021Судебное заседание
21.04.2022Производство по делу возобновлено
21.04.2022Судебное заседание
28.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее