Дело № 2а-776(1)/2021
64RS0034-01-2021-001788-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Дементьевой О.С.,
при помощнике Константиновой Е.В.,
с участием административных истцов Фокановой Н.А., Тютюнниковой Н.Е., Юрьева С.Т., Мартынова В.Ф., Батура Е.И., Пенькова Д.Ю.,
представителя административных истцов - Мещеряковой Н.С.,
представителей административных ответчиков - Исайчевой Е.В., Шабунина А.Е.,
помощника прокурора - Шабаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фокановой Н.А., Богдановой А.А., Филатовой Т.В., Тютюнниковой Н.Е. Юрьева С.Т., Ступникова А.С., Фроловой Т.Н., Мартынова В.Ф., Батура Е.И., Пенькова Д.Ю. к Территориальной избирательной комиссии (далее - ТИК) Саратовского муниципального района о признании решения незаконным,
установил:
административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района и с учетом уточнений просят признать незаконным решение Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района №01-07/24-р 21.06.2021г. об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области и обязать ТИК Саратовского района направить в представительный орган - Совет Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области ходатайство инициативной группы в составе: Фокановой Н.А., Богдановой А.А., Филатовой Т.В., Тютюнниковой Н.Е, Юрьева С.Т., Ступникова А.С, Фроловой Т.Н., Мартынова В.Ф., Батура Е.И., Пенькова Д.Ю. от 07.06.2021г. и приложенные к нему документы о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума на территории Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области для выполнения требований ч.6 ст.36 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В обоснование требований указывают на то, что 07.06.2021г. в ТИК Саратовского района подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО по вопросу преобразования Усть - Курдюмского МО Саратовского района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов». Решением ТИК Саратовского района 21.06.2021г. №01-07/24-р было отказано в регистрации инициативной группы по проведению референдума на территории Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области. Причиной для отказа (как указано в решении) послужило не соответствие персональных данных трех членов инициативной группы, указанных в ходатайстве, сведениям, поступившим из УФМС.
Указанные административным ответчиком причины не соответствуют действительности и являются надуманными.
Административные истцы и их представитель в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные истцы Богданова А.А., Филатова Т.В., Ступников А.С., Фролова Т.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащем образом, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представители административного ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, поддержали возражения на исковое заявление.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть в их отсутствии.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для выдвижения инициативы проведения референдума, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме.
Количественный состав инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом, количественный состав инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума устанавливается законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 36 настоящего Федерального закона. Выдвинуть инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и (или) референдумах и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума.
На основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для назначения референдума инициативная группа по проведению референдума, образованная в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, должна представить в орган, установленный федеральным конституционным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Проведение местного референдума регулируется Законом Саратовской области от 12.12.2005г. №121-ЗСО «О референдумах в Саратовской области».
Согласно ст.5 Закона Саратовской области от 12.12.2005 N 121-ЗСО инициатива проведения референдума принадлежит, в том числе, гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.
Исходя из положений ст.6 Закона Саратовской области № 121-ЗСО каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Саратовской области (далее - областная комиссия) либо в избирательную комиссию муниципального образования (далее - муниципальная комиссия), которые со дня обращения инициативной группы действуют в качестве комиссий референдума, с ходатайством о регистрации инициативной группы.
В ходатайстве инициативной группы должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы, а в случае выдвижения инициативы проведения референдума избирательным объединением, иным общественным объединением ходатайство должно быть подписано всеми членами руководящего органа этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящего органа его регионального отделения или иного структурного подразделения (соответственно уровню референдума), поддержавшими решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Соответствующая комиссия референдума, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона, Устава (Основного Закона) Саратовской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в областную Думу либо в соответствующий представительный орган муниципального образования;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Установлено, что 07.06.2021г. в ТИК Саратовского района подано ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в Усть - Курдюмском МО. Вопрос предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум: Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?. Количество членов инициативной группы составляет 10 человек: Фоканова Н.А., Богданова А.А., Филатова Т.В., Тютюнникова Н.Е., Юрьев С.Т., Ступников А.С., Фролова Т.Н., Мартынов В.Ф., Батура Е.И., Пеньков Д.Ю.
Решением ТИК Саратовского района от 21.06.2021г. №01-07/24-р в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Поддерживаете ли Вы преобразование Усть - Курдюмского МО Саратовского муниципального района Саратовской области путем объединения с муниципальным образованием «Город Саратов»?» отказано.
В соответствии со ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено данным Кодексом, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах.
Положениями части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Из материалов дела следует, что административное исковое заявление о признании решения ТИК Саратовского района от 21.06.2021г. №01-07/24-р незаконным подано административным истцом 06.07.2021г., что подтверждается отметкой Почты России, то есть по истечении десяти дней. В судебном заседании административными истцами не представлены доказательства обращения в суд в установленный действующим законодательством срок.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу части 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения ТИК Саратовского района от 21.06.2021г. №01-07/24-р без исследования иных обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. 175, 179,180, 244 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Фокановой Н.А., Богдановой А.А., Филатовой Т.В., Тютюнниковой Н.Е., Юрьева С.Т., Ступникова А.С., Фроловой Т.Н., Мартынова В.Ф., Батура Е.И., Пенькова Д.Ю. к Территориальной избирательной комиссии Саратовского муниципального района о признании решения незаконным - отказать.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2021г.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Саратовский районный суд Саратовской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья:
Помощник: