Решение по делу № 33-6208/2022 от 01.06.2022

УИД 54RS0035-01-2022-000391-85

Судья Довыденко С.П. Дело № 2-274/2022

Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-6208/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего     Черных С.В.

судей                 Коваленко В.В., Жегалова Е.А.

при секретаре            Сониной Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 14 июля 2022 года гражданское дело по иску Тархова Сергея Георгиевича к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» города Татарска Новосибирской области, администрации города Татарска Новосибирской области о признании услуги по вывозу бытовых сточных вод коммунальной услугой по водоотведению, с тарифом, установленным департаментом по тарифам Новосибирской области, принятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества

по апелляционной жалобе администрации города Татарска Новосибирской области на решение Татарского районного суда Новосибирской области от 09 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Тархов С.Г. обратился в суд с иском к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» города Татарска Новосибирской области (далее – МУП «Водоканал») и администрации города Татарска Новосибирской области, в котором просил:

- обязать муниципальное образование города Татарска Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (выгребной ямы (септика), используемой для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома № 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области для последующего признания права муниципальной собственности;

- признать услугу, оказывающую ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 1 ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области, не жилищной услугой по «вывозу жидких бытовых отходов», а коммунальной услугой по «отведению сточных вод»;

- обязать МУП «Водоканал» направить предложение в орган регулирования тарифов (департамент по тарифам Новосибирской области) об установлении тарифа на водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод»;

- до утверждения тарифа «водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод», обязать МУП «Водоканал» производить начисление собственникам жилого дома по ул. Кирпичная № 1 согласно тарифу «водоотведение», утвержденного в настоящее время для МУП «Водоканал» департаментом по тарифам Новосибирской области;

- обязать МУП «Водоканал» произвести перерасчет по жилому многоквартирному дому № 1 ул. Кирпичная за коммунальную услугу «отведение сточных вод» за последние три года (с момента вынесения решения суда), применив тариф «водоотведение» утвержденный для МУП «Водоканал» в настоящее время департаментом по тарифам Новосибирской области (вместо платы за жилищную услугу «Вывоз жидких бытовых отходов»);

- обязать МУП «Водоканал» заключить с истцом договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальной услуги «отведение сточных вод»;

- взыскать с ответчиков сумму государственной пошлины в размере 300 рублей.

В основание иска указано, что Тархов С.Г. является собственником квартиры 44, расположенной в жилом многоквартирном доме 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области.

Многоквартирный двухэтажный жилой дом по ул. Кирпичная, 1 - 1978 года постройки, при строительстве оборудован централизованной системой холодного водоснабжения, однако не подключен к централизованной системе водоотведения, отвод бытовых стоков из жилых помещений осуществляется по внутридомовой системе водоотведения, от внешней стены дома по канализационным сетям до септика, рассчитанного на использование также многоквартирными домами по ул. Носкова, 6 и 18.

МУП «Водоканал» уведомило Тархова С.Г., что с января 2021 года прекращает осуществлять вывоз жидких бытовых отходов (ЖБО) от жилого многоквартирного дома по ул. Кирпичная д. 1.

Истец считает, что оказываемая МУП «Водоканал» услуга собственникам жилого дома по ул. Кирпичная, 1 не является жилищной услугой по вывозу ЖБО, а является коммунальной услугой по водоотведению сточных вод, в связи с чем отказ данной организации от оказания услуг по водоотведению сточных вод не является правомерным на основании того, что способ удаления жидких фракций из выгребной ямы по ул. Кирпичная, 1 подтвержден пунктом 2.1 «Описание структуры система сбора, очистки и отведения сточных вод на территории муниципального образования» в схеме водоотведения г. Татарска Новосибирской области на 2013-2017 г.г. и на период до 2023 г. выполненной специализированной организацией ООО УК «РусЭнергоМир».

Жидкие фракции, выкачиваемые из выгребной ямы, удаляются путем слива их в центральную канализацию для дальнейшего прохождения очистки на очистных сооружениях с последующим их сбросом в водные объекты.

Таким образом, при осуществлении организацией деятельности по очистке сточных вод, орган регулирования устанавливает тариф на водоотведение, учитывая расходы регулируемой организации на очистку сточных вод. В случае осуществления регулируемой организацией деятельности, включающей в себя только часть производственного процесса, орган регулирования тарифов устанавливает тариф пропорционально расходам организации на часть регулируемого вида деятельности.

Истец считает, что жидкие фракции, выкачиваемые из выгребной ямы по ул. Кирпичная, 1, являются сточными водами, т.е. МУП «Водоканал» оказывает коммунальную услугу по водоотведению, вид данной деятельности является регулируемым, тем самым тариф на данную услугу утверждается департаментом по тарифам Новосибирской области.

Так как канализационный выгреб (септик) не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме и учитывая на отсутствие в Законе N 210-ФЗ регулирующего вопроса о том, кто должен содержать бесхозяйную систему коммунальной инфраструктуры, принимая во внимание положения ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым такая обязанность возникает у гарантирующей организации либо у организации, к сетям которой присоединены бесхозяйные сети, на основании передаточного акта, подписанного с органом местного самоуправления, то именно орган местного самоуправления обязан объявить канализационный коллектор, используемый для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома 1 ул. Кирпичная, бесхозным объектом недвижимости и предпринять меры по постановке его на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354), потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Таким образом, если выгребная яма (септик) не входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и предназначена для обслуживания нескольких МКД, то ее обслуживание должно осуществляться ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по водоотведению за счет утвержденного тарифа на водоотведение, в который должны включаться расходы на транспортировку ЖБО до пункта приема и переработки. Если, выгребная яма (септик) находится за пределами земельного участка, на котором расположен МКД, такой септик не может входить в состав общего имущества МКД. Расходы на его содержание не могут возлагаться на собственников помещений в МКД в рамках платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Принадлежность такого септика определяется исходя из сведений, имеющихся в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

На сегодняшний день выгребная яма находится в аварийном состоянии и ее дальнейшая эксплуатация представляет реальную угрозу для жизни и здоровья людей, ставит под угрозу водоотведение населения, проживающего в жилом доме по ул. Кирпичная, 1, в связи с чем можно сделать вывод о незаконном бездействии администрации города Татарска Новосибирской области.

Право на получение услуги по водоотведению не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия подключения к централизованной системе водоотведения. МУП «Водоканал» оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению населения, поэтому именно данная организация должна обслуживать септик, являющийся составной частью общей системы канализации. МУП «Водоканал» не вправе отказать жильцам дома по ул. Кирпичная, 1 в предоставлении услуги по водоотведению, которая в их доме предоставляется, в том числе и путем вывоза жидких бытовых отходов из септика, и должна оплачиваться по установленным тарифам на водоотведение.

Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 09 марта 2022 года исковые требования по иску Тархова С.Г. к МУП «Водоканал», муниципальному образованию город Татарск Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области удовлетворены.

На муниципальное образование города Татарска Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области возложена обязанность обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (выгребной ямы (септика), используемой для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома № 1 по ул. Кирпичная города Татарска Новосибирской области для последующего признания права муниципальной собственности.

Признана услуга, оказывающаяся ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 1 ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области, не жилищной услугой по «вывозу жидких бытовых отходов», а коммунальной услугой по «отведению сточных вод».

На МУП «Водоканал» возложена обязанность направить предложение в орган регулирования тарифов (Департамент по тарифам Новосибирской области) об установлении тарифа на водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод».

До утверждения тарифа «водоотведение категории сточных вод «жидкие бытовые отходы» на коммунальную услугу «отведение сточных вод» на МУП «Водоканал» возложена обязанность производить начисление собственнику квартиры № 44 по ул. Кирпичная 1 г. Татарска Новосибирской области Тархову С.Г. согласно тарифу «водоотведение», утвержденному в настоящее время для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО.

На МУП «Водоканал» возложена обязанность произвести перерасчет собственнику квартиры № 44 по ул. Кирпичная 1 г. Татарска Новосибирской области Тархову С.Г. за коммунальную услугу «отведение сточных вод» за последние три года (с момента вынесения решения суда) применив тариф «водоотведение» утвержденный для МУП «Водоканал» в настоящее время Департаментом по тарифам НСО (вместо платы за жилищную услугу «Вывоз жидких бытовых отходов»).

На МУП «Водоканал» возложена обязанность заключить с истцом договор ресурсоснабжения на предоставление коммунальной услуги «отведение сточных вод».

Взысканы с МУП «Водоканал» в пользу Тархова С.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

Взысканы с МО г. Татарска Новосибирской области в лице администрации г. Татарска Новосибирской области в пользу Тархова С.Г. расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 рублей.

В апелляционной жалобе представитель администрации г. Татарска Татарского района Новосибирской области – Азизова К.О. решение отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив требования администрации города Татарска Новосибирской области.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что выгребная яма была сооружена при строительстве многоквартирного дома исключительно для сброса жидких бытовых отходов, является частью канализационной системы многоквартирных домов и предназначена для обслуживания и эксплуатации этих жилых домов. Следовательно, выгребная яма в указанном доме является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, поэтому в силу ст. 30, 210 ЖК РФ бремя содержания данного имущества должны нести собственники.

Земельный участок, на котором расположена выгребная яма, не поставлен на государственный кадастровый учет, право муниципальной собственности на этот земельный участок не возникло.

На балансе муниципального образования г. Татарска Новосибирской области выгребная яма не состоит и никогда не состояла.

Рассмотрев дело в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Тархов С.Г. является собственником квартиры адресу 44 в многоквартирном доме 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области (л.д. 10).

Управление многоквартирным домом 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области осуществляет ООО «Управляющая компания-Лидер» (л.д. 51-75).

Согласно постановлению администрации г. Татарска Новосибирской области от 16.03.2015 г. № 46, МУП «Водоканал» определён гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение на территории г. Татарска Новосибирской области (л.д. 11).

В соответствии со схемой водоотведения г. Татарска Новосибирской области на 2013-2017 гг. и на период до 2023 г., основной организацией коммунального комплекса по оказанию услуг по отведению городских стоков от жилой застройки является МУП «Водоканал». Схема водоотведения жидких фракций от жилого многоквартирного дома № 1 по ул. Кирпичная следующая: жилой дом – канализационный колодец 4 шт. – выгребная яма – специализированный автотранспорт – центральная канализационная сеть – станция подкачки – главный канализационный коллектор – площадка очистных сооружений механической очистки – пруд-накопитель на доочистку – водоотводной Мохнаткин канал – озеро Новотроицкое-водоем рыбо-хозяйственного назначения (л.д. 12-23).

Письмом от 28.09.2020 г. № 182 МУП «Водоканал» сообщило ООО «Управляющая организация-Лидер» об отказе от продления договора подряда на выполнение работ по вывозу жидких бытовых отходов от 04.05.2011 г. (л.д. 91).

Согласно письму начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новосибирской области в Татарском районе от 09.07.2019 г. № 346, вывоз жидких бытовых отходов от многоквартирного дома 1 по ул. Кирпичная осуществляется специализированным транспортом МУП «Водоканал» в специально отведённое место (л.д. 24-25).

Из заключения ООО «Инженерное Бюро Современного Проектирования» от 20.01.2022 г. № 62 усматривается, что колодцы № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 канализационного коллектора, многоквартирных домов №№ 6 и 18 по ул. Носкова, № 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области имеют ограниченно работоспособное состояние (категория технического состояния строительной конструкции, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации).

Колодец № 5 и выгребная яма имеют недопустимое состояние (категория технического состояния строительной конструкции и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Необходимо срочно произвести устройство у колодца № 5 и выгребной ямы (септика) крышек, отвечающим современным нормам и правилам и исключающих вредное воздействие на жизни и здоровье людей. Канализационный коллектор используется МУП «Водоканал» г. Татарска для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилых многоквартирных домов. В ходе обследования собственника обследуемого канализационного коллектора выявить не удалось (л.д. 26-38).

Истец, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылался на нарушение своих прав на получение надлежащей услуги по водоотведению сточных вод, ненадлежащую организацию со стороны органа местного самоуправления водоотведения от многоквартирного дома.

Разрешая исковые требования, адресованные администрации г. Татарска Татарского района Новосибирской области, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 225 ГК РФ, пришел к выводу о том, что исковые требования о возложении на администрацию г. Татарска Татарского района Новосибирской области обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество для постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи (выгребной ямы (септика), используемой для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома 1 по ул. Кирпичная города Татарска Новосибирской области для последующего признания права муниципальной собственности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела.

Доводы апелляционной жалобы администрации г. Татарска Татарского района Новосибирской области, которые фактически сводятся к утверждению о том, что выгребная яма не может быть признана бесхозяйным имуществом, поскольку является общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, являются необоснованными и подлежат отклонению исходя из следующего.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п. 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее – Правила), состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В соответствии с п. 8 Правил внешней границей сетей водоснабжения и водоотведения, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Как видно из материалов дела, по данным Управления Росреестра по Новосибирской области данные о праве собственности на спорное сооружение отсутствуют (л.д. 121-123), граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют, категория земель – земли населенных пунктов.

Таким образом, установлено, что выгребная яма, используемая для отведения и вывоза канализационных и сточных вод от жилого многоквартирного дома 1 по ул. Кирпичная г. Татарска Новосибирской области, расположена на земельном участке, который не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано. Соответственно, в силу положений ст.ст. 15, 19 ЗК РФ, земельный участок, на которых расположен спорный объект, находится в государственной собственности, фактически расположен на территории муниципального образования г. Татарска Новосибирской области.

Данных свидетельствующих о том, что выгребная яма расположена в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в котором истцу принадлежит на праве собственности жилое помещение, в материалах дела не имеется.

Более того, выгребная яма предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов (№№ 6 и 18 по ул. Носкова, № 1 по ул. Кирпичная).

Согласно приложению к договору управления многоквартирным домом от 01.12.2008 г., заключенному между собственниками помещений многоквартирного дома 1 по ул. Кирпичная и управляющей организацией ООО «Управляющая компания-Лидер», выгребная яма в состав общего имущества не включена.

При этом, в силу действующего нормативно-правового регулирования, подлежащего применению в рамках спорных правоотношений, ООО «Управляющая компания-Лидер» несет ответственность только за содержание внутридомовых канализационных сетей, к которым в данном случае выгребная яма не относится.

Соответственно, доводы апелляционной жалобы о принадлежности выгребной ямы общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, являются несостоятельными, основаны на ошибочном толковании норм материального права, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 43.1 Закона N 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.

Статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) предусматривает, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Исходя из ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 Закона N 131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ, п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ к таким вопросам относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах муниципального округа.

В силу п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

Таким образом, организация в границах конкретного муниципального образования отведения сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, обеспечивающих надлежащую организацию водоотведения, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования в пределах своих полномочий.

Материалами дела установлено, что выгребная яма, используемая для отведения и вывоза канализационных и сточных вод, в том числе от жилого многоквартирного дома 1 по ул. Кирпичная г. Татарска, находится в аварийном состоянии, её дальнейшая эксплуатация представляет реальную угрозу для жизни и здоровья людей, ставит под угрозу водоотведение населения, проживающего в многоквартирных домах.

При этом муниципальным образованием в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено относимых, допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых, достаточных и действенных мер направленных на надлежащую организацию водоотведения многоквартирного дома, также как и содержание соответствующих сетей в надлежащем техническом состоянии.

Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Основания приобретения права собственности предусмотрены ст. 218 ГК РФ.

В силу п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В зависимости от вида бесхозяйной вещи закон устанавливает различные основания и порядок приобретения права собственности.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принципы равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Исходя из вышеприведенных норм, для признания вещей бесхозяйными необходимо представить доказательства того, что бесхозяйная вещь не имеет собственника или собственник ее неизвестен, или собственник отказался от права собственности на данную вещь.

Собственник выгребной ямы, обслуживающей три жилых многоквартирных дома (№№ 6 и 18 по ул. Носкова, № 1 по ул. Кирпичная), в настоящее время не установлен, объект на учет в качестве бесхозяйного не поставлен.

В соответствии с п.п. 5, 9 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.

В ч. 5 ст. 8 данного закона указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности.

Из указанных норм законодательства следует, что органы местного самоуправления муниципального округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также обязаны обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.

Соответственно суд первой инстанции установив, что собственник выгребной ямы не определен, ни у кого на балансе она не числится, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данном объекте отсутствуют, в реестре муниципальной собственности не состоят, ни за кем не закреплен, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием, пришел к обоснованному выводу, что указанный объект является бесхозяйным.

Отсутствие собственника такого объекта и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанного объекта недвижимости, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных и земельных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие указанных выше мер по обеспечению надлежащего технического состояния спорного объекта не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить определенные действия.

В этой связи является правильным вывод суда о возложении обязанности на администрацию г. Татарска Татарского района Новосибирской области принять меры по объявлению спорного объекта бесхозяйным и постановке его на учет, поскольку данная обязанность вытекает из обозначенных положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 г. N 931, которым утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5).

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 09 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Татарска Татарского района Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-6208/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Тархов Сергей Георгиевич
Ответчики
Администрация города Татарска Новосибирской области
МУП "Водоканал"
Другие
ООО "Управляющая компания - Лидер"
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
02.06.2022Передача дела судье
30.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Передано в экспедицию
14.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее