Решение по делу № 33а-7685/2021 от 30.07.2021

Судья: Лебедева Е.А.                                                                  № 33А-7685

Докладчик: Быкова С.В.                                                           (№ 2а-2295/2021)

                                                                                                                               (42RS0009-01-2021-003625-96)

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«25» августа 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Быковой С.В.,

судей Бегуновича В.Н., Тройниной С.С.,

при секретаре Климове И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в г. Кемерово к прокуратуре г. Кемерово, прокуратуре Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным представления прокуратуры г. Кемерово от 25.01.2021 г. № 7-2-2021

по апелляционной жалобе представителя Территориального отдела Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 02 июня 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области по г. Кемерово обратился с административным исковым заявлением к Прокурору г. Кемерово о признании незаконным представления Прокуратуры г. Кемерово от 25.01.2021 г. № 7-2-2021.

Требования мотивирует тем, что прокуратурой г. Кемерово проведена проверка по обращению Сонина Е.Н. о ненадлежащем состоянии мест площадок для сбора твердых коммунальных отходов в г. Кемерово и в том числе о несогласии с действиями должностных лиц Территориального отдела в городе Кемерово Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу при рассмотрении его обращений.

По результатам проведенной проверки, прокуратурой г. Кемерово начальнику территориального отдела Щепинову К.П. внесено представление от 25.01.2021 № 7-2-2021 «Об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления».

Считает данное представление незаконным.

Из представления следует, что при рассмотрении обращения Сонина Е.Н. (вх. от 28.04.2020) Территориальным отделом не дана оценка выполнения органом местного самоуправления требований ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89), п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), пп. 2.4, 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (далее - СанПиН 2.1.7.3550-19), в части принятия решения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в соответствии с законодательством РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, регулирующего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Администрацией г. Кемерово в целях исполнения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» принято постановление от 30.08.2019 № 2260 «О создании на территории г. Кемерово мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».

При этом ни один из указанных законодательных актов не устанавливает сроки обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также сроки принятия решения о внесении в реестр сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

В обжалуемом представлении Прокуратура, ссылаясь на постановление администрации от 30.08.2019 № 2260 «О создании на территории города Кемерово мест(площадок) накопления твердых коммунальных отходов» и Приложение 1, указывает на отсутствие в перечне мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в г. Кемерово адреса места площадки твердых коммунальных отходов на пересечении <адрес>.

В соответствии с 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления твердых коммунальных отходов, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, в том числе для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, и 2 бункеров для накопления крупногабаритных отходов.

Накопление крупногабаритных отходов должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования крупногабаритных отходов, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Несостоятелен вывод прокуратуры г. Кемерово о недостаточности проведенных мероприятий при рассмотрении обращения Сонина Е.Н. поскольку, при осуществлении надзорной деятельности Территориальный отдел руководствуется действующими санитарными правилами и другими законодательными актами. При этом из положений, перечисленных в обжалуемом представлении законодательных актов, не следует обязанности осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за формированием и ведением органами местного самоуправления реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

На дату вынесения представления - 25.01.2021 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» утратили силу в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 3 данного документа.

В связи с чем требование устранить нарушения СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», которые по мнению прокуратуры имели место быть не основано на законе.

При рассмотрении обращения Сонина Е.Н. специалистом Территориального отдела был осуществлен выезд на место, указанное в обращении (<адрес>), с составлением справки обследования от 19.05.2020, согласно которой на контейнерной площадке с твердым покрытием установлен большегрузный контейнер (бункер). На момент осмотра контейнер не переполнен.

На основании результатов осмотра контейнерной площадки и мотивированного предложения должностного лица Территориального отдела Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в адрес администрации г. Кемерово и ООО «Кедр» внесены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 20.05.2020 № 462-4-СО и № 461-4-СО. Ответы на предостережения направляются субъектами, на которые они внесены, в адрес Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Прокуратурой в Представлении сделан вывод о том, что Территориальным отделом по фактам, изложенным в обращении Сонина Е.Н., не инициировано проведение внеплановой выездной проверки в связи с наличием сведений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, а именно: факт пожара в большегрузном контейнере и деревянного забора по адресу: <адрес> подтвержден материалами проверки Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и Кемеровского района, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.04.2020.

Данный вывод считают ошибочным. Понятие «угроза причинения вреда жизни и здоровью» в законодательстве Российской Федерации не закреплено и определяется в зависимости от фактических обстоятельств конкретной ситуации. Факт пожара в большегрузном контейнере и нарушение целостности деревянного забора не может рассматриваться как угроза жизни и здоровью с точки зрения нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия. Функциональное назначение ограждения, с точки зрения санитарно-эпидемиологического законодательства, направлено на предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Кроме того, п. 2.8 СанПиН 2.1.7.3550-19 предусмотрено, что площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций - не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру. То есть, в случае установки бункера ограждение контейнерной площадки (ограничение ее) должно быть выполнено в виде бордюра.

Территориальный отдел осуществляет надзор исключительно в рамках своей компетенции и факт пожара свидетельствует лишь о нарушении правил пожарной безопасности и, следовательно, не может являться основанием для проведения внеплановой выездной проверки в рамках компетенции Территориального отдела.

В представлении прокуратура указывает на нарушение Территориальным отделом положений п. 3 и п. 4 Правил № 1039 при выдаче заключения о соответствии места (площадки) размещения ТКО по адресу: <адрес>, требованиям действующего законодательства от 09.09.2020.

Данный довод не может быть признан обоснованным, поскольку положения указанных пунктов Правил не возлагает на органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, какие-либо обязанности, а лишь определяет ответственных за организацию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов органы и порядок такой организации.

Заключение Территориального отдела от 09.09.2020 выдано администрации г. Кемерово в соответствии с положениями п. 6 Правил № 1039, согласно которому в целях оценки заявки на включение контейнерной площадки в территориальную схему на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор). По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

Таким образом, место накопления ТКО не может быть включено в территориальную схему без наличия санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора о соответствии указанного места накопления требованиям санитарного законодательства.

Считает, что оспариваемое Представление нарушает их права, поскольку возлагает на него обязанность по устранению нарушений закона, которые им не допускались.

Также в связи с тем, что требования прокуратуры г. Кемерово, указанные в обжалуемом представлении от 25.01.2021 № 7-2-2021, были отклонены в отношении начальника территориального отдела в г. Кемерово Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу Щепинова К.П. было вынесено постановление от 06.04.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

Просил признать незаконным и отменить представление прокуратуры г. Кемерово от 25.01.2021 № 7-2-2021 «Об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления».

Определением суда от 11.05.2021 г. к участию в деле в качестве административного соистца привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу, в качестве административного ответчика привлечена Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 02 июня 2021 года в удовлетворении требований отказано.

В апелляционной жалобе представитель Территориального отдела Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области в г. Кемерово Ананьина Е.А. просит решение суда отменить.

Указывает, что суд не исследовал и не дал оценку их доводам о незаконности выводов прокуратуры г. Кемерово, изложенных в представлении от 25.01.2021 № 7-2-2021. В качестве нарушения им вменяется то, что при рассмотрении обращения Сонина Е.Н. не дана оценка выполнения органом местного самоуправления требований ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отход производства и потребления», п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039, пп. 2.4, 2.6 СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологических требования к содержанию территорий муниципальных образований», в части принятия решения о создании места (площадки) накопления твердь коммунальных отходов в соответствии с законодательством РФ в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства регулирующего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Судом не дана оценка факту того, что с целью проверки указанных в обращении доводов 19.05.2020 г. специалистом территориального отдела осуществлен выезд по адресу: <адрес>.

Судом не дана оценка их доводу о невозможности проведения проверочных мероприятий ввиду ограничений при проведении контролирующими органами надзорных мероприятий, предусмотренных положениями постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Вывод суда о том, что Территориальным отделом в нарушение положений п. 3 и п. 4 Правил № 1039 выдано заключение о соответствии места (площадки) размещения ТКО по адресу: <адрес>, требованиям действующего законодательства от 09.09.2020 не основан на законе.

Считает, что Территориальным отделом в ответ на запрос Администрации г. Кемерово от 24.08.2020 № 05-01-07/3270 выдано заключение от 09.09.2020 б/н. Считаю, что выдача данного заключения не является нарушением Правил № 1039, поскольку п. 3 указанных правил не содержит запрета на это.

На апелляционную жалобу прокурором г. Кемерово Рудь А.А. принесены возражения.

Изучив материалы дела, заслушав представителя административного истца Ананьеву Е.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Жумаеву Е.Ю., просившую оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны органов и должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вправе внести им представление об устранении нарушений закона.

Частью 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Сонин Е.Н. обратился в территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с жалобой от 23.04.2020 о систематическом нарушении администрацией г. Кемерово и ее территориального управления по Рудничному району санитарного законодательства РФ в сфере обустройства и содержания площадок для сбора твердых бытовых отходов, которые находятся на городской территории (л.д.8).

Из справки территориального отдела г. Кемерово от 19 мая 2020 усматривается, что на основании обращения Сонина Е.Н. специалистом территориального отдела осуществлен выезд по адресу <адрес> и установлено, что на территории, прилегающей к земельному участку Сонина Е.Н. (<адрес>) на расстоянии порядка 5 м установлен большой грузовой контейнер (бункер). На момент осмотра контейнер установлен на твердом покрытии, не переполнен (л.д.9).

20.05.2020 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вынесены предостережения № 462-4-00 и №461-4-00 о недопустимости нарушения обязательных требований Администрации г.Кемерово и ООО «Кедр» 9л.д.17-19).

27.07.2020 Сонин Е.Н. обратился с заявлением в прокуратуру г. Кемерово с заявлением о неисполнении требований федерального надзорного органа, в котором просил привлечь администрацию города Кемерово и ООО «Кедр» к ответственности за злостное неисполнение ими федерального законодательства и требований федерального надзорного органа (л.д.12).

Прокуратурой Рудничного района г.Кемерово указанное обращение Сонина Е.Н. было направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области для рассмотрения и принятия решения по существу (л.д.11).

Согласно справки территориального отдела г. Кемерово от 08.09.2020 усматривается, что осуществлен выезд и установлено, что большегрузный контейнер, расположенный на пересечении <адрес> и <адрес> установлен на бетонном основании, территория площадки для ТКО находится в удовлетворительном состоянии (содержании). Контейнер на момент осмотра не заполнен (л.д.13).

Согласно экспертному заключению от 08.09.2021 Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения и эпидемиологии в Кемеровской области площадка для установления контейнера для сбора твердых коммунальных отходов (на месте проведения обследования 07.09.2021) по адресу <адрес> соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам 6СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест п.2.2.3 (л.д.15).

09.09.2020 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области по запросу Администрации г.Кемерово выдала ей заключение о том, что планируемое место размещения площадки для установки контейнера общего пользования для сбора твердых коммунальных отходов по адресу <адрес> соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим правилам 6СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест п.2.2.3 (л.д.17).

24.09.2020 г. административным истцом Сонину Е.Н. дан ответ на его обращения, поступившие к нему из прокуратуры г.Кемерово и прокуратуры Рудничного района г.Кемерово.

Прокуратурой города Кемерово проведена проверка по обращению Сонина Е.Н. о ненадлежащем состоянии мест площадок для сбора твердых коммунальных отходов в городе Кемерово и несогласии, в том числе с действиями должностных лиц Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области - Кузбассу в городе Кемерово (далее - Территориальный отдел, надзорный орган) при рассмотрении его обращений.

По результатам проведенной проверки прокуратурой г.Кемерово в адрес начальника Территориального отдела в г.Кемерово Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбасса Щепину К.П. вынесено представление от 25.01.2021, в соответствии с которым указано на необходимость принятия организационных мер, направленных на устранение допущенных нарушений, а также причин и условий им способствовавших, безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием прокурора, предварительно уведомив его о дате рассмотрения, принять конкретные меры по устранению нарушений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, недопущению их в дальнейшей деятельности.

В представлении указано, что факт неполноты мероприятий, осуществленных надзорным органом при рассмотрении обращений заявителя, нашел свое подтверждение.

Так, в прокуратуру не представлены документы, подтверждающие при рассмотрении обращения заявителя от 23.04.2020 установление (не установление) фактов выполнения (невыполнения) органом местного самоуправления требований ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее правила №1039), пунктов 2.4, 2.6 СанПиН 2.17.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 №20, в части принятия решения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования площадки водонепроницаемым покрытием и наличия ограничения бордюром по периметру и ограждения с 3-х сторон. Предостережение Управления Роспотребнадзора Кемеровской области-Кузбассу от 20.05.2020 №462-4-00 установленного надзорным органом обстоятельства также не содержит.

Как следует из Постановления администрации города от 30.08.2019 «О создании на территории города Кемерово мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» в перечне мест (площадок) накопления в городе Кемерово (далее-постановление №2260, Приложение №1) адрес места площадки ТКО на пересечении ул. Мариинской-ул. Расковой не содержит. В то время как в силу требования пунктов 11,12 Правил №1039 сведения вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Не представлены в прокуратуру и документы, подтверждающие (не подтверждающие) надлежащее исполнение (неисполнение) ООО «Кедр» требований муниципального контракта по уборке территории вокруг контейнерной площадки (по периметру 5 метров) от мусора. Предостережение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу от 20.05.2020 № 462-4-00, установленные надзорным органом обстоятельства также не содержит.

Ссылка надзорного органа на ограничения проведения контролирующими органами надзорных мероприятий, предусмотренных положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 №438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и внесение изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» прокуратурой признана несостоятельной, поскольку обращение заявителя содержало сведения об угрозе причинения вреда жизни, здоровью граждан (факт пожара в большегрузном контейнере и деревянного забора жилого дома по адресу <адрес> подтвержден материалами проверки Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Кемерово, г. Березовского и кемеровского района, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.04.2020).

При рассмотрении обращений заявителя (вх.31.07.2020 №1986, 13.08.2020 №2112) в ответе от 24.09.2020 надзорным органом вновь не была дана оценка исполнения органом местного самоуправления в части принятия решения о включении места площадки в постановление №2260, который ограничился исключительно сведениями заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» о соответствии места размещения сбора ТКО на пересечении ул. Мариинская и у. Расковой действующим санитарно-эпидемиологическим нормам, отсутствием загрязнения на площадке бетонного покрытия. При этом, не оценив факт отсутствия на площадке ограждения (что является обязательным для исполнения в силу вышеназванного предостережения в адрес администрации города Кемерово от 20.05.2020), надзорным органом, в том числе в нарушение порядка, установленного требованиями пунктов 3,4 Правил№1039 администрации г. Кемерово 09.09.2020 выдано заключение о соответствии места площадки требованиям законодательства.

Согласно требованиям федерального законодательства орган местного самоуправления (уполномоченный орган) запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее-запрос) исключительно в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах. Такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее-заявка).

По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.

В других случаях органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Неисполнение требований федерального законодательства, неполнота мероприятий по контролю за исполнением требований санитарно-эпидемиологического законодательства влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья (л.д.6-7).

Разрешая спор по существу, суд сделал вывод о том, что требования административного истца не подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия считает вывод суда неправильным по следующим основаниям.

Согласно п. 3 ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 названного кодекса).

Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, чч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 данного кодекса), решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 176).

Однако судом данные требования закона выполнены не были, обжалуемое решение указанным требованиям не отвечает.

Так, суд не привел мотивов и доказательств, с учетом которых сделал вывод о законности оспариваемого представления прокурора, ограничившись лишь перечислением обстоятельств, указанных в представлении прокурора, не выяснил какие согласно требованиям закона Роспотребнадзор обязан был принять меры по результатам обращений Сонина Е.Н.

Из материалов дела усматривается, что Роспотребнадзор, получив жалобу Сонина Е.Н. от 23.04.2020, в лице специалиста -эксперта Т.М.Сыстеровой осуществил выезд по адресу <адрес> и установил следующие обстоятельства: на территории, прилегающей к земельному участку гр.Сонина Е.Н. (<адрес>) на расстоянии порядка 5 м установлен большой грузовой контейнер (бункер). На момент осмотра контейнер установлен на твердом покрытии, не переполнен (л.д.9).

В адрес Администрации г.Кемерово вынесено предостережение № 462-4-00 от 25.05.2020 о необходимости принять меры по соблюдению обязательных требований санитарного, предусмотренных ст.11, ст.22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра», п.2.1-п.2.2., п.2.6-п.2.7 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», а именно оборудовать контейнерную площадку под контейнер, расположенный в районе <адрес> в соответствии с требованиями (в т.ч. в части наличия ограждения) (л.д.17-18).

В адрес ООО «Кедр» вынесено предостережение № 461-4-00 от 25.05.2020 о необходимости принять меры по соблюдению обязательных требований санитарного, предусмотренных ст.11, ст.22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения реестра», п.2.1-п.2.2., п.2.6-п.2.7 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», а именно: обеспечить ежедневную уборку места расположения контейнера для сбора ТКО (в районе <адрес>) (л.д.19).

Данные предостережения были представлены прокурору в ходе проведения проверки.

Указанным предостережениям суд оценки не дал.

Не установил суд, какие именно документы должен был предоставить Роспотребнадзор прокурору, подтверждающие при рассмотрении обращения заявителя от 23.04.2020 установление (не установление) фактов выполнения (невыполнения) органом местного самоуправления требований ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 Правил благоустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039 (далее правила №1039), пунктов 2.4, 2.6 СанПиН 2.17.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 №20, в части принятия решения о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования площадки водонепроницаемым покрытием и наличия ограничения бордюром по периметру и ограждения с 3-х сторон и документы, подтверждающие (не подтверждающие) надлежащее исполнение (неисполнение) ООО «Кедр» требований муниципального контракта по уборке территории вокруг контейнерной площадки (по периметру 5 метров) от мусора.

Как усматривается из вынесенных Роспотребнадзором представлений в адрес Администрации г.Кемерово и ООО «Кедр», в них указано, какие меры по устранению нарушений закона должны они обязаны совершить.

В представлении прокурора не указано на основании какого закона административный истец обязан осуществлять контроль за исполнением муниципальных контрактов.

Не приведено прокурором мотивом, по которым он считает, что административный истец не мог в своих ответах ссылаться на экспертное заключение от 08.09.2021 Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения и эпидемиологии в Кемеровской области, доказательств, подтверждающих, что данное заключение не соответствует требованиям закона не представлено.

Согласно ст.17 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

2. В случае, если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

Из приведенного закона усматривается, что административным истцом были выполнены требования закона в пределах его компетенции.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ограничено проведение проверочных мероприятий.

Факт пожара в контейнере, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела не свидетельствует о невыполнении административным истцом своих обязанностей.

В представлении прокуратуры не указано какие именно мероприятия при рассмотрении обращений Сонина Е.Н. административный истец должен был провести и не сделал этого.

Обязывая административного истца принять конкретные меры по устранению закона, не указывается в представлении какие именно меры обязан принять административный истец, что свидетельствует о неисполнимости оспариваемого представления.

При таких обстоятельствах представление прокуратуры нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

                                           ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 02 июня 2021 года отменить.

Вынести новое решение:

Признать незаконным представление прокуратуры г.Кемерово от 25.01.2021.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение 6 месяцев со дня вынесения определения в 8 кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.08.2021.

Председательствующий:

Судьи:

33а-7685/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Территориальный отдел Управления Роспотребназдора по Кемеровской области в г. Кемерово
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Кемеровской области-Кузбассу
Ответчики
Прокуратура Кемеровской области-Кузбасса
прокурор г. Кемерово
Другие
ведущий специалист-эксперт Территориального отдела Управления Роспотребназдора по Кемеровской области в г. Кемерово Ананьина Елена Анатольевна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Быкова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
30.07.2021Передача дела судье
25.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2021Передано в экспедицию
25.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее