Дело № 12-13/2016
РЕШЕНИЕ
г. Андреаполь 08 декабря 2016 года
Судья Андреапольского районного суда Тверской области Алексеев С. А., с участием законного представителя ООО «Водокомплекс» - генерального директора Мининой Г. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ООО «Водокомплекс» Мининой Г. Г. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехова А. М. № 104 от 04 октября 2016 года, которым юридическое лицо: ООО «Водокомплекс» привлечено к административной ответственности и в соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 10 000 рублей.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области от 04 октября 2016 года № 104, юридическое лицо: ООО «Водокомплекс», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
В постановлении по делу об административном правонарушении, фактические обстоятельства дела изложены следующим образом.
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>. по Постановлению о возбуждении производства об административном правонарушении Осташковской межрайонной природоохранной прокуратуры от 14.09.2016, установлено, что ООО «Водокомплекс» осуществляет деятельность по водоотведению хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод и их сбросу в реку Западная Двина (водоем рыбохозяйственного значения высшей категории) с нарушениями природоохранного и санитарного законодательства, а именно: осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без надлежащей нормативной очистки, с превышением предельно допустимых концентраций. Согласно заключению Управления Росприроднадзора по Тверской области сточные воды (согласно протоколу лабораторных исследований №-В/ОО от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного филиалом ЦЛАТИ по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»), сбрасываемые ООО «Водокомплекс» в р. Западная Двина с очистных сооружений, превышают нормативы предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов, по фосфату в 1,25 раза).
Превышение нормативов негативно сказывается на жизнедеятельности водных биологических ресурсов, а также на кормовую базу, что может привести к нарушению биологического равновесия.
Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Часть 2 ст. 39 ВК РФ обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения. Часть 1 статьи 44 ВК РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно п. 1, 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно – строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Согласно ст. 11 А Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1054, запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов.
Пунктом 21 Постановления Правительства от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» предусмотрено, что при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.
Нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.33 КоАП РФ.
Обстоятельств исключающих административную ответственность юридического лица: ООО «Водокомплекс», не установлено.
Обстоятельства дела подтверждают виновность юридического лица: ООО «Водокомплекс».
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность, нет.
Постановлено вышеизложенное решение.
Заявитель – законный представитель ООО «Водокомплекс» Минина Г. Г. полагает, что постановление о назначении административного наказания подлежит отмене по следующим основаниям.
ООО «Водокомплекс» уже привлекалось к ответственности за вышеуказанное нарушение 14 декабря 2014 года. Считают, что превышение фосфатов в р. Западная Двина незначительное, согласно таблице предельно – допустимой концентрации веществ в водных объектах.
Просит: Отменить постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехова А. М. от 04 октября 2016 года.
Законный представитель ООО «Водокомплекс» Минина Г. Г. в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Старший гос. инспектор отдела гос. контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Тверской области Терехов А. М. и Осташковский межрайонный природоохранный прокурор просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражали против удовлетворения жалобы, поскольку ее доводы не обоснованны.
Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении могут быть признаны любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях протоколами, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей.
Действия ООО «Водокомплекс» старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Тереховым А. М. квалифицированы по ст. 8.33 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 8.33 КоАП РФ, нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В силу положений ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст. 1.5, 2.1, 24.1 КоАП РФ, в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ.
По положениям ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.
При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ одним из принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Часть 2 ст. 39 ВК РФ обязывает водопользователей не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения. Часть 1 статьи 44 ВК РФ устанавливает, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 55 ВК РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом РФ и другими федеральными законами.
Согласно п. 1, 3 ч. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке и обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.
Пунктом 21 Постановления Правительства от 13 августа 1996 г. № 997 «Об утверждении требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» предусмотрено, что при сбросе производственных и иных сточных вод с промышленных площадок должны предусматриваться меры, исключающие загрязнение водной среды. Запрещается сброс любых сточных вод в местах нереста, зимовки и массовых скоплений водных и околоводных животных.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности ООО «Водокомплекс», является коммунальное и бытовое водоснабжение.
ООО «Водокомплекс» эксплуатирует канализационную сеть, наружные канализационные насосные станции, комплексные очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, и очистные сооружения РТЦ, расположенные по адресу: <адрес>.
На очистные сооружения поступают сточные воды от канализационного жилого сектора г. Андреаполь, а также вывозятся сточные воды из выгребных ям неканализационного сектора г. Андреаполь.
Проверка показала, что ООО «Водокомплекс» осуществляет деятельность по водоотведению хозяйственно – бытовых и промышленных сточных вод и их сбросу в водный объект – река Западная Двина с нарушениями природоохранного и санитарного законодательства, а именно: осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект без надлежащей нормативной очистки, с превышением предельно допустимых концентраций, чем создает реальную угрозу загрязнения водоёма и причинение ущерба окружающей среде, а также здоровью граждан.
Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
В соответствии с требованиями п.п. 4.1; 4.1.1; 4.1.2; 4.2; 6.1; 6.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод от загрязнения» в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сброс промышленных, сельскохозяйственных, городских сточных вод, а также организованный сброс ливневых сточных вод в черте населенных пунктов (п. 4.1.2 СанПиН). Не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно – бытовые, поверхностно – ливневые и т.д.), которые: могут быть устранены путем организации малоотходных производств, рациональной технологии, максимального использования в системах оборотного и повторного водоснабжения после соответствующей очистки и обеззараживания в промышленности, городском хозяйстве (п. 4.1.1 СанПиН).
Река Западная Двина является объектом рыбохозяйственного значения высшей категории и относится к Балтийскому бассейну.
Из сообщения Управления Росприроднадзора по Тверской области, адресованного Осташковскому межрайонному природоохранному прокурору, следует, что сточные воды (согласно протоколу лабораторных исследований №-В/ОО от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного филиалом ЦЛАТИ по Тверской области ФБУ «ЦЛАТИ по ЦФО»), сбрасываемые ООО «Водокомплекс» в р. Западная Двина с очистных сооружений, превышают нормативы предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов, по фосфату в 1,25 раза).
Фосфат является ядовитым соединением и вызывает сильные ожоги покровов и жабр у рыб и приводит к нарушению кальцевидного обмена и поражению сердечнососудистой и нервной системы у рыб.
Превышение нормативов в целом негативно сказывается на жизнедеятельности водных биологических ресурсов, а также на кормовую базу, что может привести к нарушению биологического равновесия.
В постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 14.09.2016, вынесенного Осташковским межрайонным природоохранным прокурором, указано, что датой совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ (дата отбора проб), местом совершения правонарушения является выпуск с очистных сооружений в р. З. Двина, расположенных по адресу: <адрес>.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, старший государственный инспектор отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехов А. М. пришел к выводу о доказанности вины юридического лица: ООО «Водокомплекс» в совершении указанного административного правонарушения, однако, не указав в постановлении № 104 от 04 октября 2016 года по делу об административном правонарушении обстоятельств, установленных при рассмотрении дела (даты, места совершения административного правонарушения).
Кроме того, старший гос. инспектор отдела гос. контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Тверской области Терехов А. М., вынесший постановление о назначении административного наказания, не установил, нормы какого нормативного правового акта были нарушены, при выявлении превышения нормативов предельно допустимых концентраций, установленных для рыбохозяйственных водоемов по фосфату, в сбрасываемых ООО «Водокомплекс» в р. Западная Двина стоках с очистных сооружений.
Допущенные нарушения процессуальных требований, обязывающих установить событие правонарушения, в том числе время, обстоятельства совершения правонарушения, указать их в постановлении об административном правонарушении, отразилось на всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Как следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении и возвращения дела на новое рассмотрение являются только существенные нарушения процессуальных требований КоАП, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Указанные нарушения процессуальных требований КоАП РФ явились существенным нарушением прав лица, привлекаемого к ответственности, повлияли на законность и обоснованность принятого по делу решения и повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенных обстоятельств, постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехова А. М. № 104 от 04 октября 2016 года, по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом: ООО «Водокомплекс», подлежит отмене, с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ.
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя ООО «Водокомплекс» Мининой Г. Г. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехова А. М. № 104 от 04 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом: ООО «Водокомплекс», удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехова А. М. № 104 от 04 октября 2016 года, по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом: ООО «Водокомплекс», отменить.
Дело в отношении юридического лица: ООО «Водокомплекс», о привлечении его к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ, возвратить старшему государственному инспектору отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Тверской области Терехову А. М. на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.А. Алексеев