РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2020 года г. Ахтубинск Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Шалекешова А.Х., при секретаре Сюзевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области административное дело № по административному исковому заявлению Прищепина С.В. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
установил:
Прищепина С.В. обратилась в суд с административным иском к администрации МО «Город Ахтубинск» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предварительном согласовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в предварительном согласовании земельного участка. Указанное решение было немотивированным, доказательств, свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав массива, зарезервированного для муниципальных нужд для дальнейшего предоставления многодетным детям, не представлено.
В судебное заседание административный истец Прищепина С.В. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, на исковых требованиях настаивала.
Представитель административного ответчика администрации МО «Город Ахтубинск» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствии представителя, возражал против удовлетворения административного иска.
Суд, в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии административного истца и представителя административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела, и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и обязывает административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации определены требования, предъявляемые к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункты 1 и 2).
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления, в том числе, земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17).
На основании статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. В том числе, поименован случай, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В судебном заседании установлено, что Прищепина С.В. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Город Ахтубинск» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью <данные изъяты>., который необходимо образовать в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, без проведения торгов согласно ст. 39.15 ЗК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № административным ответчиком было направлено административному истцу сообщение том, что испрашиваемый земельный участок входит в состав массива, зарезервированного для муниципальных нужд для дальнейшего предоставления многодетным семьям.
При этом, административным ответчиком суд не представлен правовой акт, предусматривающий резервирование указанного массива для муниципальных нужд.
Ссылка на подобный акт также отсутствует в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ, как и ссылка на норму права, в соответствии с которой принято указанное решение.
Кроме того, к заявлению Прищепина С.В. прилагалась схема расположения земельного участка, а, соответственно, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно было содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, как того требует п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, ответ администрации МО «Город Ахтубинск» на заявление Прищепина С.В. нельзя признать обоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
- об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
- об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что административным ответчиком в нарушение статей 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации принято необоснованное решение об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и в утверждении схемы расположения этого земельного участка, что повлекло нарушение прав и законных интересов последнего, выразившееся в невозможности получения в аренду земельного участка без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, суд считает возможным признать незаконным ответ администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, и в утверждении схемы расположения этого земельного участка.
Удовлетворение судом заявленного требования Прищепина С.В. о возложении обязанности административного ответчика принять решение о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и об утверждении схемы расположения этого земельного участка, по сути, будет означать выполнение судом функций, возложенных действующим законодательством на органы местного самоуправления.
Решение администрации МО «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ за № признается судом необоснованным, ввиду отсутствия в нем оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка и отсутствия в ответе решения по требованиям об утверждении схемы расположения этого земельного участка.
С органа местного самоуправления не снимается обязанность надлежащей и всесторонней проверки заявления истца о предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка, и принятии соответствующего обоснованного решения по требованиям об утверждении схемы расположения этого земельного участка.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в целях устранения нарушенных прав административного истца, суд считает возможным возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Прищепина С.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения этого земельного участка, с учетом требований статей 39.15, 39.16, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение тридцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Истицей Прищепина С.В. при подаче административного иска уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
На основании статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
В связи, с чем суд не считает возможным взыскивать с административного ответчика в пользу административного истца государственную пошлину в сумме <данные изъяты>, уплаченную на основании чека-ордера от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Прищепина С.В. к администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» от ДД.ММ.ГГГГ за № об отказе Прищепина С.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Возложить на администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» обязанность рассмотреть заявление Прищепина С.В. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью <данные изъяты>., находящегося по адресу: <адрес>, в течение тридцати дней.
В удовлетворении остальной части заявленных требований Прищепина С.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда, через Ахтубинский районный суд.
Судья Шалекешов А.Х.