7р-713
РЕШЕНИЕ
7 июля 2020 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Рохина Я.С., рассмотрев жалобу начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области ФИО11 на решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 мая 2020 года,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору от 31 марта 2020 года глава администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачёк О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 мая 2020 года указанное постановление изменено путем исключения из объема предъявленного обвинения нарушения пункта 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В остальной части указанное постановление оставлено без изменения.
Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, ФИО11, в жалобе выражает несогласие с судебным актом, ссылаясь на необоснованное исключение указанного нарушения требований пожарной безопасности.
Должностное лицо ФИО11, Козачёк О.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания или о рассмотрении жалобы посредством систем видеоконференц-связи не заявили.
На основании пунктов 2, 4 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ административным правонарушением является нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области от 10 марта 2020 года № в период с 13 марта по 9 апреля 2020 года проведена внеплановая выездная проверка объектов защиты – территории муниципального образования «Алексеевское» Красноборского районов Архангельской области на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки главным государственным инспектором Верхнетоемского и Красноборского районов Архангельской области по пожарному надзору на территории населенных пунктов: деревень Алексеевская, Фроловская, Кичайкинская, Калинка Гридинская, Мануиловская, поселков Комсомольский, Дябрино выявлены нарушения требований пожарной безопасности:
1) не предусмотрена система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, не оказывается поддержка при осуществлении ими своей деятельности (пункт 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
2) не устроены подъезды с площадкой с твердым покрытием размером не менее 12х12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к пожарным водоемам в селе Красноборске: на <адрес> (часть 1 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 2 статьи 4, статья 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 9.4 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
3) не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения (пожарных водоемов): в <адрес> (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 «О пожарной безопасности», пункт 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, часть 1 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 6, часть 3 статьи 4, статья 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункты 9.4, 9.10, 9.11 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»);
4) не обеспечена организация пропаганды в области пожарной безопасности (часть 8 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
5) нарушена конструктивная целостность горловины и верхней части покрытия пожарного водоема в <адрес> (пункты 55,80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 «О пожарной безопасности»);
6) отсутствуют указатели, обозначающие пожарный водоем: <адрес> (примечание 3, пункт 9.9 СП 8.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»).
Указанные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для привлечения главы администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачка О.В. к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Пересматривая постановление о назначении административного наказания по жалобе Козачка О.В., судья районного суда пришел к выводу о необходимости исключения из объема предъявленного обвинения нарушения главой сельского поселения положений пункта 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в виду отсутствия объективных доказательств, по остальным нарушениям согласился с выводами должностного лица о том, что действия Козачка О.В. образуют объективную сторону инкриминированного административного правонарушения.
С таким выводом судьи следует согласиться.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
В соответствии со статьей 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения устанавливаются Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
На территории Архангельской области принят закон Архангельской области от 20 сентября 2005 года N 86-5-ОЗ «О пожарной безопасности в Архангельской области» и постановление Правительства Архангельской области от 10 ноября 2009 года N 148-пп «Об утверждении положения об организации обучения неработающего населения Архангельской области мерам пожарной безопасности».
В силу с пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона (о первичных мерах пожарной безопасности). Обстоятельства совершения административного правонарушения и виновность главы администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачка О.В. в нарушении требований пожарной безопасности, перечисленных в пунктах 2- 6 постановления о назначении административного наказания, объективно подтверждаются доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает: протоколом об административном правонарушении от 31 марта 2020 года, распоряжением начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР Главного управления МЧС России по Архангельской области от 10 марта 2020 года №, актом проверки контролирующего органа от 24 марта 2020 года №, постановлением от 3 октября 2016 года № «О вступлении в должность главы МО «Алексеевское» Козачка О.В., положением, утвержденным решением Совета депутатов МО «Алексеевское» от 23 октября 2013 года № 42 «О муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское», распоряжением главы МО «Алексеевское» от 20 декабря 2011 года № 141р «Об оказании поддержки деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское», положением, утвержденным постановлением администрации МО «Алексеевское» от 18 апреля 2018 года № 45 «О проведении пожарно-профилактической работы в жилом секторе и на объектах с массовым пребыванием людей на территории МО «Алексеевское», актом проверки материально-технического оснащения и организации деятельности территориального подразделения добровольной пожарной охраны ДПК Архангельской области в <адрес> МО «Алексеевское» МО «Красноборский муниципальный район», сведениями о проведении инструктажа о мерах пожарной безопасности в домах поселения и иными актами.
Указанным доказательствам судьями дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Наличие указанного события и состава административного правонарушения заявителем в жалобе не оспаривается.
В соответствии со статьей 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (пункт 9).
Статьей 9.1 Закон Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области» определено, что добровольная пожарная охрана в Архангельской области создается и осуществляет свою деятельность, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны в Архангельской области, финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций добровольным пожарным осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка добровольной пожарной охраны в Архангельской области осуществляется в соответствии с областным законом от 30 сентября 2011 года N 344-24-ОЗ «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны в Архангельской области» (пункт 3 статьи 9.1 Закона Архангельской области «О пожарной безопасности в Архангельской области»).
В соответствии со статьей 5 Закона Архангельской области «О государственной поддержке добровольной пожарной охраны в Архангельской области» органы местного самоуправления поселений и городских округов Архангельской области вправе предусматривать систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывать поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом, иными областными законами и муниципальными правовыми актами за счет средств местных бюджетов.
Постановлением о назначении административного наказания от 31 марта 2020 года глава администрации муниципального образования «Алексеевское» Козачёк О.В. был привлечен к административной ответственности за невыполнение требований пункта 9 статьи 63 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», выразившихся в том, что в сельском поселении не предусмотрена система мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, не оказывается поддержка при осуществлении ими своей деятельности.
Вместе с тем, в суде первой инстанции главой поселения Козачком О.В. были представлены: положение «О муниципальной поддержке деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское», утвержденное решением Совета депутатов МО «Алексеевское» от 23 октября 2013 года № 42, распоряжение главы МО «Алексеевское» от 20 декабря 2011 года № 141р «Об оказании поддержки деятельности добровольной пожарной охраны на территории МО «Алексеевское», из содержания которых следует, что в качестве муниципальной поддержки добровольным пожарным за счет средств муниципального бюджета предусмотрены (пункты 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 Положения):
-выплата денежной компенсации добровольным пожарным, материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных,
-добровольным пожарным, осуществляющим деятельность в составе территориальных подразделений добровольной пожарной охраны на территории МО и привлеченным в рабочее или учебное время к участию в тушении пожаров, проведении аварийно-спасательских работ в соответствии с порядком привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, либо к прохождению первоначальной профессиональной подготовки, денежная компенсация потери заработной платы за время его отсутствия по месту работы или учебы,
- материальное стимулирование деятельности добровольных пожарных, участвующих в деятельности территориальных подразделений добровольной пожарной охраны может осуществиться в форме выплаты единовременного денежного вознаграждения в сумме до 3000 рублей,
- добровольным пожарным по решению руководителя муниципального учреждения, предприятия, организации могут меры поддержки (оплата прохождения добровольными пожарными первоначального профессионального обучения, личное страхование жизни и здоровья добровольных пожарных, сохранение средней заработной платы за добровольными пожарными на время исполнения обязанностей добровольного пожарного, а так же на время прохождения им первоначального профессионального обучения, установление стимулирующих надбавок к заработной плате для наиболее активных работников, принимающих участие в профилактической работе и тушении пожаров, предоставление оплачиваемого ежегодного дополнительного отпуска добровольным пожарным продолжительностью от 3 до 5 календарных дней, медицинское освидетельствование добровольных пожарных, единовременная денежная выплата за участие в тушении пожара в размере до 3000 рублей пропорционально фактическому времени участия в тушении пожара либо времени проведения аварийно-спасательных работ.
Предусмотрены меры финансовой и имущественной поддержки общественных объединений пожарной охраны, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования (раздел 4 Положения).
Изложенное свидетельствует о принятии администрацией муниципального образования «Алексеевское» мер социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране.
При таких обстоятельствах вывод судьи районного суда о том, что со стороны главы сельского поселения не допущено нарушение требований пункта 9 статьи 63 Федерального закона от 22 июля 2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является обоснованным.
Приведенные в жалобе доводы о том, что администрацией поселения не принимаются меры для содержания (отопления) здания в <адрес>, выделенного территориальному подразделению добровольной пожарной охраны (адрес: <адрес> не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку эти обстоятельства являются вопросами финансового и материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования и не относятся к мерам социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране.
Порядок и процедура привлечения Козачка О.В. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено виновному в минимальном размере санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ
Порядок пересмотра постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренный главой 30 КоАП РФ, судьей соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений процессуальных требований не допущено.
Оснований для отмены или изменения судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 и 30.9 КоАП РФ,
решил:
решение судьи Красноборского районного суда Архангельской области от 21 мая 2020 года оставить без изменения, жалобу начальника ОНДиПР Верхнетоемского и Красноборского районов УНДиПР Главного Управления МЧС России по Архангельской области ФИО11 – без удовлетворения.
Судья Я.С. Рохина