Решение по делу № 2-612/2023 (2-7517/2022;) от 09.11.2022

Дело

УИД 39RS0002-01-2022-007696-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Сушиной Ю.Б.,

при секретаре Щербине К.А.,

с участием прокурора Мартынова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правдинского района Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней С.В.А. в лице законного представителя Дюшковой С.П., к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области, Администрации муниципального образования «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Правдинского района Калининградской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству финансов Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней С.В.А., мотивируя свои требования тем, что к ним в прокуратуру поступило заявление Дюшковой С.П. в интересах С.В.А., < Дата > года рождения, с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > на детской площадке, расположенной на территории многоквартирных домов по < адрес > бесхозяйная собака < ИЗЪЯТО > укусила С.В.А. < ИЗЪЯТО >. В результате действий безнадзорной собаки С.В.А. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания. Согласно выписному эпикризу С.В.А. < Дата > в ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ» установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >, что свидетельствует о причинении вреда здоровью в результате действий безнадзорной собаки. Согласно рапорту оперативного дежурного ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть отделения полиции поступило сообщение от Р. о том, что < Дата > в < адрес > девочку укусила собака. Таким образом, безопасные условия для человека на территории МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» не созданы, о чем сам по себе, свидетельствует факт нападения безнадзорной собаки на С.В.А. < Дата >. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», поскольку зафиксирован факт роста количества обращений граждан, в связи с нападением безнадзорных собак согласно сведениям администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», ГБУЗ КО «< ИЗЪЯТО > ЦРБ», ОП по < ИЗЪЯТО > муниципальному округу МО МВД России «< ИЗЪЯТО >». С учетом изложенного, просил взыскать с Министерства финансов Калининградской области компенсацию морального вреда в пользу законного представителя Дюшковой С.П. в размере 50000,00 руб.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области и Администрация МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области».

В судебном заседании помощник прокурора Правдинского района Калининградской области Мартынов А.И. исковые требования поддержал, просил взыскать компенсацию морального вреда в пользу С.В.А. в лице законного представителя Дюшковой С.П. в размере 50000,00 руб. с надлежащего ответчика, которого установит суд.

Законный представитель < ИЗЪЯТО > С.В.А. - Дюшкова С.П., представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области, представитель третьего лица – ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дюшкова С.П. и представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области Антипов А.Н., действующий на основании доверенности, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области А. представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Калининградской области, поскольку они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Яковенко Е.А. и представитель третьего лица ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» Кубыштова А.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями к Министерству финансов Калининградской области и Министерству сельского хозяйства Калининградской области не согласились, в удовлетворении иска к ним просили отказать, поскольку для взыскания компенсации морального вреда с указанных ответчиков не имеется правовых оснований. Просили взыскать компенсацию морального вреда с администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», которая надлежащим образом не осуществляет контроль за безнадзорными животными. Представили письменные мотивированные возражения на иск.

Представитель ответчика Администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» Кундухов Р.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, просил в иске к ним отказать. Представил письменный мотивированный отзыв на иск, из которого следует, что они являются ненадлежащим ответчиками по данному делу, поскольку в их обязанности входит только мониторинг за безнадзорными животными и предоставление данных мониторинга в Министерство сельского хозяйства Калининградской области. Решение о делегировании им полномочий по обращению с животными без владельцев не принималось, денежные средства на данные цели в бюджет администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» из бюджета Калининградской области не выделялись. Все обязанности по выявлению и контролю за безнадзорными животными возложены на Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > на детской площадке, расположенной на территории многоквартирных домов по < адрес >, бесхозяйная собака < ИЗЪЯТО > напала на < ИЗЪЯТО > С.В.А. и укусила её за кисть правой руки, чем причинила физическую боль и нравственные страдания.

Согласно представленным по запросу суда ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ» медицинским документам, по факту укуса собакой < Дата > < ИЗЪЯТО > С.В.А. обращалась в ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ», где врачом был проведен её осмотр и установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >. < Дата > при обращении к врачу педиатру также проведена < ИЗЪЯТО > (л.д.48-49).

Из рапорта оперативного дежурного ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» (КУСП ) от < Дата >, следует, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть отделения полиции по телефону «112» поступило сообщение от Р. по факту того, что < Дата > в < адрес > бездомные собаки покусали детей (л.д.17).

Из объяснения Р. от < Дата > следует, что < Дата > проходя по < адрес >, у < адрес > на турниках сидели дети, которые подозвали его и попросили у него помощи, поскольку они не могли спуститься с турника, так как на них бросались бездомные собаки. Собак было две. Он хотел отогнать собак, но они стали кидаться на него. После чего, он отошел на безопасное расстояние и позвонил в службу «112». Просил принять меры по отлову бездомных собак (л.д.18).

Кроме того, согласно рапорту оперативного дежурного (КУСП ) от < Дата >, < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» по телефону «112» поступило сообщение от М. по факту того, что в < адрес > бездомные собаки нападают на детей (л.д.19).

Из объяснения М. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > она вышла на балкон и увидела, что на детской площадке между домами и по < адрес > на турнике сидят дети и кричат, а внизу около 10 собак. Дети не могли слезть с турника, так как собаки начинали на них нападать. После чего она позвонила в службу «112». Просила принять меры по отлову бездомных собак, поскольку они ведут себя агрессивно по отношению к людям (л.д.20).

Из объяснений Дюшковой С.П. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > позвонила < ИЗЪЯТО > и сообщила, что её за правую кисть укусила бездомная собака, и она находится в ЦРБ < адрес >, где ей обработали рану и отпустили домой. Дома она ей рассказала, что на детской площадке возле дома она гуляла с сестрой, где на неё напала беспородная бездомная крупная собака < ИЗЪЯТО >. Вечером около < ИЗЪЯТО > она вышла на улицу и увидела, что данная собака гонится за незнакомым ей мужчиной. Он пытался её прогнать, так как она кидалась на взрослых и детей. < Дата > она пошла с < ИЗЪЯТО > в ЦРБ < адрес >, где ей назначили уколы против бешенства, так как по имеющейся у медиков информации бездомная собака болеет бешенством. Она позвонила в службу по отлову бездомных собак, где ей сообщили, что < Дата > приедут за этой собакой. Дети были очень напуганы, ночью всхлипывали, не могли уснуть, в связи с чем, она давала им успокоительный медицинский препарат. Просила оказать помощь в отлове собак (л.д.21-22).

Из объяснений несовершеннолетней С.В.А. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > она и ее сестра находились на детской площадке возле дома. Вдруг откуда-то появилась < ИЗЪЯТО > собака, которая побежала за ними. Она успела посадить сестру на турник. В это время её за правую кисть укусила собака. Она залезла на турник. Они стали звать на помощь. Какой-то мужчина отогнал собаку и отвел её в больницу, где ей обработали рану. < Дата > она с < ИЗЪЯТО > пошла в больницу и ей назначили уколы от бешенства. Собака < ИЗЪЯТО >. Раньше она её там уже видела (л.д.23).

То факт, что Дюшкова С.П. является < ИЗЪЯТО > С.В.А., < Дата > года рождения, подтверждается < ИЗЪЯТО >

Рассматривая данный спор, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Положениями статьи 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В соответствии со статьей 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Указанным Федеральным законом деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).

Согласно ст. 17 Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 17.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти калининградской области в области обращения с животными», к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области», уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца на территории Калининградской области, определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», создано соответствующее учреждение.

Центром, в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777, осуществляется выполнение государственной услуги (услуг) и работы (работ) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации /кастрации) умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.

Согласно представленной ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» информации, отлов животных без владельцев осуществляется Центром в соответствии с графиком отлова, сформированным на основании заявок, поступивших от граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления.

Заявки на отлов животных без владельцев принимаются Центром по телефону, по электронной почте либо почтовой корреспонденцией. Планы выезда ловцов безнадзорных животных, сформированных по заявкам, ежемесячно направляются в адреса всех администраций муниципальных образований органов местного самоуправления Калининградской области. Составляются ежемесячные планы работы ловцов, которые представлены в материалы дела.

Все отловленные животные доставляются в Центр по адресу: г. < адрес > для проведения ветеринарных мероприятий. В том числе для проведения мероприятий, определяющих немотивированную агрессию таких животных и возможности возвращения животных в прежнюю среду обитания. Животные без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, содержатся в Центре до момента передачи таких животных новым владельцам либо до наступления естественной смерти таких животных.

При отлове на каждую собаку оформляется карточка учета животного (собаки) без владельца.

Из журнала учета заявок на отлов животных без владельцев Центра следует, что < Дата > к ним поступила заявка от В. по факту нахождения стаи собак 7-10 разного размере и окраса без бирок по адресу: < адрес > рядом с поликлиникой. < Дата > в Центр также поступила заявка от К. по факту нахождения < ИЗЪЯТО > собаки черного окраса и двух собак рыжего окраса по адресу: < адрес >. < Дата > на основании вышеуказанных двух заявок сотрудниками центра осуществлен выезд по указанному адресу и произведен отлов 5 собак. Кроме того, < Дата > в Центр поступила заявка от < ИЗЪЯТО > С.В.А. - С.П. по факту покуса < Дата > большой собакой < ИЗЪЯТО >. Однако согласно примечанию указанная собака выловлена < Дата > на основании поступивших заявок от < Дата > (л.д.86).

Также из материалов дела следует, что в 2022 году в период с < Дата > по < Дата > в Центр поступило всего 7 заявок от физических лиц на отлов животных без владельцев по < адрес >. За весь указанный период от представителей Администрации МО «Правдинский муниципальный округ» ни одной заявки на отлов животных без владельцев не поступило (л.д.111).

Из представленных Министерством сельского хозяйства Калининградской области данных мониторинга, направленных Администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» за период с < ИЗЪЯТО > по < Дата >, следует, что ни одного животного без владельцев в < адрес > за указанный период ими не выявлено (л.д.134-137).

Согласно представленным документам, в частности, реестру по учету животных без владельцев (выкопировка) (л.д.85) и карточке учета животного без владельца опознанного как укусившего < ИЗЪЯТО > С.В.А., собака (< ИЗЪЯТО >) была впервые выловлена по адресу: < адрес >, < Дата > С ней проведены все необходимые мероприятия: вакцинация против бешенства, кастрация (< Дата >) номер чипа .(л.д.110)

Таким образом, доводы представителя Администрации и данные мониторинга, направляемые Администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» в Министерство сельского хозяйства Калининградской области об отсутствии бездомных собак в < адрес >, опровергаются поступившими в Центр в период с < Дата > по < Дата > заявками на отлов животных от семи физических лиц, в том, числе по факту нахождения на улицах города стай бездомных животных и объяснениями опрошенных сотрудниками полиции очевидцами нападения собак на взрослых и детей.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона N 498-ФЗ).

Мероприятия по реализации отдельных государственных полномочий могут проводиться муниципальными организациями, действующими от имени и в интересах муниципальных образований.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.

Между ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» и администрацией МО «Правдинский городской округ» соглашение о взаимодействии в сфере обращения с животными без владельцев на территории Калининградской области не заключалось. Со слов представителя Центра в администрации все районов области были ранее направлены проект указанных соглашений. Однако от его подписания администрация Правдинского района Калининградской области отказалась, не направив его в согласованном виде в Центр.

Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что ранее, в адрес Центра заявок от администрации муниципального образования на отлов данного животного не поступало.

В соответствии с п.п. 3 п. 10 постановления Правительств Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи Закона Калининградской области от 27 март 2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области» вне графика отлову подлежат животные без владельцев: находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека; в случае их нахождения на территориях детских садов, школ организаций здравоохранения, в местах массового пребывания людей.

Впоследствии от Дюшковой С.П. поступило заявление прокурору Правдинского района Калининградской области с просьбой обратиться в суд в защиту интересов ее < ИЗЪЯТО > о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бесспорных и надлежащих доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, подтверждающих наличие вины ответчиков – Правительства Калининградской области и Министерства сельского хозяйства Калининградской области, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, применительно к спорным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для возложения ответственности на ответчиков по компенсации морального вреда С.В.А. не установлена. Не доказано истцом, что именно ответчики являются лицами, действиями которых был причинен моральный вред, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков и заявленными истцом повреждениями несовершеннолетнему не подтверждена, представленные истцом доказательства не подтверждают вину ответчиков.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» не в полной мере были выполнены возложенные на нее действующим законодательством обязанности по контролю за безнадзорными животными, что привело к возникновению рассматриваемого спорного правоотношения по причинению < ИЗЪЯТО > С.В.А. телесных повреждений безнадзорным животным, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для взыскания в её пользу компенсации морального вреда.

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд исходит из характера и степени физических и нравственных страданий несовершеннолетней С.В.А., её несовершеннолетнего возраста, конкретных обстоятельств, при которых ей были причинены телесные повреждения, требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу законного представителя < ИЗЪЯТО > С.П.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Правдинского района Калининградской области удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации МО «Правдинский муниципальный округ» (ИНН 3923000189, ОГРН 1023902271964) в пользу законного представителя С.В.А. - Дюшковой С.П., < Дата > года рождения, уроженки < адрес >, (паспорт серии < ИЗЪЯТО >) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 06 апреля 2023 года

Судья

Дело

УИД 39RS0002-01-2022-007696-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 марта 2023 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Сушиной Ю.Б.,

при секретаре Щербине К.А.,

с участием прокурора Мартынова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Правдинского района Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней С.В.А. в лице законного представителя Дюшковой С.П., к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области, Администрации муниципального образования «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Правдинского района Калининградской области обратился в суд с вышеуказанным иском к Министерству финансов Калининградской области в защиту интересов несовершеннолетней С.В.А., мотивируя свои требования тем, что к ним в прокуратуру поступило заявление Дюшковой С.П. в интересах С.В.А., < Дата > года рождения, с просьбой обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании компенсации морального вреда. В ходе проведения проверочных мероприятий установлено, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > на детской площадке, расположенной на территории многоквартирных домов по < адрес > бесхозяйная собака < ИЗЪЯТО > укусила С.В.А. < ИЗЪЯТО >. В результате действий безнадзорной собаки С.В.А. причинены телесные повреждения, физическая боль, а также нравственные страдания. Согласно выписному эпикризу С.В.А. < Дата > в ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ» установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >, что свидетельствует о причинении вреда здоровью в результате действий безнадзорной собаки. Согласно рапорту оперативного дежурного ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть отделения полиции поступило сообщение от Р. о том, что < Дата > в < адрес > девочку укусила собака. Таким образом, безопасные условия для человека на территории МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» не созданы, о чем сам по себе, свидетельствует факт нападения безнадзорной собаки на С.В.А. < Дата >. Вышеизложенное свидетельствует о ненадлежащей организации мер Правительством Калининградской области по обеспечению прав граждан на безопасные условия проживания на территории МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», поскольку зафиксирован факт роста количества обращений граждан, в связи с нападением безнадзорных собак согласно сведениям администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», ГБУЗ КО «< ИЗЪЯТО > ЦРБ», ОП по < ИЗЪЯТО > муниципальному округу МО МВД России «< ИЗЪЯТО >». С учетом изложенного, просил взыскать с Министерства финансов Калининградской области компенсацию морального вреда в пользу законного представителя Дюшковой С.П. в размере 50000,00 руб.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство сельского хозяйства Калининградской области и Администрация МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области».

В судебном заседании помощник прокурора Правдинского района Калининградской области Мартынов А.И. исковые требования поддержал, просил взыскать компенсацию морального вреда в пользу С.В.А. в лице законного представителя Дюшковой С.П. в размере 50000,00 руб. с надлежащего ответчика, которого установит суд.

Законный представитель < ИЗЪЯТО > С.В.А. - Дюшкова С.П., представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области, представитель третьего лица – ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дюшкова С.П. и представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области Антипов А.Н., действующий на основании доверенности, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика Министерства финансов Калининградской области А. представил письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Калининградской области, поскольку они являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства Калининградской области Яковенко Е.А. и представитель третьего лица ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» Кубыштова А.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями к Министерству финансов Калининградской области и Министерству сельского хозяйства Калининградской области не согласились, в удовлетворении иска к ним просили отказать, поскольку для взыскания компенсации морального вреда с указанных ответчиков не имеется правовых оснований. Просили взыскать компенсацию морального вреда с администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области», которая надлежащим образом не осуществляет контроль за безнадзорными животными. Представили письменные мотивированные возражения на иск.

Представитель ответчика Администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» Кундухов Р.И., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал в полном объеме, просил в иске к ним отказать. Представил письменный мотивированный отзыв на иск, из которого следует, что они являются ненадлежащим ответчиками по данному делу, поскольку в их обязанности входит только мониторинг за безнадзорными животными и предоставление данных мониторинга в Министерство сельского хозяйства Калининградской области. Решение о делегировании им полномочий по обращению с животными без владельцев не принималось, денежные средства на данные цели в бюджет администрации МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области» из бюджета Калининградской области не выделялись. Все обязанности по выявлению и контролю за безнадзорными животными возложены на Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в деле доказательства в их совокупности, и дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > на детской площадке, расположенной на территории многоквартирных домов по < адрес >, бесхозяйная собака < ИЗЪЯТО > напала на < ИЗЪЯТО > С.В.А. и укусила её за кисть правой руки, чем причинила физическую боль и нравственные страдания.

Согласно представленным по запросу суда ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ» медицинским документам, по факту укуса собакой < Дата > < ИЗЪЯТО > С.В.А. обращалась в ГБУЗ «< ИЗЪЯТО > ЦРБ», где врачом был проведен её осмотр и установлен диагноз: < ИЗЪЯТО >. < Дата > при обращении к врачу педиатру также проведена < ИЗЪЯТО > (л.д.48-49).

Из рапорта оперативного дежурного ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» (КУСП ) от < Дата >, следует, что < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть отделения полиции по телефону «112» поступило сообщение от Р. по факту того, что < Дата > в < адрес > бездомные собаки покусали детей (л.д.17).

Из объяснения Р. от < Дата > следует, что < Дата > проходя по < адрес >, у < адрес > на турниках сидели дети, которые подозвали его и попросили у него помощи, поскольку они не могли спуститься с турника, так как на них бросались бездомные собаки. Собак было две. Он хотел отогнать собак, но они стали кидаться на него. После чего, он отошел на безопасное расстояние и позвонил в службу «112». Просил принять меры по отлову бездомных собак (л.д.18).

Кроме того, согласно рапорту оперативного дежурного (КУСП ) от < Дата >, < Дата > в < ИЗЪЯТО > в дежурную часть ОП по < ИЗЪЯТО > району МО МВД России «< ИЗЪЯТО >» по телефону «112» поступило сообщение от М. по факту того, что в < адрес > бездомные собаки нападают на детей (л.д.19).

Из объяснения М. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > она вышла на балкон и увидела, что на детской площадке между домами и по < адрес > на турнике сидят дети и кричат, а внизу около 10 собак. Дети не могли слезть с турника, так как собаки начинали на них нападать. После чего она позвонила в службу «112». Просила принять меры по отлову бездомных собак, поскольку они ведут себя агрессивно по отношению к людям (л.д.20).

Из объяснений Дюшковой С.П. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > позвонила < ИЗЪЯТО > и сообщила, что её за правую кисть укусила бездомная собака, и она находится в ЦРБ < адрес >, где ей обработали рану и отпустили домой. Дома она ей рассказала, что на детской площадке возле дома она гуляла с сестрой, где на неё напала беспородная бездомная крупная собака < ИЗЪЯТО >. Вечером около < ИЗЪЯТО > она вышла на улицу и увидела, что данная собака гонится за незнакомым ей мужчиной. Он пытался её прогнать, так как она кидалась на взрослых и детей. < Дата > она пошла с < ИЗЪЯТО > в ЦРБ < адрес >, где ей назначили уколы против бешенства, так как по имеющейся у медиков информации бездомная собака болеет бешенством. Она позвонила в службу по отлову бездомных собак, где ей сообщили, что < Дата > приедут за этой собакой. Дети были очень напуганы, ночью всхлипывали, не могли уснуть, в связи с чем, она давала им успокоительный медицинский препарат. Просила оказать помощь в отлове собак (л.д.21-22).

Из объяснений несовершеннолетней С.В.А. от < Дата > следует, что < Дата > около < ИЗЪЯТО > она и ее сестра находились на детской площадке возле дома. Вдруг откуда-то появилась < ИЗЪЯТО > собака, которая побежала за ними. Она успела посадить сестру на турник. В это время её за правую кисть укусила собака. Она залезла на турник. Они стали звать на помощь. Какой-то мужчина отогнал собаку и отвел её в больницу, где ей обработали рану. < Дата > она с < ИЗЪЯТО > пошла в больницу и ей назначили уколы от бешенства. Собака < ИЗЪЯТО >. Раньше она её там уже видела (л.д.23).

То факт, что Дюшкова С.П. является < ИЗЪЯТО > С.В.А., < Дата > года рождения, подтверждается < ИЗЪЯТО >

Рассматривая данный спор, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункту 2 статьи 2 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с пунктом 82 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия, предусмотренные законодательством в области обращения с животными, в том числе организацию мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.

Положениями статьи 1 Федерального закона № 498-ФЗ от 27 декабря 2018 г. «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.

Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В соответствии со статьей 7 данного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными относятся: установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по организации деятельности приютов для животных и нормам содержания животных в них: установление порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.

Указанным Федеральным законом деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом; животное без владельца определено как животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен (статья 3).

Согласно ст. 17 Закона деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется, в том числе, в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии.

Как следует из пунктов 9.5, 9.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2627-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 54 от 6 мая 2010 г., регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Калининградской области от 17.03.2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти калининградской области в области обращения с животными», к полномочиям Правительства Калининградской области отнесено определение исполнительного органа государственной власти Калининградской области, уполномоченного осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи 2 Закона Калининградской области от 27 марта 2019 года № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области», уполномоченным органом исполнительной власти Калининградской области, осуществляющим организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельца на территории Калининградской области, определено Министерство сельского хозяйства Калининградской области.

В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 03.12.2018 № 251-рп «О создании государственного учреждения Калининградской области «Центр для безнадзорных животных», создано соответствующее учреждение.

Центром, в рамках государственного задания на выполнение работ (услуг), утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Калининградской области от 30.12.2021 № 777, осуществляется выполнение государственной услуги (услуг) и работы (работ) по проведению мероприятий по отлову, транспортировке, учету, содержанию, вакцинации, стерилизации /кастрации) умерщвлению (эвтаназии) безнадзорных животных и утилизации трупов безнадзорных животных.

Согласно представленной ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» информации, отлов животных без владельцев осуществляется Центром в соответствии с графиком отлова, сформированным на основании заявок, поступивших от граждан, юридических лиц, органов местного самоуправления.

Заявки на отлов животных без владельцев принимаются Центром по телефону, по электронной почте либо почтовой корреспонденцией. Планы выезда ловцов безнадзорных животных, сформированных по заявкам, ежемесячно направляются в адреса всех администраций муниципальных образований органов местного самоуправления Калининградской области. Составляются ежемесячные планы работы ловцов, которые представлены в материалы дела.

Все отловленные животные доставляются в Центр по адресу: г. < адрес > для проведения ветеринарных мероприятий. В том числе для проведения мероприятий, определяющих немотивированную агрессию таких животных и возможности возвращения животных в прежнюю среду обитания. Животные без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, содержатся в Центре до момента передачи таких животных новым владельцам либо до наступления естественной смерти таких животных.

При отлове на каждую собаку оформляется карточка учета животного (собаки) без владельца.

Из журнала учета заявок на отлов животных без владельцев Центра следует, что < Дата > к ним поступила заявка от В. по факту нахождения стаи собак 7-10 разного размере и окраса без бирок по адресу: < адрес > рядом с поликлиникой. < Дата > в Центр также поступила заявка от К. по факту нахождения < ИЗЪЯТО > собаки черного окраса и двух собак рыжего окраса по адресу: < адрес >. < Дата > на основании вышеуказанных двух заявок сотрудниками центра осуществлен выезд по указанному адресу и произведен отлов 5 собак. Кроме того, < Дата > в Центр поступила заявка от < ИЗЪЯТО > С.В.А. - С.П. по факту покуса < Дата > большой собакой < ИЗЪЯТО >. Однако согласно примечанию указанная собака выловлена < Дата > на основании поступивших заявок от < Дата > (л.д.86).

Также из материалов дела следует, что в 2022 году в период с < Дата > по < Дата > в Центр поступило всего 7 заявок от физических лиц на отлов животных без владельцев по < адрес >. За весь указанный период от представителей Администрации МО «Правдинский муниципальный округ» ни одной заявки на отлов животных без владельцев не поступило (л.д.111).

Из представленных Министерством сельского хозяйства Калининградской области данных мониторинга, направленных Администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» за период с < ИЗЪЯТО > по < Дата >, следует, что ни одного животного без владельцев в < адрес > за указанный период ими не выявлено (л.д.134-137).

Согласно представленным документам, в частности, реестру по учету животных без владельцев (выкопировка) (л.д.85) и карточке учета животного без владельца опознанного как укусившего < ИЗЪЯТО > С.В.А., собака (< ИЗЪЯТО >) была впервые выловлена по адресу: < адрес >, < Дата > С ней проведены все необходимые мероприятия: вакцинация против бешенства, кастрация (< Дата >) номер чипа .(л.д.110)

Таким образом, доводы представителя Администрации и данные мониторинга, направляемые Администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» в Министерство сельского хозяйства Калининградской области об отсутствии бездомных собак в < адрес >, опровергаются поступившими в Центр в период с < Дата > по < Дата > заявками на отлов животных от семи физических лиц, в том, числе по факту нахождения на улицах города стай бездомных животных и объяснениями опрошенных сотрудниками полиции очевидцами нападения собак на взрослых и детей.

В силу части 3 статьи 7 Федерального закона N 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом (статья 8 Федерального закона N 498-ФЗ).

Мероприятия по реализации отдельных государственных полномочий могут проводиться муниципальными организациями, действующими от имени и в интересах муниципальных образований.

Безнадзорные животные при определенных условиях, указанных в пункте 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, переходят в муниципальную собственность.

Между ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных» и администрацией МО «Правдинский городской округ» соглашение о взаимодействии в сфере обращения с животными без владельцев на территории Калининградской области не заключалось. Со слов представителя Центра в администрации все районов области были ранее направлены проект указанных соглашений. Однако от его подписания администрация Правдинского района Калининградской области отказалась, не направив его в согласованном виде в Центр.

Из анализа представленных в материалы дела документов следует, что ранее, в адрес Центра заявок от администрации муниципального образования на отлов данного животного не поступало.

В соответствии с п.п. 3 п. 10 постановления Правительств Калининградской области от 02.03.2020 № 95 «О мерах по реализации подпунктов 2, 4, 5 пункта 2 статьи Закона Калининградской области от 27 март 2019 № 274 «О разграничении полномочий органов государственной власти Калининградской области в области обращения с животными» и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Калининградской области» вне графика отлову подлежат животные без владельцев: находящиеся на территории, на которой зарегистрирован факт нападения животного на человека; в случае их нахождения на территориях детских садов, школ организаций здравоохранения, в местах массового пребывания людей.

Впоследствии от Дюшковой С.П. поступило заявление прокурору Правдинского района Калининградской области с просьбой обратиться в суд в защиту интересов ее < ИЗЪЯТО > о взыскании компенсации морального вреда.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда (п. 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).

Согласно со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Анализируя представленные сторонами доказательства, суд полагает, что бесспорных и надлежащих доказательств, отвечающих принципу относимости и допустимости, подтверждающих наличие вины ответчиков – Правительства Калининградской области и Министерства сельского хозяйства Калининградской области, не представлено.

Учитывая вышеизложенное, применительно к спорным правоотношениям, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий для возложения ответственности на ответчиков по компенсации морального вреда С.В.А. не установлена. Не доказано истцом, что именно ответчики являются лицами, действиями которых был причинен моральный вред, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчиков и заявленными истцом повреждениями несовершеннолетнему не подтверждена, представленные истцом доказательства не подтверждают вину ответчиков.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Правдинский муниципальный округ» не в полной мере были выполнены возложенные на нее действующим законодательством обязанности по контролю за безнадзорными животными, что привело к возникновению рассматриваемого спорного правоотношения по причинению < ИЗЪЯТО > С.В.А. телесных повреждений безнадзорным животным, в связи с чем, у суда имеются достаточные основания для взыскания в её пользу компенсации морального вреда.

Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда, суд исходит из характера и степени физических и нравственных страданий несовершеннолетней С.В.А., её несовершеннолетнего возраста, конкретных обстоятельств, при которых ей были причинены телесные повреждения, требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу законного представителя < ИЗЪЯТО > С.П.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Правдинского района Калининградской области удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации МО «Правдинский муниципальный округ» (ИНН 3923000189, ОГРН 1023902271964) в пользу законного представителя С.В.А. - Дюшковой С.П., < Дата > года рождения, уроженки < адрес >, (паспорт серии < ИЗЪЯТО >) компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований, в том числе к Министерству финансов Калининградской области, Министерству сельского хозяйства Калининградской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 06 апреля 2023 года

Судья

2-612/2023 (2-7517/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Дюшкова Светлана Павловна
Прокурор Правдинского района Калининградской области
Информация скрыта
Ответчики
Министерство финансов Калининградской областй
Администрация МО «Правдинский муниципальный округ Калининградской области»
Министерство сельского хозяйства Калининградскойобласти
Другие
ГБУВ КО «Областная станция по борьбе с болезнями животных»
ГБУ КО «Центр для безнадзорных животных»
Кубыштова Анна Николаевна
Мартынов Александр Игоревич
Суд
Центральный районный суд г. Калининград
Судья
Сушина Юлия Борисовна
Дело на сайте суда
centralny.kln.sudrf.ru
09.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2022Передача материалов судье
16.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.12.2022Предварительное судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
20.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
16.03.2023Судебное заседание
27.03.2023Судебное заседание
29.03.2023Судебное заседание
06.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее