Дело № 2а-419/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Каргапольский районный суд Курганской области в составе: председательствующего Гомзяковой И.Ю.,
при секретаре судебного заседания Рыбаковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 22.08.2018 в р.п. Каргаполье административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области к Овчинникову А.В. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
Межрайонная ИФНС России № 3 по Курганской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Овчинникову А.В. об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. В обоснование иска указала, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области состоит в качестве налогоплательщика Овчинников А.В., который в соответствии со ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги, сборы, страховые взносы. Административный ответчик является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица с 26.05.2011 и имеет задолженность по налогам (сборам, страховым взносам), пени в бюджеты различных уровней на 18.01.2018 в размере 28047 рублей 85 копеек. В соответствии со ст. ст. 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец выставил административному ответчику требование №* от 18.01.2018 об уплате налога, сбора, пени, штрафа в срок до 07.02.2018. Указанное требование до настоящего времени не исполнено. 26.02.2018 административный истец направил в Каргапольский районный отдел УФССП России по Курганской области постановление от 26.02.2018 №* для возбуждения исполнительного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом требований ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика ИП Овчинникова А.В. Взысканию за счет имущества подлежала задолженность в размере 28047 рублей 85 копеек. Каргапольским районным отделом УФССП России по Курганской области было возбуждено исполнительное производство и должнику был установлен срок для исполнения требований исполнительного документа. По состоянию на 25.07.2018 сумма задолженности по налоговым платежам составляет 28047 рублей 85 копеек. Указывает, что административный ответчик длительное время уклоняется от полного погашения задолженности по исполнительному производству. Просит установить временное ограничение на выезд из Российской Федерации Овчинников А.В. до исполнения обязательств по исполнительному производству №*.
Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 3 по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик – Овчинников А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил. Извещение о времени и месте судебного заседания возвратилось в суд за «истечением срока хранения». В соответствии с п. п. 67, 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним. Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Судом приняты все меры для извещения административного ответчика, направив заблаговременно в его адрес уведомление о времени и месте судебного заседании. Административный ответчик не был лишен возможности при должной степени осмотрительности и заботливости установить дальнейшую судьбу дела с его участием в качестве административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица – Каргапольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда.
Исследовав письменные материалы дела, материалы исполнительного производства, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерацииналогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч.1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Частью 2 ст. 27 КонституцииРоссийской Федерациигарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации.
Между тем, в силу ч. 3 ст. 55 КонституцииРоссийской Федерации указанное право может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с п. 5 ст.15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительном документе неимущественного характера, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
Вместе с тем, в силу ч. 4 ст. 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ, сумма задолженности по которому превышает десять тысяч рублей, или исполнительный документ неимущественного характера выданы не на основании судебного акта или не являются судебным актом, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением обустановлениидля должника временного ограничения на выезд из РоссийскойФедерации.
Таким образом, законодатель предусмотрел специальную норму, на основании которой должник может быть ограничен в праве выезда за пределы Российской Федерации.
В судебном порядке временное ограничение выезда из Российской Федерации устанавливается в случае возбуждения исполнительного производства по исполнительным документам, которые не являются судебным актом или выданы не на основании судебного акта.
К исполнительным документам относятся акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (подп. 5 и 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в силу п.п. 1, 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, осуществляют функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.
Судом установлено, что Овчинников А.В., являясь индивидуальным предпринимателем, имеет непогашенную задолженность по налоговым обязательствам.
Межрайонной ИФНС России№ 3 по Курганской области вынесено в отношении административного ответчика постановление №* от 26.02.2018 о взыскании налогов, пени, за счет имущества налогоплательщика на сумму 28047 рублей 85 копеек.
В связи с указанной имеющейся задолженностью по уплате налогов и пеней судебным приставом-исполнителем Каргапольского районного отдела УФССП России по Курганской области в отношении Овчинникова А.В. возбуждено исполнительное производство №*.
Общая сумма задолженности согласно указанному исполнительному производству составляет 28047 рублей 85 копеек.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц. В числе принципов исполнительного производства, закрепленных в статье 4 указанного закона, назван принцип своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В силу ч. 1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Исходя из материалов дела, сообщения Каргапольского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области по состоянию на 22.08.2018 задолженность по исполнительному производству №* составляет 28047 рублей 85 копеек.
Административный ответчик Овчинников А.В. был уведомлен о необходимости исполнить требования налогового органа об уплате налога в установленный срок, обладает информацией о возбуждении в отношении него исполнительного производства, добровольно и в полном объеме требования исполнительного документа налогового органа не исполняет.
До настоящего времени размер задолженности административного ответчика составляет более десяти тысяч рублей.
Принятые судебным приставом-исполнителем меры принудительного исполнения не привели к фактическому исполнению требований исполнительных документов ввиду уклонения должника от их исполнения, в установленный законом срок должник добровольно мер к погашению задолженности не предпринял, доказательств невозможности исполнения требований, изложенных в них, не представил, с заявлением об оспаривании требований об уплате налогов в уполномоченные органы не обратился.
Обстоятельств, препятствующих временно ограничить выезд Овчинникова А.В. из Российской Федерации, суд не усматривает, доказательств наличия таковых суду не представлено.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об ограничении должнику Овчинникову А.В. права выезда из РоссийскойФедерации до исполнения обязательств по исполнительному производству №*.
Обсуждая вопрос о распределении судебных расходов, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Административный ответчик от уплаты государственной пошлины не освобожден.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодексаРоссийской Федерации размер государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет 300 рублей.
Учитывая, что налоговый орган по данному делу от уплаты государственной пошлины освобожден, с Овчинникова А.В. подлежит взысканию в доход Муниципального образования Каргапольский район 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.174-180,293,294Кодекса административного судопроизводстваРоссийской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Курганской области к Овчинникову Андрею Владимировичу об установлении временного ограничения на выезд из Российской Федерации удовлетворить.
Установить временное ограничение права должника Овчинникова Андрея Владимировича, <данные изъяты> на выезд из Российской Федерации до исполнения обязательств по исполнительному производству №*.
Взыскать с Овчинникова Андрея Владимировича в доход Муниципального образования Каргапольский район госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд Курганской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.Ю. Гомзякова