Решение по делу № 2-315/2016 от 15.06.2016

Дело № 2-315/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Новоселово 14 сентября 2016 года

Новоселовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Глушаковой Е.Н.,

при секретаре Егоровой О.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Новоселовского района Красноярского края Полянской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Новоселовского района Красноярского края (в интересах неопределенного круга лиц) к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Бараитская централизованная клубная система», администрации Бараитского сельсовета Новосёловского района Красноярского края о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Новоселовского района Красноярского края в порядке ст.45 ГПК РФ обратился с вышеуказанным иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Новосёловского района в ходе проведения проверки по исполнению законодательства, гарантирующего беспрепятственный доступ признанных инвалидами граждан к муниципальным бюджетным учреждениям культуры района, было установлено, что муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бараитская централизованная клубная система (далее МБУК «Бараитская ЦКС») является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность концертных и театральных залов. МБУК «Бараитская ЦКС» осуществляет деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес> которое является собственностью администрации Бараитского сельсовета. Центральный вход в здание Бараитского дома культуры - имеет крыльцо, включающее 3 ступени, высота каждой из них в среднем составляет 11 см. При этом, пандусом и (или) иными приспособлениями (перилами, настилами, рельсами) для обеспечения беспрепятственного доступа граждан-инвалидов, в соответствии с установленными требованиями, не оборудован.

При таких условиях, как указано в иске, отсутствие при входе в здание учреждения культуры пандуса (иных приспособлений) не позволит гражданам, ограниченным в движении, а также обеспечивающим их передвижение лицам, беспрепятственно перемещаться по территории зданий учреждения.

Кроме того, в иске прокурора указано, что требования по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивают интересы неопределённого круга инвалидов, проживающих на территории муниципального образования, как в настоящее время, так и прибывших в будущем. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.

Также, в иске прокурора указано, что обязанность по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры законодателем возложена на органы местного самоуправления, организации, независимо от их организационно-правовых форм. При таких обстоятельствах, прокурор полагает, что обязанность по оборудованию центрального входа в здание, в котором МБУК «Бараитская ЦКС» жителям Бараитского сельсовета предоставляются услуги культурной сферы, следует возложить на МБУК «Бараитская ЦКС» и администрацию Бараитского сельсовета.

Помимо этого, в иске прокурора отражено, что мера реагирования посредством обращения в суд принята прокурором без первоначального внесения представления об устранении нарушений законодательства в анализируемой сфере, в связи с заведомо известной невозможностью МБУК «Бараитская ЦКС» исполнить требования представления в месячный срок.

Ссылаясь на данные обстоятельства, прокурор Новоселовского района заявил требования о возложении на МБУК «Бараитская ЦКС», администрацию Бараитского сельсовета, обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, в соответствии с установленными требованиями, центральный вход в здание, расположенное по адресу: <адрес>

В ходе рассмотрения дела представитель прокуратуры Новоселовского района – помощник прокурора Полянская Е.В. заявленные прокурором района исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представители ответчика: администрации Бараитского сельсовета Новосёловского района Красноярского края и МБУК «Бараитская ЦКС», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, при этом от них поступили письменные заявления о рассмотрении дела по иску, предъявленному к ним прокурором Новосёловского района о возложении обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, в их отсутствие. Кроме того, в указанных заявлениях также отражено, что ответчики предъявленные к ним прокурором исковые требования признают в полном объеме, при этом последствия признания иска им разъяснены.

Представители третьего лица – управления социальной защиты населения администрации Новоселовского района, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, при этом, от руководителя Управления социальной защиты населения Игошевой О.Б. поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанного Учреждения, в котором указано, что исковые требования прокурора УСЗН администрации Новоселовского района поддерживает.

С учетом положений ч.5 ст.167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей соответчиков и представителя третьего лица.

Заслушав помощника прокурора Новоселовского района Полянскую Е.В., поддержавшую в ходе рассмотрения дела предъявленный прокурором Новоселовского района иск о возложении на ответчиков обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями, изложенными в ч.1 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. В силу ч.2 вышеуказанной статьи, суд не принимает признание иска ответчиком, только в том случае, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд полагает возможным принять признание иска ответчиками по настоящему делу по следующим основаниям.

Пунктом "а" части 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ 01.12.2015 года № 1297.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в РФ является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 2 данного Федерального закона указано, что социальная защита инвалидов есть система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

В силу ст. 15 указанного Закона Правительство Российской Федерации (в ред. от 29.12.2015 года), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам

В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 года №419-ФЗ (в ред. от 29.12.2015 года) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В соответствии с абзацем 9 ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со ст. 2 Закона Красноярского края от 21.04.2011 № 12-5794 «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, информации и средствам связи в Красноярском крае» к объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним маломобильных граждан, относятся, в том числе, культурно-зрелищные учреждения.

Статьей 3 обозначенного Закона предусмотрено, что объекты социальной инфраструктуры в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства оснащаются в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, в том числе такими специальными приспособлениями и оборудованием, как пандусы и поручни или подъемные устройства у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, при перепаде высот пола в здании, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров.

Согласно требованиям раздела 3 Строительных норм и правил (СНиП 35-01-2001), принятых Постановлением Госстроя РФ 16 июля 2001 года N 73, предусматривается наличие в здании, как минимум одного входа, приспособленного для маломобильных групп населения с поверхности земли, дублирование лестниц пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, и оборудование наружных лестниц и пандусов поручнями с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам.

Минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения устанавливает Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В силу ст. 30 данного Закона для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий.

Согласно п.п. 4.1.14 – 4.1.16, 5.1.1, 5.1.4 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 605
(ред. от 21.10.2015), лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями; длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20; ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м., пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами; длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м.; в верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусмотреть свободную зону размером не менее 1,5 x 1,5 м, а в зонах интенсивного использования не менее 2,1 x 2,1 м.; свободные зоны должны быть также предусмотрены при каждом изменении направления пандуса; пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м.; входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Положениями ст. 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

В силу ст. 695 ГК РФ, ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.

В соответствии с п. 12 ч.1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам сельского поселения отнесено, в том числе, создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бараитская централизованная клубная система» является юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность концертных и театральных залов. Учредителем указанного учреждения культуры является администрация Бараитского сельсовета Новосёловского района Красноярского края (л.д. 17-21).

МБУК «Бараитская ЦКС» осуществляет деятельность в Бараитском Доме культуры, расположенном по адресу: <адрес> Нежилое здание указанного учреждения культуры является собственностью администрации Бараитского сельсовета и на основании постановления администрации Бараитского сельсовета от 17.11.2011 № 74-1 «О передаче здания МБУК «Бараитская ЦКС» (с изменениями, внесёнными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ) передано в пользование МБУК «Бараитская ЦКС» (л.д. 10-11).

Из ответа директора МБУК «Бараитская ЦКС» на запрос прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что при входе в здание МБУК «Бараитская ЦКС» имеется крыльцо, состоящее из 3 ступеней, высота которых составляет 11 см (л.д.7).

Отсутствие условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание МБУК «Бараитская ЦКС», также подтверждается приложенными к иску фотографиями главного входа в здание МБУК «Бараитская ЦКС» (л.д. 6).

При таких условиях, отсутствие при входе в здание учреждения культуры пандуса (иных приспособлений) не позволит гражданам, ограниченным в движении, а также обеспечивающим их передвижение лицам, беспрепятственно перемещаться по территории здания учреждения.

В соответствии с актом согласования о необходимости оборудования входов в здания муниципальных учреждений культуры – клубных и библиотечных систем пандусами, составленного помощником прокурора Новоселовского района Полянской Е.В., совместно с председателем Новоселовской местной организации общества инвалидов ФИО4, в действующих на территории Новосёловского района муниципальных учреждениях культуры – клубах и библиотеках, кроме культурных мероприятий, проводятся иные массовые мероприятия, имеющие общественно-значимый характер, ежегодные сходы граждан, личные приёмы представителей органов местного самоуправления, органов государственной власти, общественных объединений, мероприятия по вопросам выборов. Возможность предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалида, при этом, отсутствует, за исключением единичных случаев (голосование вне помещения для голосования во время выборов, референдумов). При таких обстоятельствах, как указано в акте, оборудование пандусами входов в здания местных клубов и библиотек признано реально необходимым, так как, отсутствие пандусов существенно ограничивает доступ инвалидов к учреждениям культуры и нарушает (может нарушить) их конституционные права на получение информации, на выражение своего мнения, на получение социально-значимых услуг.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором Новосёловского района в интересах неопределённого круга лиц исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать муниципальное бюджетное учреждение культуры «Бараитская централизованная клубная система» и администрацию Бараитского сельсовета Новосёловского района Красноярского края в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать пандусом для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в соответствии с установленными требованиями центральный вход в здание Бараитского Дома культуры, расположенное по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Новоселовский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.Н.Глушакова

2-315/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор
Ответчики
Администрация Бараитского сельсовета
МБУК "Бараитская ЦКС"
Другие
УСЗН администрации Новоселовского района
Суд
Новоселовский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
novosel.krk.sudrf.ru
15.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2016Передача материалов судье
15.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2016Судебное заседание
14.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее