№33-3216/2024
10RS0011-01-2024-001411-11
2-2440/2024
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 октября 2024 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Душнюк Н.В.,
судей Балицкой Н.В., Касянчук Е.С.
при секретаре Полат И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2024 года по исковому заявлению Захарова С. А. к администрации Петрозаводского городского округа, обществу с ограниченной ответственностью «Северин» о возмещении ущерба, причиненного в результате происшествия.
Заслушав доклад судьи Балицкой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иск заявлен по тем основаниям, что 01.10.2023 в г. Петрозаводске на
ул. Заводская в результате нападения собак был поврежден принадлежащий Захарову С.А. на праве собственности автомобиль Nissan X-Trail, государственный регистрационный знак №. Согласно отчету о стоимости восстановительного ремонта ИП Каппи О.Ю. ремонт автомобиля составляет 85324 руб. Ссылаясь на ненадлежащее исполнение полномочий местной администрации по отлову и содержанию безнадзорных животных, истец, уточнив требования, просил взыскать с надлежащего ответчика материальный ущерб в размере 69918 руб., расходы по оплате экспертизы в размере 4000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2760 руб.
Решением суда удовлетворен иск к администрации Петрозаводского городского округа (далее также – администрация). С администрации за счет казны Петрозаводского городского округа в пользу Захарова С.А. взысканы в возмещение ущерба 69918 руб., расходы на оценку ущерба 4000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 руб., расходы по уплате госпошлины 2760 руб. В исковых требованиях к ООО «Северин» отказано.
С таким решением не согласен ответчик администрация Петрозаводского городского округа. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новый судебный акт, отказав в иске. Ссылаясь на муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории Петрозаводского городского округа, заключенный с ООО «Северин» сроком до 20.12.2023, указывает, что в 2023 году заявок от граждан о наличии собак без владельцев в районе ул. Заводской в г. Петрозаводске не поступало. Обращает внимание, что доказательства, свидетельствующие об отсутствии у собак хозяев, в материалы дела представлены не были, сообщения о наличии безнадзорных животных по указанному в исковом заявлении адресу в администрацию не поступали. Полагает, истец не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями администрации и заявленными истцом ко взысканию требованиями, администрация не несет ответственности перед истцом за причиненный ущерб.
Лица, участвующие в деле, будучи извещенными о его времени и месте рассмотрения, в суд апелляционной инстанции не явились.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, обозрев материал об отказе в возбуждении уголовного дела КУСП 18502 от 10.10.2023, проверив материалы настоящего дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст.1069 ГК РФ).
Согласно ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии с п.п.143, 144 ч.1 ст.44 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, а также организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев; осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными.
Статьей 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №498-ФЗ) предусмотрены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, в соответствии с которым деятельность по обращению с животными без владельцев определена как деятельность, включающая в себя осуществление мероприятий по отлову животных без владельцев, в том числе их транспортировку, и (или) иных мероприятий, предусмотренных законодательством в области обращения с животными; животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен; обращение с животными - содержание, использование (применение) животных, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев и осуществление иной деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом, а также совершение других действий в отношении животных, которые оказывают влияние на их жизнь и здоровье.
Нормами п.п.1,2 ч.1 ст.17 Федерального закона № 498-ФЗ определено, что деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Согласно ч.3 ст.7 Федерального закона № 498-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Федерального закона № 498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
В силу п.15 ч.1 ст.16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Согласно п.16 ч.2 ст.14 Устава Петрозаводского городского округа органы местного самоуправления Петрозаводского городского округа имеют право на решение следующих вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения Петрозаводского городского округа, в том числе по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Петрозаводского городского округа.
В соответствии с Законом Республики Карелия от 19.12.2019 №2424-ЗРК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Карелия в области обращения с животными» (далее – Закон Республики Карелия № 2424-ЗРК) органы местного самоуправления Петрозаводского городского округа наделены государственными полномочиями Республики Карелия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - государственные полномочия) в целях предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев, оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
Статьей 3 Закона Республики Карелия № 2424-ЗРК предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий на территориях населенных пунктов, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований в Республике Карелия, принимают муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением государственных полномочий.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов из бюджета Республики Карелия (ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия № 2424-ЗРК).
Согласно ст.2 Закона Республики Карелия № 2424-ЗРК мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; 2) содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с ч.7 ст.16 Федерального закона «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 3) возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; 4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения соответствующих мероприятий, либо обращение с животными в соответствии с пунктом 5 данной части; 5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; 6) иные необходимые мероприятия в соответствии с порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, порядком предотвращения причинения животными без владельцев вреда жизни или здоровью граждан, установленными Правительством Республики Карелия.
Органы местного самоуправления обеспечивают организацию мероприятий, предусмотренных ч.1 данной статьи, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, установленным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 24.01.2020 № 11-П утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев (далее - Порядок).
В соответствии с п.7 Порядка исполнителями мероприятий по обращению с животными без владельцев, являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые привлекаются к осуществлению данной деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела,
Захарову С.А. на праве собственности принадлежит автомобиль Nissan X-Trail, государственный регистрационный знак №.
Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.10.2023 Захаров С.А. 20.09.2023 припарковал свой автомобиль возле дома № 10 по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Заводская. Автомобиль был в исправном состоянии, повреждений не имел. 01.10.2023 около 13:00 Захаров С.А. подошел к своему автомобилю и обнаружил, что на автомобиле имеются множественные повреждения, а именно: повреждения лакокрасочного покрытия (ЛКП) с вмятинами на передних правом и левом крыле, повреждения пластиковых накладок на колесных арках, повреждения ЛКП переднего бампера, на передней левой двери, левого бокового зеркала заднего вида. При изучении записей с камер видеонаблюдения установлено, что 01.10.2023 в период времени с 02:00 по 05:00 повреждения нанесли собаки, их было не менее трех, собаки ходили вокруг машины, лаяли на нее, вставали лапами, кусали элементы кузова. Предположительно собаки могли охотиться за крысой, которая забежала под капот автомобиля с близлежащей мусорной площадки. Собаки являются бесхозяйными.
Согласно протоколу осмотра места происшествия 10.10.2023 произведен осмотр автомобиля Nissan X-Trail, государственный регистрационный знак №, в ходе которого установлено, что на автомобиле имеются повреждения ЛКП переднего левого крыла, левой передней двери, бампера, правого переднего крыла, левого зеркала заднего вида, повреждения пластиковых накладок на колесных арках. Повреждения имеют сколы ЛКП, а также вмятины небольших размеров, царапины.
Видеозапись с камер видеонаблюдения, установленных возле дома №10 по ул.Заводской в г.Петрозаводске, подтверждающая указанные в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела обстоятельства, обозревалась судом первой инстанции в судебном заседании по настоящему делу.
Согласно представленному истцом заключению специалиста ИПКаппиО.Ю. от 19.10.2023 №404-10/23 стоимость ремонта автомобиля Nissan X-Trail, государственный регистрационный знак №, составляет 85324,08руб.
Во исполнение обязательств по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Петрозаводского городского округа между администрацией и ООО «Северин» заключен муниципальный контракт от 23.03.2023 №0806300011823000039 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев (далее – контракт).
В соответствии с условиями Контракта и технического задания к нему исполнитель осуществляет деятельность по обращению с животными без владельцев в соответствии с заявкой заказчика и техническим заданием. Отлов животных (собак) без владельцев производится в границах Петрозаводского городского округа по мере поступления заявок от заказчика. Отлов животных производится исполнителем на основании заявок (п.3.2.2 контракта, п.п.6.1 и 6.1.1 Технического задания соответственно).
В период действия контракта был осуществлен отлов 9 особей в районе улиц Достоевской и Фабричной в г. Петрозаводске, о чем свидетельствуют акты отлова от 02.05.2023, 06.06.2023, 06.07.2023, 07.08.2023, 04.09.2023.
Из заключения судебной экспертизы, проведенной по настоящему делу ООО «Автотекс» (заключение № 381-39 от 13.06.2024), следует, что механизм образования повреждения автомобиля Nissan X-Trail, государственный регистрационный знак № в происшествии 01.10.2023 таков: собаки клыками нанесли кузовным элементам автомобиля Nissan X-Trail блокирующие повреждения, когтями – касательные повреждения. С технической точки зрения, в происшествии 01.10.2023 на автомобиле Nissan X-Trail могли образоваться отраженные в акте осмотра ИП Каппи О.Ю. повреждения следующих элементов: двери передней левой, крыла переднего левого, накладки арки колеса переднего левого, накладки зеркала заднего вида левого, бампера переднего, накладки арки колеса переднего правого, крыла переднего правого. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля Nissan X-Trail, поврежденного в результате происшествия, составляет 69918 руб. Определить оригинальность (фирменность) накладки крыла переднего правого/левого автомобиля Nissan X-Trail не представилось возможным.
Результаты судебной экспертизы сторонами не оспаривались. Суд первой инстанции оценил указанное заключение судебной экспертизы, как допустимое и надлежащее доказательство по делу, так как заключение содержит подробное описание исследования, методику его проведения, выводы эксперта относительно механизма образования повреждений, поврежденных деталей и элементов транспортного средства и их стоимости.
Судебная коллегия соглашается с такой оценкой, поскольку каких-либо противоречий, неясностей заключение ООО «Автотекс» не содержит, согласуется с иными доказательствами по делу.
С учетом приведенных норм права, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска к администрации.
Вопреки доводам жалобы, администрацией в нарушение своего бремени доказывания, вытекающего из общих положений ст. 1064 ГК РФ, не представлены доказательства, исключающие либо уменьшающие ее ответственность за причинный истцу ущерб.
Так, из положений названного муниципального контракта не следует, что ООО «Северин» несет безусловную ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц безнадзорными животными, напротив, контрактом предусмотрен отлов таких животных именно по мере поступления конкретных заявок администрации. Сведений о ненадлежащем исполнении какой-либо заявки, о нарушении условий содержания отловленных животных, которое могло бы способствовать причинению ущерба истцу, материалы дела не содержат.
Бесхозяйность собак администрацией также не опровергнута.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически повторяют правовую позицию ответчика, поддержанную ею при рассмотрении дела, и сводятся к изложению обстоятельств, которые были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит.
Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 10 июля 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Петрозаводского городского округа - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
дата изготовления мотивированного
апелляционного определения 03.10.2024