Решение по делу № 33-7601/2024 от 09.07.2024

Судья Лыкова Т.В.                                                           Дело №2-245/2024

                                                         УИД 54RS0002-01-2023-003412-62

Докладчик Зуева С.М.                                                           №33-7601/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Дроня Ю.И.,

Судей:                               Зуевой С.М., Быковой И.В.

При секретаре:                  Частниковой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>                    06 августа 2024 года гражданское дело по апелляционным жалобам <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, Мэрии <адрес> на решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом определения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении исправлений), которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать администрацию <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, мэрию <адрес> предоставить Казаковой Т. И. (паспорт серия , выдан ОВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения ) вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее установленной на территории <адрес> нормы предоставления площади жилого помещения за счет средств областного бюджета.

    Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зуевой С.М., объяснения представителя администрации <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>Прокудиной Д.А., объяснения представителя мэрии <адрес> - Шпаковой О.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Казакова Т. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, Мэрии <адрес>, в котором просила обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений с площадью не меньше принятых в Новосибирске социальных норм вне очереди за счет средств городского бюджета.

В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.

К участию в деле по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены <адрес>, Министерство финансов и налоговой политики <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Железнодорожным районном судом <адрес> постановлено вышеуказанное решение (с учётом определения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении исправлений) (л.д.170, 171-176, 177), с которым не согласились ответчики: <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, Мэрия <адрес> (л.д.183-186, 218-220 апелляционные жалобы).

В апелляционной жалобе представитель <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>Прокудина Д. А. просит решение суда отменить в части обязания администрации предоставить истице вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.183-186).

В обоснование жалобы указывает, что суд обязал администрацию наравне с мэрией <адрес> предоставить истице вне очереди жилое помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Федеральным законом РФ от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определен порядок обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями осуществляется в соответствии со сводным списком, исходя из даты включения в список.

Список формируется ежеквартально (по состоянию на первое число месяца) в хронологическом порядке, исходя из даты включения.

Расходные обязательства по финансированию указанных мероприятий по предоставлению жилых помещений возложены на субъекты РФ, приобретение жилых помещений для данной категории граждан осуществляется за счет денежных средств из федерального и областного бюджета (путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>).

Мэрия <адрес> ежегодно направляет в Министерство труда и социального развития <адрес> заявку для расчета планируемого объема субвенций на обеспечение жилыми помещениями данной категории граждан.

Полномочия администрации определены решением городского Совета Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ «О территориальных органах мэрии <адрес>».

Согласно указанному решению предоставление вне очереди жилых помещений по договорам найма, специализированного найма в полномочия администрации не входят.

Указанные обстоятельства делают невозможным исполнение решения суда (л.д.183-186 апелляционная жалоба <адрес>).

В апелляционной жалобе представитель мэрии <адрес> Шпакова О. В. просит решение суда отменить в части предоставления истице во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения неопределённой площадью (л.д.218-220 апелляционная жалоба мэрии <адрес>).

В обоснование доводов жалобы указывает, что в законодательстве отсутствуют правила о внеочередном обеспечении жилыми помещениями детей-сирот. Включение в список не означает одновременное возникновение права на обеспечение жилым помещением. Незаконно и необоснованно возлагать исполнение решения суда на ответчика во временные рамки или в определённый срок, а именно предоставить жилое помещение вне очереди и минуя лиц, внесённых ранее в Список и ожидающих своей очереди.

Дети-сироты вправе претендовать на предоставление им жилого помещения из специализированного жилого фонда.

Помещения специализированного жилищного фонда, в отличие от помещений фонда социального использования, предоставляются гражданам по иным основаниям и на иных условиях при заключении с ними договоров найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилым помещением у Казаковой Т.И. возникло после внесенных изменений в статью 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в статью <адрес> «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Казакова Т.А. подлежит обеспечению жилым помещением исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.

Суд первой инстанции пришёл к выводу о предоставлении истице жилого помещения не менее 30 кв.м., за исключением случаев подачи заявления о предоставлении жилого помещения по норме не менее 24 кв.м.

При этом, в резолютивной части не указана норма квадратных метров жилого помещения, которую ответчик должен предоставить истице по договору специализированного найма, что приведёт к необоснованной интерпретации решения суда и затруднит его фактическое исполнение в будущем (л.д.218-220 апелляционная жалоба мэрии <адрес>).

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец Казакова Т.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии <адрес> – без удовлетворения (л.д.240-242 возражения Казаковой Т.И. на апелляционную жалобу мэрии <адрес>).

Проверив материалы дела на основании ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Казакова Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Казакова Т.И. является инвалидом второй группы, с детства (л.д. 20-21).

Решением Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Казаковой Т.И. признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями; на администрацию <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес> возложена обязанность включить Казакову Т.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 14-16).

Приказом -од от ДД.ММ.ГГГГ Казакова Т.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 22).

Согласно сообщению мэрии <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ номер Казаковой Т.И. в списке 567 (л.д. 141).

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от 10.12.2013 № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходил из того, что установленное вступившим в законную силу решением суда 11.06.2015г. право Казаковой Т.И. как лица, оставшегося без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением не реализовано, пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, мэрию <адрес> предоставить Казаковой Т. И. вне очереди жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее установленной на территории <адрес> нормы предоставления площади жилого помещения за счет средств областного бюджета.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении данного спора суд правильно установил правоотношения сторон, надлежащим образом исследовал доказательства, представленные сторонами, его выводы о необходимости предоставления Казаковой Т.И. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения основаны на имеющихся в деле доказательствах.

Принимая во внимание, что согласно п. 5 ст. 1 Закона Новосибирской При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно п. 5 ст. 1 и ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» государственные полномочия по обеспечению граждан в соответствии с ФЗ РФ №159-ФЗ переданы органам местного самоуправления и финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета <адрес>, жилые помещения предоставляются детям- сиротам в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес>, при этом не реализовано право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд 1 инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу следует возложить на администрацию <адрес> по Железнодорожному, Заельцовскому и <адрес>м <адрес>, мэрию <адрес> за счет средств областного бюджета.

Вместе с тем судебная коллегия считает необходимым исключить из резолютивной части решения указание на внеочередной порядок предоставления истцу жилого помещения в силу следующего.

В части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусмотрено, что детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 названной статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

На территории <адрес> вопросы обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, регламентированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающим основания и условия предоставления жилых помещений, которые аналогичны предусмотренным ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ.

Согласно положениям ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.

Обеспечение жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением строительства жилых помещений для предоставления указанной категории граждан, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном <адрес>.

Формирование списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей- сирот« и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), на территории <адрес> осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом <адрес> органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> полномочием, установленным абзацем первым части 1.1 настоящей статьи, списки, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> в порядке и срок, установленные <адрес>, направляются в уполномоченный орган, который формирует сводный список по <адрес>.

Положения вышеприведенных норм материального права не содержат указания на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения, что предполагает возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения.

Предоставление жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список очередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.

Конституционный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (определения от 22.03.2012 № 509-О-О, от 25.02.2013 № 192-О, от 24.09.2013 № 1320-О и др.).

Законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

При таких обстоятельствах, учитывая не реализованное право истца на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд пришел к правильному выводу о наличии права на получение жилья у истца, возложив на ответчика обязанность по предоставлению жилого помещения истцу.

Однако правовых оснований для указания на внеочередное предоставления такого помещения не имеется, поскольку такое право прямо в законе не указано и данное указание подлежит исключению из резолютивной части решения.

Также заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о необходимости указания размера площади предоставляемого жилого помещения.

При этом доводы апеллянта о том, что подлежит обеспечению жилым помещением площадью не менее 24 кв. м., а не 30 кв. м., нельзя признать состоятельными.

Согласно ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) норма предоставления площади жилого помещения составляет не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 203-ОЗ "О внесении изменения в статью <адрес> "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят постановлением Законодательного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 203-ЗС) внесены изменения в указанную статью, в части 1 цифры "30" заменены цифрами "24".

Вместе с тем, согласно ст. 2 указанного закона, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения совершеннолетия, лица из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лица, которые относились к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежат обеспечению жилыми помещениями исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.

По заявлению указанных лиц возможно обеспечение их жилыми помещениями по норме предоставления площади жилого помещения не менее 24 квадратных метров общей площади на одного человека.

С учетом времени возникновения права Казаковой Т.И. на обеспечение ее жилым помещением и отсутствия доказательств подачи заявления по норме предоставления 24 кв.м, истица подлежит обеспечению жилым помещением площадью не менее 30 кв.м.

При таких обстоятельствах, доводы жалоб в данной части заслуживают внимания и с учетом вышеизложенного решение суда подлежит изменению.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

    определила:

Решение Железнодорожного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с учетом определения от ДД.ММ.ГГГГ изменить, исключить из резолютивной части данного решения указание о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке и дополнить указанием на площадь жилого помещения «не менее 30 кв.м. общей площади».

    Председательствующий

    Судьи

33-7601/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Казакова Татьяна Ивановна
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики
Администрация Центрального округа г. Новосибирска
Мэрия города Новосибирска
Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска
Правительство Новосибирской области
Другие
Министерство труда и социального развития Новосибирской области
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
12.07.2024Передача дела судье
06.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024Передано в экспедицию
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее