Дело №
Уникальный идентификатор дела 77RS0№-55
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р• Рќ Р Р•
11 марта 2021 года <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Р¤РРћ5,
судей Р¤РРћ2 Рё Р¤РРћ3
рассмотрела РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Р¤РРћ1 Анатолиевны Рє Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> Рѕ признании права РЅР° назначение досрочно страховой пенсии РїРѕ старости РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ педагогической деятельностью (номер дела, присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции 2-54/2020)
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,
которым частично отменено решение Лефортовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и принято новое решение.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Р¤РРћ5, объяснения истца Р¤РРћ1, возразившей против РґРѕРІРѕРґРѕРІ кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Р¤РРћ1 обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> (далее - ГУ-ГУ ПФР№ РїРѕ <адрес> Рё <адрес>), РІ котором СЃ учетом уточнений просила назначить досрочно страховую пенсию РїРѕ старости РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ педагогической деятельностью ДД.РњРњ.ГГГГ, включить РІ стаж, дающий право РЅР° назначение досрочно страховой пенсии периоды СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Р’ обоснование заявленных требований Р¤РРћ1 указала, что решением ГУ-ГУ ПФР№ РїРѕ <адрес> Рё <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– ей было отказано РІ назначении досрочно страховой пенсии РїРѕ старости РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», РїСЂРё этом РІ стаж РЅР° соответствующих видах работ, дающих право РЅР° досрочное пенсионное обеспечение, РЅРµ были включены периоды работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. РљСЂРѕРјРµ того, Рє стажу истца необходимо включить период работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, поскольку после обращения Р·Р° назначением пенсии истец продолжала работать РІ должности учителя СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка Рё литературы, учителя начальных классов РІ ГБОУ <адрес> «Школа самоопределения в„– имени Р¤РРћ4В».
Решением Лефортовского районного СЃСѓРґР° <адрес> РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ исковые требования Р¤РРћ1 Анатолиевны удовлетворены частично.
РќР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> возложена обязанность включить РІ подсчет стажа, дающего право РЅР° назначение досрочно страховой пенсии РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Р¤РРћ1 Анатолиевны периоды: СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено в части отказа в удовлетворении требований о включении в подсчет специального стажа, дающего право на назначение пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании назначить пенсию.
В данной части принято новое решение.
РќР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> возложена обязанность включить РІ подсчет специального стажа Р¤РРћ1 Анатолиевны, дающего право РЅР° назначение пенсии РїРѕ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ.
РќР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> возложена обязанность назначить Р¤РРћ1 Анатолиевне досрочно страховую пенсию РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В остальной части решение Лефортовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Р’ кассационной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес>, поданной РІРѕ Второй кассационный СЃСѓРґ общей юрисдикции, ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене апелляционного определения судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, как незаконного, Рё отказе РІ удовлетворении требований Р¤РРћ1 Рѕ включении РІ специальный стаж периода работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, обязании назначить истцу досрочно страховую пенсию РїРѕ старости СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Заявитель указывает, что согласно сведениям индивидуального лицевого счета истца РІ спорные периоды СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ имели место отвлечения РѕС‚ работы, РєРѕРґ льготной работы Рё документальное подтверждение работы, выполняемой постоянно РІ течение полного рабочего РґРЅСЏ, отсутствует. РљСЂРѕРјРµ того, СЃ учетом включенных СЃСѓРґРѕРј периодов работы специальный стаж Р¤РРћ1 составляет 24 РіРѕРґР° 11 месяцев 29 дней, что является недостаточным для определения права РЅР° назначение досрочно страховой пенсии РїРѕ старости РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес>, представил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с занятостью в Лефортовском районном суде <адрес>, которое оставлено без удовлетворения. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Согласно ст. 379? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, ДД.РњРњ.ГГГГ Р¤РРћ1 обратилась РІ Государственное учреждение - Главное Управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> СЃ заявлением Рѕ досрочном назначении страховой пенсии РїРѕ старости РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в досрочном назначении пенсии отказано по причине отсутствия специального стажа, дающего право на пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом в специальный стаж истца не были включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя начальных классов в Средней школе № Республики Узбекистан, поскольку документально не подтверждено, что работа в этой должности дает право на досрочное назначение пенсии по законодательству Республики Узбекистан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования на 0,89 ставки в Доме детского творчества отдела образования администрации <адрес>, поскольку не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы ГБОУ <адрес> «Центр образования № «Школа самоопределения», поскольку указанное учреждение не может быть отнесено по виду к общеобразовательным учреждениям, т.к. типовым положением № от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрен вид образовательного учреждения «Центр образования»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - курсы повышения квалификации, ДД.ММ.ГГГГ - отпуск без сохранения заработной платы.
Специальный стаж Р¤РРћ1, дающий право РЅР° досрочное пенсионное обеспечение РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», РЅР° дату обращения ДД.РњРњ.ГГГГ определен пенсионным органом как 18 лет 06 месяцев 08 дней (РїСЂРё требуемом 25 лет).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции (и с ним в данной части согласился суд апелляционной инстанции) руководствовался положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», разъяснениями п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» и оценив представленные доказательства, пришел к выводу о включении в подсчет стажа истца, дающего право на назначение досрочно страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом исходил из того, что в указанные периоды истец осуществляла трудовую деятельность в должностях и организациях, предусмотренных списком должностей и учреждений, предоставляющим право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Доводов, оспаривающих вышеуказанные выводы суда, кассационная жалоба заявителя не содержит.
Отказывая РІ удовлетворении требований Р¤РРћ1 Рѕ включении РІ специальный стаж периода СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Рѕ назначении досрочно страховой пенсии РїРѕ старости СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃСѓРґ первой инстанции РёСЃС…РѕРґРёР» РёР· того, что назначение пенсии РЅРѕСЃРёС‚ заявительный характер, Р° РЅР° момент обращения Р¤РРћ1 СЃ заявлением право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии Сѓ нее отсутствовало, указанный период РЅРµ был предметом рассмотрения пенсионного органа.
РЎ таким выводом СЃСѓРґР° первой инстанции РЅРµ согласилась судебная коллегия РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР°, которая, отменяя решение СЃСѓРґР° первой инстанции РІ части отказа РІ удовлетворении требований Р¤РРћ1 Рѕ включении РІ подсчет специального стажа, дающего право РЅР° назначение пенсии РїРѕ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, обязании назначить пенсию Рё удовлетворяя указанные требования, СЃРѕ ссылкой РЅР° положения СЃС‚. 22 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указала, что РЅР° момент обращения СЃ заявлением Рѕ назначении пенсии ДД.РњРњ.ГГГГ Сѓ Р¤РРћ1 действительно отсутствовал необходимый стаж для назначения пенсии, который СЃ учетом выводов СЃСѓРґР° РѕР± удовлетворении заявленных требований составил 23 лет 08 месяцев 21 день.
Однако истец РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ настоящее время осуществляет трудовую деятельность РІ ГБОУ <адрес> «Школа самоопределения в„– имени Р¤РРћ4В» РІ должности учителя СЂСѓСЃСЃРєРѕРіРѕ языка Рё литературы, учителя начальных классов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ подлежит включению РІ специальный стаж, дающий право РЅР° назначение страховой пенсии.
РџСЂРёС…РѕРґСЏ Рє выводу Рѕ возложении РЅР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> обязанности назначить Р¤РРћ1 досрочно страховую пенсию РїРѕ старости, судебная коллегия РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° исходила РёР· того, что согласно С‡. 1.1. статьи 30 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (РІ редакции Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 350-ФЗ), гражданам, которые указаны РІ части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Рё которые РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право РЅР° страховую пенсию РїРѕ старости (РІ том числе РЅР° ее досрочное назначение) РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, действовавшим РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, либо приобретут стаж РЅР° соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия РїРѕ старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления СЃСЂРѕРєРѕРІ, предусмотренных соответственно приложениями 6 Рё 7 Рє указанному Федеральному закону, РЅРѕ РЅРµ более чем Р·Р° шесть месяцев РґРѕ достижения такого возраста либо наступления таких СЃСЂРѕРєРѕРІ, Рё учитывая, что РїСЂРё включении спорных периодов работы истца РІ подсчет специального стажа, продолжения работы РІ той Р¶Рµ должности, РІ том Р¶Рµ учреждении, Сѓ нее образуется необходимый стаж, дающий право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии, такая пенсия подлежит назначению истцу СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
Судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции полагает, что выводы СЃСѓРґР° апелляционной инстанции Рѕ возложении РЅР° пенсионный орган обязанности включить РІ специальный стаж Р¤РРћ1 период работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° также назначить досрочно страховую пенсию РїРѕ старости СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ сделаны СЃ нарушением требований закона.
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции закона, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (часть 1.1 введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ) страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Положениями части 3 ст. 10 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на обращение за страховой пенсией по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ считается отложенным.
Положениями ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что: 1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона...
3. Р’ случае, если Рє заявлению Рѕ назначении страховой пенсии приложены РЅРµ РІСЃРµ необходимые документы, подлежащие представлению заявителем СЃ учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся Р·Р° страховой пенсией, разъяснение, какие документы РѕРЅ должен представить дополнительно. Если такие документы Р±СѓРґСѓС‚ представлены РЅРµ позднее чем через три месяца СЃРѕ РґРЅСЏ получения соответствующего разъяснения, днем обращения Р·Р° страховой пенсией считается день приема заявления Рѕ назначении страховой пенсии, или дата, указанная РЅР° почтовом штемпеле организации федеральной почтовой СЃРІСЏР·Рё РїРѕ месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления СЃ использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, РІ том числе информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет», включая Единый портал государственных Рё муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных Рё муниципальных услуг.
Таким образом, по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, при этом в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, и если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
При этом согласно положений ст.21 Федерального закон «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (ч. 1); Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6); необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7); иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч.9).
Согласно Перечню документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденному приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные настоящим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (п. 2). Для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях») (п. 12).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждению подлежит, в частности, осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Приказом Министра труда России от ДД.ММ.ГГГГ №н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Согласно пункту 22 Правил №н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Рти РЅРѕСЂРјС‹ права, регламентирующие РїРѕСЂСЏРґРѕРє обращения Р·Р° досрочным установлением страховой пенсии РїРѕ старости, подтверждения страхового стажа, дающего право РЅР° досрочное назначение страховой пенсии РїРѕ старости Рё принятия территориальным органом Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации решения (распоряжения) РѕР± установлении пенсии (отказе РІ ее установлении) РЅР° основании совокупности документов, имеющихся РІ его распоряжении, СЃСѓРґРѕРј апелляционной инстанции необоснованно применены РЅРµ были, Р° положения СЃС‚. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» применены неправильно.
Рђ именно, возлагая РЅР° ответчика назначить истцу досрочно страховую пенсию РїРѕ старости СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, СЃСѓРґ апелляционной инстанции, признав отсутствие Сѓ Р¤РРћ1 необходимого специального стажа для досрочного назначения пенсии РїРѕ старости РїРѕ состоянию РЅР° дату обращения Рє ответчику (ДД.РњРњ.ГГГГ), РЅРµ РїСЂРёРЅСЏР» РІРѕ внимание, что реализация права лица РЅР° назначение страховой пенсии РЅРѕСЃРёС‚ заявительный характер, спорный период работы истца СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ имел место Р·Р° пределами установленного С‡. 3 СЃС‚. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» 3-С… месячного СЃСЂРѕРєР° обращения истца Р·Р° назначением пенсии РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё предметом рассмотрения пенсионного органа РЅРµ являлся.
В поданной кассационной жалобе представитель ГУ-ГУ ПФР№ по <адрес> и <адрес> указывает, что согласно сведениям индивидуального лицевого счета истца в спорные периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место отвлечения от работы, код льготной работы и документальное подтверждение работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, отсутствует. Данные обстоятельства, которые имеют значение для установления возможности включения периодов работы в страховой стаж, учитываемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», судом апелляционной инстанции не проверялись.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что, являясь судебным органом, рассматривающим обращения лиц за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, суд не может подменять собой уполномоченный орган, на который законом возложены определенные функции.
Судом апелляционной инстанции также не учтено, что согласно разъяснений п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Таким образом, включив в специальный стаж истца период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции тем самым незаконно подменил собой пенсионный орган, уполномоченный в соответствии с действующим законодательством на принятие решений об установлении наличия у лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии, необходимого страхового стажа с учетом представленных этим лицом в пенсионный орган документов и, как следствие, права на такую пенсию.
РљСЂРѕРјРµ того, как указывает представитель ответчика РІ кассационной жалобе, СЃ учетом включенных СЃСѓРґРѕРј периодов работы специальный стаж Р¤РРћ1 составляет 24 РіРѕРґР° 11 месяцев 29 дней, что является недостаточным для определения права РЅР° назначение досрочно страховой пенсии РїРѕ старости РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
РЎ учетом приведенных обстоятельств судебная коллегия РїРѕ гражданским делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции признает выводы СЃСѓРґР° апелляционной инстанции Рѕ включении РІ подсчет специального стажа Р¤РРћ1, дающего право РЅР° назначение пенсии РїРѕ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периода работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ Рё назначении истцу досрочно страховой пенсии РїРѕ старости СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅРµ основанными РЅР° законе.
Р’ то время как СЃСѓРґ первой инстанции РїСЂРё разрешении РїРѕ существу вышеуказанных исковых требований Р¤РРћ1 правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил РїСЂРё разрешении данных требований РЅРѕСЂРјС‹ материального права, регулирующие спорные правоотношения, РїСЂРё соблюдении требований гражданского процессуального закона.
РџСЂРё таких данных обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным РІ части возложения РЅР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> обязанности включить РІ подсчет специального стажа Р¤РРћ1, дающего право РЅР° назначение пенсии РїРѕ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° также назначить Р¤РРћ1 досрочно страховую пенсию РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ указанной части РѕРЅРѕ принято СЃ нарушениями РЅРѕСЂРј материального Рё процессуального права, повлиявшими РЅР° РёСЃС…РѕРґ дела, без РёС… устранения невозможна защита нарушенных прав Рё законных интересов заявителя жалобы, что согласно статье 379? Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации является основанием для отмены апелляционного определения РІ изложенной части Рё оставления РІ силе решения СЃСѓРґР° первой инстанции, разрешившего СЃРїРѕСЂ РІ соответствии СЃ подлежащими применению Рє спорным отношениям нормами материального права Рё установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379?, 379?, 390, 390? Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
Апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ гражданским делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ отменить РІ части возложения РЅР° Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– РїРѕ <адрес> Рё <адрес> обязанности включить РІ подсчет специального стажа Р¤РРћ1 Анатолиевны, дающего право РЅР° назначение пенсии РїРѕ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», период работы СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, Р° также назначить Р¤РРћ1 Анатолиевне досрочно страховую пенсию РІ соответствии СЃ Рї. 19 С‡. 1 СЃС‚. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В указанной части оставить в силе решение Лефортовского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё