Дело № 2-703/2021
13 сентября 2021 года город Вельск
29RS0001-01-2021-001221-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Хомовой Т.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.С.А, и Н.Д.А. к администрации сельского поселения «Ракуло-Кокшеньгское» о признании права общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования,
установил:
Н.С.А, и Н.Д.А. обратились в суд с иском к администрации сельского поселения «Ракуло-Кокшеньгское» о признании права общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования, расположенный по адресу: <адрес>.
Обосновывают требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла их мать Н.А.Г. После смерти матери открылось наследство, состоящее из жилого дома площадью 36,4 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., находящихся по адресу <адрес>. Указанные жилой дом и земельный участок принадлежали наследодателю на праве собственности, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю и выпиской из похозяйственной книги. После смерти наследодателя они приняли наследство, и им выданы свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок. Оформить права на жилой дом не представляется возможным, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на этот дом. Поэтому просят признать право общей долевой собственности на жилой дом в порядке наследования.
Н.С.А, и Н.Д.А. на судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель администрации сельского поселения «Ракуло-Кокшеньгское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица администрации Вельского муниципального района, нотариус нотариального округа <адрес> Архангельской области на судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, доводы искового заявления, суд пришел к следующему.
В силу положений ст.ст.8,35 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Абзац 2 п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.1110 Гражданского кодекса Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса Российской Федерации не следует иное.
В силу ст.1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации и иными законами.
В судебном заседании установлено, что Н.А.Г. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Ракуло-Кокшеньгской сельской администрации предоставлен в собственность земельный участок площадью 927 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю № АрО 01-11-0143. Кадастровый номер участка №
На данном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий Н.А.Г. на праве собственности, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги №, лицевой счет №ДД.ММ.ГГГГ-1998 г.г.
Н.А.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, сделанная Северодвинским территориальным отделом Управления ЗАГС администрации Архангельской области.
Наследниками первой очереди после смерти Н.А.Г. являются сыновья Н.С.А, и Н.Д.А., которые приняли наследство после смерти матери в установленный законом срок.
Нотариусом нотариального округа <адрес> Архангельской области Н.Д.А. и Н.С.А, выданы свидетельства о праве на наследство по закону на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности по ? доле за каждым наследником, запись регистрации № и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно техническому паспорту по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом имеет общую площадь 36,4 кв.м., ему присвоен инвентарный №.
Сведений об иных наследниках ни у наследодателя, ни у суда, ни у нотариуса не имеется.
Сведения о наличии обременений и ограничений, а также право собственности, в ВФ ГУП «Бюро технической инвентаризации Архангельской области», в Вельском межрайонном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на дом не зарегистрированы.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что иск надлежит удовлетворить.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
Так в ходе рассмотрения дела было установлено, что после смерти Н.А.Г. наследниками по закону являются дети Н.С.А, и Н.Д.А.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 36 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснил, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Установлено, что истцы как наследники, вступили в права наследования после смерти матери в установленные законом сроки, а также несут бремя содержания наследственного имущества, то есть все их действия, свидетельствуют о том, что они пользуется наследственным имуществом как своим. Обстоятельства того, что истцы фактически приняли наследство после смерти наследодателя, подтверждаются материалами дела.
Следовательно, в судебном заседании установлен факт принятия наследства после смерти наследодателя наследниками на спорный объект недвижимости, этот факт сторонами по делу не оспорен, то суд считает его установленным.
Н.С.А, и Н.Д.А. оформили право общей долевой собственности на земельный участок, принадлежавший ранее их матери, но наследственные права на дом не могут оформить по независящим от них обстоятельствам.
При отсутствии каких-либо претензий со стороны ответчика на спорное имущество, суд считает, что заявленные требования являются основанными на законе и подлежащими удовлетворению, поскольку истцы вступили в права наследования после смерти наследодателя.
Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Частью 2 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
В связи с этим, копию вступившего в законную силу решения суда в трехдневный срок необходимо направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Н.С.А, и Н.Д.А. – удовлетворить.
Признать за Н.С.А, и Н.Д.А. право общей долевой собственности по ? доле за каждым на жилой дом под номером № по адресу: <адрес>, общей площадью № квадратных метра, с инвентарным номером № после смерти наследодателя Н.А.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Архангельском областном суде, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий С.А. Пестерев