адм. дело №2а-4815/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«21» декабря 2017 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Сахаровой Е.А.
при секретаре Мазиной Н. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рязанцевой Марины Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа №з от ДД.ММ.ГГГГ. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <адрес> принадлежащего Рязанцевой М.М. и земельного участка государственной собственности площадью 379 кв.м., расположенного по адресу <адрес> возложения обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в отношении земельного участка государственной собственности площадью 779 кв.м., расположенного по адресу <адрес> возложении обязанности возместить судебные расходы в размере 300 руб.,
У С Т А Н О В И Л :
Рязанцева М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением и указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ. она обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с приложением схемы расположения земельного участка. Согласно предоставленной схеме земельный участок располагается в территориальной зоне с индексом Ж6 – зона коллективных садов. ДД.ММ.ГГГГ. был получен ответ №з от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в перераспределении земельного участка и утверждении предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С данным отказом административный истец не согласна, и просит суд признать незаконным отказ №з от ДД.ММ.ГГГГ. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Рязанцевой М.М. и земельного участка государственной собственности площадью 379 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, обязать утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в отношении земельного участка государственной собственности площадью 779 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, и возместить судебные расходы в размере 300 руб.
Административный истец Рязанцева М.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие.
Представитель административного истца Рязанцевой М.М. по доверенности Марусова О.В. административное исковое заявление поддержала и просила его удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Ранее ответчиком были представлены возражения, приобщенные к материалам дела.
Заинтересованное лицо представитель СНТ «Нефтяник-2» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом по юридическому адресу.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив, представленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
На основании пояснений лиц, участвующих в деле, заявления, сообщения, свидетельств, судом установлено, что Рязанцевой М.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв.м. с кадастровым номером № основанием возникновения права указан договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.15-17). ДД.ММ.ГГГГ. Рязанцева М.М. обратилась к руководителю ДИЗО Воронежской области с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.18) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, площадь образуемого земельного участка 779 кв.м. по адресу: <адрес>
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> №з от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.20-21), полученным ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.23), Рязанцевой М.М. было отказано в соответствие с п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № м зелями, государственная собственность на которые не разграничена и утверждении представленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Основанием для отказа указано, что по информации администрации городского округа город Воронеж в границах формируемого земельного участка площадью 799 кв.м., согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находится земельный участок площадью 400 кв.м. (кадастровый №) с разрешенным использованием «для садоводства», который согласно данным публичной кадастровой карты портала услуг федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии состоит на кадастровом учете с датой постановки ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительный земельный участок площадью 399 кв.м., который примыкает к рекреационный зоне. Согласно п.7.2.8 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области, утвержденных приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ. № расстояние от застройки на территории садоводческого, огороднического, дачного объединения до лесных массивов должно быть не менее 15м, что в данном случае не выдерживается.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На территории Воронежской области исполнительным органом государственной власти, осуществляющим предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков является Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, который действует на основании Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Воронежской области, утвержденного Постановлением Правительства Воронежской области от 08.05.2009г. №365 (далее по тексту Положение). Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области является исполнительным органом государственной власти в сфере имущественных и земельных отношений, уполномоченным осуществлять государственное управление в области приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами на территории Воронежской области в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 5.36 вышеуказанного Положения Департамент обязан принимать решения об утверждении схемы расположения земельных участков (земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, а также земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена) на кадастровом плане территории.
Согласно ст.2 Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ «О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области» Правительство Воронежской области определяет уполномоченные исполнительные органы государственной власти Воронежской области, которые осуществляют следующие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж: 1) распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена; 2) утверждение схемы расположения земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на кадастровом плане соответствующей территории …
В соответствии с п.п. 3.1.20, 3.3.21 Положения в соответствии с возложенными задачами Департамент исполняет следующие государственные функции: распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Законом Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов государственной власти Воронежской области". Департамент предоставляет следующие государственные услуги: утверждение схемы расположения земельных участков, расположенных на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области на территории городского округа город Воронеж является уполномоченным органом по утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Следовательно, будучи уполномоченным органом исполнительной власти Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области должен доказать обоснованность своего отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014г. №762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (далее по тексту Требования).
В соответствии с указанными Требованиями схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (п. 2).
Оценивая представленные в материалы документы, суд принимает во внимание следующее.
В данном случае судом установлено, что Рязанцева М.М. членом СНТ «Нефтяник-2» не является, следовательно, не имеет право на приобретение земельного участка в порядке, предусмотренном положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", так как исходя из представленной истцом схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.19) видно, что земельный участок, в отношении которого административный истец просит утвердить схему земельного участка на кадастровом плане территории, образуемый в результате перераспределения находится в пределах земельного участка СНТ «Нефтяник-2», так же указанное подтверждается представленным административным ответчиком генеральным планом дачных садов Воронежской нефтебазы Нефтяник-2.
В иске административный истец указывает, и представитель административного истца ссылается в судебном заседании, как на основание для удовлетворения иска, на ст.ст. 11.2, 11.7, 39.28, 39.29 ЗК РФ.
Согласно ст.11.2ч.1, 4; 11.7 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ. Статьей 39.29 ЗК РФ предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. Согласно п. 9 п.п.2 ст.39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований…не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц…
В данном случае, как на основание отказа, административный ответчик ссылается на п.п.11 п.9 ст.39.29 ЗК РФ, в которой предусматривается, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований…имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса…Однако, суд не может согласиться с выводами административного ответчика, так как ч. 16 ст.11.10 ЗК РФ не содержит указанных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка. Кроме того, административным ответчиком не было представлено суду доказательств законности отказа и доказательств, обстоятельств, изложенных в отказе, а именно доказательств, примыкания образуемого земельного участка к рекреационной зоне. Кроме того, в отказе указано о застройке территории и расстоянии до лесных массивов, в то время как в схеме, которую просила утвердить административный истец, обозначение каких-либо строений отсутствует.
При данных обстоятельствах суд считает незаконным отказ административного ответчика в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <адрес> принадлежащего Рязанцевой М.М. и земельного участка государственной собственности площадью 379 кв.м., расположенного по адресу <адрес>», как не основанный на нормах вышеуказанного земельного законодательства, кроме того, административным ответчиком не представлено доказательств, обстоятельств, изложенных в отказе.
Вместе с тем, суд полагает, что требования Рязанцевой М.М. об обязании административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории ДД.ММ.ГГГГ., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в отношении земельного участка государственной собственности площадью 779 кв.м., расположенного по адресу <адрес> следует отказать, так как данные требования не являются способом устранения нарушенного права административного истца. Кроме того, суд полагает, что при рассмотрении заявления Рязанцевой М.М. административным ответчиком не было учтено, что Рязанцева М.М. не является членом СНТ «Нефтяник – 2», в то же время просит утвердить схему в отношении земельного участка площадью 379 кв.м., который находится в пределах участка, предоставленного СНТ «Нефтяник – 2» на основании государственного акта на право пользования землей А-1 № от ДД.ММ.ГГГГ. (указано в генеральном плане дачных садов Воронежской нефтебазы Нефтяник – 2), и относительно нарушения прав членов СНТ, вопрос не рассматривался, а данный участок может относиться к местам общего пользования членов товарищества. Кроме того, суд полагает, что в соответствие с требованиями законодательства изначально ДИЗО Воронежской области подлежал выяснению вопрос о возможности заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в хоте которого и подлежит выяснению вопрос о том - не обременен ли правами лиц, указанных в п.4 ст.11.2 ЗК РФ земельный участок, который предлагается перераспределить.
В данном случае способом устранения нарушенного права административного истца в соответствие с требованиями ст.227 КАС РФ является повторное рассмотрение заявления Рязанцевой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем, суд полагает необходимым возложит на административного ответчика такую обязанность.
В связи с тем, что требования административного истца удовлетворены частично, в соответствие со ст.111 КАС РФ, подлежат частичному удовлетворению и требования Рязанцевой М.М. о возложении обязанности возместить судебные расходы в размере 300 руб., расходы в данном случае подлежат возмещению в размере 150 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-181, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Рязанцевой Марины Михайловны к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области о признании незаконным отказа №з от ДД.ММ.ГГГГ. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, принадлежащего Рязанцевой М.М. и земельного участка государственной собственности площадью 379 кв.м., расположенного по адресу <адрес>», возложения обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в отношении земельного участка государственной собственности площадью 779 кв.м., расположенного по адресу <адрес>», возложении обязанности возместить судебные расходы в размере 300 руб. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области №з от ДД.ММ.ГГГГ. Рязанцевой М.М. в перераспределении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 400 кв.м., расположенного по адресу <адрес> принадлежащего Рязанцевой М.М. и земельного участка государственной собственности площадью 379 кв.м., расположенного по адресу <адрес>
Обязать Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области повторно рассмотреть заявление Рязанцевой М.М. от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельного участка с кадастровым номером №.
В удовлетворении административного иска в части возложения обязанности на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ., образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земель государственной собственности, в отношении земельного участка государственной собственности площадью 779 кв.м., расположенного по адресу <адрес> отказать.
Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений обязанность по возмещению Рязанцевой М.М. расходов по оплате госпошлины в размере 150 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: