УИД: 29RS0024-01-2019-001895-31
Дело № 2а-1584/2019
17 октября 2019 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Кривуля О.Г.,
при секретаре судебного заседания Пищухиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Олефиренко Е.А.
с участием представителя административного ответчика Иштугановой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Колосовского Ю.И. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предписание закона,
установил:
Колосовский Ю.И. обратился с административным иском к администрации МО «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предписание закона.
В обоснование заявленных требований указал, что проживает в г.Архангельске, периодически пользуется общественным транспортом, на который производит посадку с автобусной остановки общественного транспорта *** (в сторону города) в г.Архангельске. Данная остановка общественного транспорта не соответствует требованиям ГОСТ 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Правил благоустройства МО «Город Архангельск» №73 от 20 декабря 2018 года, с изменениями и дополнениями с 11 января 2019 года (далее – Правила благоустройства). Так, на спорной остановке общественного транспорта отсутствуют обязательные элементы остановочного пункта: автопавильон, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения. Просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика в данной части; обязать административного ответчика организовать на остановке общественного транспорта остановочного пункта, содержащего: автопавильон, скамью, урну для мусора, технические средства организации дорожного движения (разметка, ограждения), в соответствии с требованиями ГОСТ 52766-2007, ГОСТ 50597-2017, Правил благоустройства; обязать администрацию МО «Город Архангельск» организовать внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог и их участков на остановке общественного транспорта «СМЗ» (в сторону города) в г.Архангельске, на основании п. 4 ст. 18 ФЗ от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определением Соломбальского районного суда г. Архангельска от 7 октября 2019 года принят отказ административного истца Колосовского Ю.И. в лице его представителя Олефиренко Е.А. от административного иска к администрации МО «Город Архангельск» о признании бездействий незаконными в части понуждения администрации МО «Город Архангельск» организовать внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог и их участков на остановке общественного транспорта *** (в сторону города) в г.Архангельске; производство по делу в этой части прекращено.
Истец Колосовский Ю.И. в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Его представитель Олиференко Е.А. в суде на требованиях административного иска настаивал.
Представитель ответчика Иштуганова Н.А. в суде с требованиями административного иска не согласилась, пояснила суду истец не доказал нарушение своих прав. Спорный остановочный пункт организован ранее 2000 года, в соответствии с Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Минавтотранса РСФСР от 31.12.1981 №200, действовавшими до 2013 года. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется.
По определению суда административное дело рассмотрено при указанной выше явке.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Колосовский Ю.И. зарегистрирован и проживает в г. Архангельске, то есть является пользователем автобусной остановки *** (в сторону города) в г.Архангельске.
Частью 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.
В силу ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Тогда как содержанием автомобильной дороги является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Элементом обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, остановочные пункты (п.5 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с организацией органами государственной власти Архангельской области транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (за исключением легкового такси) в границах территории Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации; организацией органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (далее также - органы местного самоуправления) транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования (за исключением легкового такси) в границах территорий муниципальных образований Архангельской области (в границах поселений Архангельской области, между поселениями Архангельской области в границах муниципальных районов Архангельской области и в границах городских округов Архангельской области, в том числе между территориальными округами городского округа Архангельской области) регулируются Законом Архангельской области от 30.05.2014 № 130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом общего пользования в Архангельской области».
В силу подп. 3 п. 8 ст. 4 указанного Закона Архангельской области к полномочиям органов местного самоуправления относится установление порядка организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам.
При этом согласно подп. 3 п. 1 ст. 3 указанного Закона Архангельской области под организацией транспортного обслуживания понимается комплекс мероприятий правового, экономического, организационно-распорядительного характера, реализуемых органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления и перевозчиками в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных автобусных перевозках.
Основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог устанавливаются Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Указанный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливает требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов.
Пунктом 5.3.3.1 указанного выше Стандарта установлено, что остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; заездной «карман»; боковая разделительная полоса; тротуары и пешеходные дорожки; автопавильон; пешеходный переход; скамья; урна для мусора; технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).
Согласно п. 5.3.3.8 Стандарта ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от пассажирооборота остановочного пункта, но не менее 1,5 м. Посадочную площадку размещают в пределах тротуара или полосы, отделяющей проезжую часть от тротуара. Возвышение посадочной площадки над остановочной площадкой должно составлять 0,20 м.
Согласно п. 5.3.3.10 Стандарта посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом - навесами. В павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.
Разрешая требования административного истца, суд исходит из следующего.
Пунктом 1 ст. 1 Устава МО «Город Архангельск» установлено, что МО «Город Архангельск» в соответствии с областным законом имеет статус городского округа и входит в состав Архангельской области.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного выше Устава структуру органов местного самоуправления МО «Город Архангельск» составляет исполнительно-распорядительный орган - Администрация МО «Город Архангельск» (далее - Администрация города).
В соответствии с ч. 1 с. 29 указанного выше Устава Администрация города - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО «Город Архангельск» федеральными законами и областными законами.
Пунктом 7 ч. 1 ст. 6 указанного выше Устава установлено, что к вопросам местного значения МО «Город Архангельск» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах МО «Город Архангельск».
Согласно утвержденным маршрутам общественного транспорта одним из промежуточных остановочных пунктов по маршрутам, внесенным в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории муниципального образования «Город Архангельск», является остановка «СМЗ» (в сторону города) в г.Архангельске.
В ГОСТ 218.1.002-2003 указано, что остановочные площадки предназначены для остановки автобусов, двигающихся по установленным маршрутам, с целью высадки и посадки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину – в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов и их габаритов по длине, но не менее 13 м. (п.3.2). Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров в автобус. Ширину посадочной площадки принимают не менее 3 м., а длину – не менее длины остановочной площадки. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м. над поверхностью остановочных площадок. По границе остановочной и посадочной площадок устанавливают бордюр, который продолжают на участки переходно-скоростных полос, прилегающих к остановочной площадке при наличии идущего рядом с ними тротуара.
Сторонами представлены фотографии промежуточного остановочного пункта *** (в сторону города) в г.Архангельске, из которых следует, что остановка не имеет: автопавильон, скамью, урну для мусора, технические средства организации дорожного движения (разметку и ограждения) (л.д. 35).
Согласно п. 5.3.4.1 ГОСТ Р 52766-2007 остановочные пункты оборудуют дорожными знаками по ГОСТ Р 52289 и дорожной разметкой по ГОСТ Р 51256, которые применяют по ГОСТ Р 52290.
Знак автобусной остановки на спорном остановочном пункте присутствует, что подтверждается фотографиями. Дорожная разметка отсутствует, также как и отсутствуют ограждения.
Таким образом, остановочный пункт ««СМЗ» (в сторону города) в г.Архангельске не соответствует требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, предъявляемым к элементам обустройства автомобильных дорог».
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией МО «Город Архангельск» как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления допущено бездействие, выразившееся в отсутствии должной организации по осуществлению дорожной деятельности и созданию условий для предоставления транспортных услуг населению в части обеспечения спорного остановочного пункта обязательными элементами.
Допущенным бездействием были нарушены права административного истца как участника дорожного движения на безопасность дорожного движения, жизнь и охрану здоровья.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В порядке восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика необходимо возложить обязанность привести промежуточный остановочный пункт ««СМЗ» (в сторону города) в г.Архангельске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.».
Срок для исполнения указанной обязанности суд полагает разумным определить до 1 июня 2020 года.
Поскольку исковые требования административного истца удовлетворены, с административного ответчика подлежат взысканию расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Колосовского Ю.И. к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности исполнить предписание закона удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Архангельск» в деятельности, направленной на организацию на остановке общественного транспорта *** (в сторону города) в г.Архангельске, остановочного пункта в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.» в части необорудования остановочного пункта «СМЗ» (в сторону города) в г.Архангельске автопавильоном, скамьей, урной для мусора, техническими средствами организаций дорожного движения (разметкой, ограждениями)
Обязать администрацию муниципального образования «Город Архангельск» в срок до 1 июня 2020 года организовать на остановке общественного транспорта *** (в сторону города) в г.Архангельске, остановочный пункт в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования.», а именно: установить автопавильон, скамью, урну для мусора, нанести разметку и установить ограждения (как технические средства организации дорожного движения).
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Колосовского Ю.И. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья О.Г. Кривуля
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года