Судья – Коротенко Д.И. гражданское дело № 33-323/2022
(№ 33-14407/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 января 2022 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилова А.А.,
судей Волковой И.А., Козловой Г.Н.,
при секретаре Сергеевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4944/2021 по исковому заявлению заместителя прокурора Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, семьи, материнства, отцовства и детства к комитету финансов Волгоградской области, комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области об устранении нарушений законодательства о газоснабжении,
по апелляционной жалобе комитета финансов Волгоградской области,
апелляционной жалобе комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области,
апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 октября 2021 года, которым на комитет финансов <адрес> возложена обязанность по обеспечению финансирования работ по газоснабжению территорий жилого района <адрес> Волгограда, комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса <адрес> и комитет строительства <адрес> возложены обязанности по обеспечению территории жилого района <адрес> Волгограда системой газоснабжения для газификации 104 земельных участков.
Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителей комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области Хлебниковой И.А. и Усенковой И.С., поддержавших доводы своей апелляционной жалобы, а также доводы жалоб комитета финансов Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области, представителя комитета финансов Волгоградской области Земцовой С.М., также поддержавшей доводы своей жалобы, а также доводы жалоб комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и комитета строительства Волгоградской области, прокурора Волгоградской области Тельбухова Е.В., возражавшего по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, семьи, материнства, отцовства и детства к комитету финансов Волгоградской области, комитету промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитету строительства Волгоградской области об устранений нарушений законодательства о газоснабжении.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Волгоградской области проведена проверка по вопросам обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков в <адрес>, в ходе которой установлено, что на территории, расположенной западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в <адрес>, комитетом по управлению государственным имуществом <адрес> образовано и предоставлено гражданам в собственность бесплатно 104 земельных участка (начало предоставления земельных участков гражданам – 2013 год). Земельные участки сформированы в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда и проектом планировки и межевания территории западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе, утверждёнными постановлением администрации г. Волгограда от 25 декабря 2012 года № 3605 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории». Территория западнее 1-й очереди жилого района Ергенинский, земельные участки на которой выделены многодетным семьям, жизненно важной инженерной инфраструктурой – системой газоснабжения, не обеспечена.
В ходе проведенной проверки также установлено, что с момента предоставления семьям земельных участков до момента обращения органов прокуратуры в суд прошло более 7 лет, между тем обязанность региональных комитетов строительства, промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса по обеспечению земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой (системой газоснабжения), от наличия которой во многом зависит реальная возможность пользования вновь возведённых жилых объектов, не выполнена, при этом комитетом финансов области не профинансированы данные работы.
Просил обязать комитет финансов Волгоградской области обеспечить финансирование работ по газоснабжению территорий жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда, обязать комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и комитет строительства Волгоградской области обеспечить территорию жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда системой газоснабжения для газификации 104 земельных участков.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах комитет финансов Волгоградской области, комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, комитет строительства Волгоградской области оспаривают законность и обоснованность судебного решения, просят его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе комитета строительства Волгоградской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что апелляционная жалоба подана представителем комитета строительства Волгоградской области и подписана Рудой Н.А., в подтверждение полномочий на представление интересов комитета строительства Волгоградской области Рудой Н.А. приложена к апелляционной жалобе копия доверенности.
В соответствии с положениями статьи 49 ГПК РФ представителями в суде могут быть дееспособные лица, полномочия которых на ведение дела надлежащим образом оформлены и подтверждены. Представителями в суде, за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами, могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо учёную степень по юридической специальности. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия. Иные оказывающие юридическую помощь лица должны представить суду документы, удостоверяющие их полномочия, а в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 49 ГПК РФ, также документы о своём высшем юридическом образовании или об учёной степени по юридической специальности.
8 декабря 2021 года гражданское дело поступило в Волгоградский областной суд для рассмотрения в том числе апелляционной жалобы комитета строительства Волгоградской области, к которой была приложена копия диплома Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», согласно которому Рудой (Шульге) Г.А. присуждена квалификация УЧИТЕЛЯ ПРАВА по специальности «Юриспруденция».
Как указано выше, в соответствии с частями 1, 2 статьи 49 ГПК РФ, представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие высшее юридическое образование или учёную степень по юридической специальности (за исключением дел, рассматриваемых мировыми судьями и районными судами в порядке, предусмотренном ГПК РФ). Представители должны представить суду документы о своём образовании или об учёной степени по юридической специальности, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Согласно пунктам 2 – 4 части 5 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании) высшим образованием в Российской Федерации являются бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации.
Приказом Министерства образования и науки от 12 сентября 2013 года № 1061 утверждены перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации.
Имеющими высшее юридическое образование признаются лица, прошедшие обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры либо подготовки кадров высшей квалификации по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция" с присвоением квалификации «бакалавр», «магистр», «юрист», «судебный эксперт», «исследователь», «преподаватель-исследователь».
Пунктами 2 – 5 части 7 статьи 60 Закона об образовании установлено, что высшее образование – бакалавриат подтверждается дипломом бакалавра; высшее образование – специалитет подтверждается дипломом специалиста; высшее образование – магистратура подтверждается дипломом магистра; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).
Согласно части 9 стать 60 Закона об образовании лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим в установленном законодательством Российской Федерации порядке научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание учёной степени кандидата наук, присваивается учёная степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.
С учётом изложенного соблюдение требований части 2 статьи 49 ГПК РФ, о наличии высшего юридического образования у лиц, выступающих представителями в суде, может подтверждаться дипломом бакалавра, дипломом специалиста, дипломом магистра, дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) по юридической специальности, дипломом кандидата наук или дипломом доктора наук.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом деле представитель комитета строительства Волгоградской области Рудая Н.А. не может подписывать апелляционную жалобу, поскольку документ о высшем юридическом образовании или учёной степени по юридической специальности не представлен.
Частью 4 статьи 1 ГПК РФ установлено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку в ГПК РФ отсутствует норма, определяющая последствия поступления на рассмотрение коллегии апелляционной или частной жалобы, не соответствующей требованиям статьи 322 ГПК РФ, в частности, подписанной или поданной лицом, не имеющим на то полномочий, в подобных случаях применению по аналогии закона подлежит пункт 4 статьи 328 ГПК РФ.
Это соответствует и разъяснению, содержащемуся в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», согласно которому в случае, когда при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции будет установлено, что апелляционные жалоба, представление не отвечают требованиям части 3 статьи 322 ГПК РФ и в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения имеющихся недостатков, суд апелляционной инстанции на основании части 4 статьи 1, абзаца 4 статьи 222 и пункта 4 статьи 328 ГПК РФ выносит определение об оставлении апелляционных жалобы, представления без рассмотрения по существу.
Поскольку представителем комитета строительства Волгоградской области Рудой Н.А. не представлены документы о наличии высшего юридического образования, предоставляющие право на подписание и подачу апелляционной жалобы обозначенного представителя, судебная коллегия приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба комитета строительства Волгоградской области не отвечает требованиям части 3 статьи 322 ГПК РФ, в связи с чем, данные обстоятельства препятствуют её рассмотрению по существу.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьёй 3271 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобах комитета финансов Волгоградской области и комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункта 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В силу статьи 2, части 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, что прямо предусмотрено статьёй 18 Конституции Российской Федерации.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильём обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» (далее по тексту – Указ о мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества ЖКУ).
Пунктом 2 Указа о мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильём и повышению качества ЖКУ постановлено правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трёх и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трёх и более детей, бесплатно на основании решения уполномоченного органа, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определён статьёй 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Включение земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в Перечень осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населённого пункта либо при условии, что на обеспечение инженерной инфраструктурой этих земельных участков предусмотрено финансирование на текущий финансовый год.
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трёх и более детей, утверждённых Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года № 372, в качестве условий предоставления земельных участков упомянутой категории граждан указано на то, что земельные участки предоставляются при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки (отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения, для органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены принципы государственной политики в указанной области: поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики; повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций на основе формирования и реализации региональных программ газификации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой Волгоградской области по обращению Мордовина В.И. проведена проверка по вопросам обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков в пос. Ергенинский-2 Кировского района г. Волгограда, в ходе которой установлено, что на территории, расположенной западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе г. Волгограда, комитетом по управлению государственным имуществом Волгоградской области образовано и предоставлено гражданам в собственность бесплатно 104 земельных участка (начало предоставления земельных участков гражданам – 2013 год). Земельные участки сформированы в соответствии с Генеральным планом г. Волгограда и проектом планировки и межевания территории западнее 1-й очереди жилого района Ергенинского в Кировском районе, утверждёнными постановлением администрации г. Волгограда от 25 декабря 2012 года № 3605 «Об утверждении проекта планировки и межевания территории». Территория западнее 1-й очереди жилого района Ергенинский, земельные участки на которой выделены многодетным семьям, жизненно важной инженерной инфраструктурой, а именно системой газоснабжения, не обеспечена.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции исходил из следующего.
Законом Волгоградской области от 21 ноября 2019 года № 97-ОД «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» региональному комитету строительства предусматривались бюджетные ассигнования в размере 2 815 000 рублей на проектирование объекта «Строительство газораспределительных сетей к земельным участкам в целях жилищного строительства для семей, имеющих трёх и более детей, на территории жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда».
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 12 августа 2020 года № 492 в Программу включено мероприятие по разработке проектной документации с целью строительства газораспределительных сетей к земельным участкам на территории жилого района Ергенинский в целях жилищного строительства для семей, имеющих трёх и более детей со сроком исполнения – 4 квартал 2020 года. Реализация мероприятия по проектированию газопровода позволила бы обеспечить возможность газификации вышеуказанных 104 домовладений.
Вместе с тем, проведённой прокуратурой области проверкой установлено, что в связи с дефицитом средств областного бюджета мероприятие по проектированию газопровода не реализовано.
Как установлено пунктом 1.1 Положения о комитете финансов Волгоградской области, утверждённого постановлением Губернатора Волгоградской области от 8 апреля 2014 года № 309, комитет является финансовым органом Волгоградской области, органом исполнительной власти Волгоградской области, осуществляющим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики, составление и организацию исполнения областного бюджета, управление государственным долгом, исполнение полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля, общее руководство организацией финансов в Волгоградской области. Комитет финансов области организует составление и непосредственно составляет проект областного бюджета (пункт 2.1.1 Положения).
Согласно пункта 2.8 Положения о комитете промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области, утверждённого постановлением администрации Волгоградской области от 23 марта 2020 год № 162-п, на комитет возложены полномочия по разработке и реализации региональных программ в области газоснабжения и газификации, утверждению специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и осуществлению контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных в результате введения указанных надбавок.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 21 ноября 2017 года № 769 утверждена региональная программа «Газификация жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Волгоградской области на 2017 - 2021 годы». Ответственным исполнителем Программы определён региональный комитет промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса, соисполнителем – комитет строительства Волгоградской области.
В силу пункта 2.1.1 Положения о комитете строительства Волгоградской области, утверждённого постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 170, на комитет возложена обязанность по организации в границах городских округов Волгоградской области газоснабжения населения в части проектирования, строительства, реконструкции объектов газоснабжения.
В Программу включены все мероприятия, направленные на повышение уровня газификации Волгоградской области, в том числе мероприятия, реализация которых предусмотрена за счёт областного бюджета в рамках подпрограммы «Стимулирование развития жилищного строительства в Волгоградской области» государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Волгоградской области», утверждённой постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 2016 года № 46-п. Подпрограммой предусмотрена реализация в 2020 – 2021 годах мероприятий по обеспечению сетями газоснабжения 11 территорий г. Волгограда, в границах которых земельные участки предоставлены гражданам, имеющим трёх и более детей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года № 2516-0 «По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определённого разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведённым жилым объектом.
Оценивая в совокупности доказательства по делу по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что само по себе отсутствие достаточных финансовых средств на осуществление возложенных законом на органы исполнительной власти региона полномочий в сфере газоснабжения не может являться основанием для освобождения от исполнения указанных полномочий, при этом отсутствие обеспечения жизненно важной инженерной инфраструктурой – системой газоснабжения свидетельствует о непринятии в течение разумного срока региональными комитетами строительства и промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса должных мер для обеспечения земельных участков на территории жилого района Ергенинский в г. Волгограде указанной инфраструктурой, а комитетом финансов области - непринятии мер, направленных на финансирование такого вида работ, в связи с чем удовлетворил требования заместителя прокурора Волгоградской области в полном объёме.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на представленных сторонами доказательствах, при правильно определённых по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционных жалоб комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и комитета финансов Волгоградской области об отсутствии оснований для возложения н них обязанностей по обеспечению территории жилого района Ергенинский Кировского района Волгограда системой газоснабжения для газификации 104 земельных участков и обеспечению финансирования работ указанных работ соответственно аналогичны позиции ответчиков в суде первой инстанции, которой в обжалуемом судебном акте дана надлежащая правовая оценка, выводов суда они не опровергают, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 7 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета финансов Волгоградской области, апелляционную жалобу комитета промышленной политики, торговли и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области – без удовлетворения, апелляционную жалобу комитета строительства Волгоградской области – без рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи: