ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Мотошкина О.В.
дело № 33-717
поступило 24 января 2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Семенова Б.С., Гончиковой И.Ч.
при секретаре Баторовой Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Рыбина Андрея Васильевича к АО «Улан-Удэнский авиационный завод» об обязании установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета воды,
по апелляционной жалобе истца на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2017 года, которым иск оставлен без удовлетворения,
заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., выслушав пояснения сторон, третьего лица, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, Рыбин А.В. просил обязать АО «Улан-Удэнский авиационный завод» установить и ввести в эксплуатацию индивидуальные приборы учета холодной питьевой и горячей воды за счет собственных средств по месту его проживания и регистрации: <...> в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Требования мотивировал тем, что с 2001 года между сторонами сложились фактически договорные отношения по снабжению жилого помещения, которое он занимает с семьей, ресурсами по присоединенной сети для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Квартира находится в здании, принадлежащем ответчику на праве собственности, в ней приборы учета не установлены. В ходе переписки, инициированной ресурсоснабжающей организацией, ответчик отказался от исполнения предусмотренной законом обязанности по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета, возложив свою обязанность по проектированию, установке и вводу в эксплуатацию узла учета на потребителя, не являющегося собственником помещения. Поскольку действующее законодательство не предусматривает возложения на потребителя обязанности по оплате не оказанных услуг, нарушено предусмотренное законодателем право потребителя на экономию при оплате потребленных энергетических ресурсов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности их использования.
В судебном заседании Рыбин А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика по доверенности Зубарев Д.И. возражал против заявленных требований.
Третье лицо Рыбина М.В. поддержала исковые требования.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения. Указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что он, являясь потребителем услуг, не имеет возможности ввести в эксплуатацию установленные им приборы учета в отсутствие согласия со стороны собственника помещения. Жилое помещение, занимаемое его семьей, является единственным и постоянным местом жительства для них.
В суде апелляционной инстанции истец Рыбин А.В., третье лицо Рыбина М.В. доводы жалобы поддержали.
От остальных третьих лиц поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Зубарев Д.И. возражал против отмены решения по доводам жалобы.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Рыбин А.В. с членами семьи с 2001 года на основании служебного ордера зарегистрирован и проживает в помещении по <...>
Помещение расположено в нежилом здании по юридическому адресу: <...> и принадлежит на праве собственности АО «Улан-Удэнский авиационный завод».
Рыбины с момента заселения в помещение используют его в качестве жилого, проживают постоянно и обеспечиваются теплом, горячим и холодным водоснабжением через сети АО «У-УАЗ», пользуясь этими видами коммунальных услуг.
Разрешая спор, суд, исходя из того, правомочия собственника в гражданском праве осуществляются по своему усмотрениюив собственных интересах, не усмотрев правовых оснований для возложения обязанности на ответчика совершить требуемые истцом действия в отношении собственности АО «Улан-Удэнский авиационный завод», пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
С такими выводами суда коллегия согласиться не может, поскольку суд не определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обеспечивая исполнение требований части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации было вправе установить права и обязанности участников отношений, связанных с предоставлением коммунальных услуг.
В соответствии с п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Пунктом 9 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, возложена на организации по снабжению водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу.
Поскольку различия в способе расчета размера платы за коммунальные ресурсы установлены законодателем, они зависят от наличия или отсутствия приборов учета.
Следовательно, доводы истца о том, что в отсутствие приборов учета он лишен возможности контроля и экономии коммунальных ресурсов, использовании водопотребления в необходимом ему количестве, заслуживают внимания.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком не исполнялись и условия мирового соглашения, заключенного сторонами в рамках другого спора, в соответствии с условиями которого АО «Улан-Удэнский авиационный завод» обязался ежемесячно предоставлять счета на оплату холодного водоснабжения и водоотведения не позднее 1–го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, ежемесячно предоставлять расчет суммы возмещения затрат на холодное водоснабжение и водоотведение.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусматривает, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта ) или функций обеспечения безопасности. Параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приведенное правовое регулирование исключает возможность самостоятельного демонтажа, монтажа, а также несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или внесение изменений в эту систему.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что истец Рыбин А.В., являясь потребителем услуг, объективно лишен возможности самостоятельно установить приборы учета и пользоваться ими по назначению, что противоречит требованиям жилищного законодательства РФ.
Со слов Рыбина А.В. следует, что им установлены приборы учета в жилом помещении за свой счет, но он лишен возможности ввести установленные им приборы в эксплуатацию, поскольку к заявке должны быть приложены копии документов, подтверждающих право собственности на объект,подлежащий оснащению прибором учета, документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.
При этом, следует учитывать, что неоднократные обращения Рыбина А.В. об истребовании технической документации, ответчиком были проигнорированы. У истца отсутствует возможность составления актов обследования жилого помещения о наличии технической возможности установки индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а также для предоставления иных документов.
Между тем, законодателем установлена обязанность собственника жилого помещения обеспечить оснащение принадлежащего ему жилого помещения приборами учета и ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, которая предполагает собой ряд действий, направленных на заключение соглашений с ресурсоснабжающими организациями по установке приборов учета, а также подачу заявки исполнителю коммунальных услуг для документального оформления установленных приборов учета.
Кроме того, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю коммунальных услуг.
Согласно п.3 Порядка заключения договоров, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 №149, договор является публичным договором и заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, в том числе временного объекта, подлежащего оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, и имеющего непосредственное присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения исполнителя, в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Порядком.
Таким образом, судебная коллегия, исходя из того, что АО «Улан-Удэнский авиационный завод» одновременно является собственником помещения, расположенного по <...> так и поставщиком холодной и горячей воды для истца, с учетом приведенных выше положений закона, приходит к выводу о том, что следует возложить на него обязанность установить индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в принадлежащем ему помещении.
Учитывая требования ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, согласно которой заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, требования Рыбина А.В. подлежали судебной защите, поскольку бездействием ответчика по установке ИПУ были нарушены его права, в связи с чем судебная коллегия находит доводы жалобы обоснованными, а требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 13 декабря 2017 года отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Рыбина Андрея Васильевича к АО «Улан-Удэнский авиационный завод» удовлетворить.
Возложить на АО «Улан-Удэнский авиационный завод» обязанность по установке и вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды в жилом помещении, расположенном по адресу: <...>
Председательствующий:
Судьи: