Дело 2-519/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2017 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Дашидондуковой Э.Д. рассмотрев в открытом судебном заседании дело исковому заявлению Понамарчук Н. А. к Администрации МО «<адрес>» об обязании выкупить жилое помещение в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.
УСТАНОВИЛ:
Понамарчук Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО «<адрес>», указывая в обоснование заявленных требований, что ранее она обращалась в суд с заявлением о выкупе её квартиры, однако своим решением от <дата> ей было отказано в удовлетворении требований. Мотивация решения была в том, что на момент подачи заявления в суд у неё имелось заключение межведомственной комиссии о признании её квартиры аварийной и непригодной для проживания от <дата>, где была допущена ошибка в адресе <адрес>. В соответствии с программой переселению и сносу подлежат те квартиры многоквартирных домов, которые были признаны непригодными для проживания к <дата> После судебного заседания она обратилась в администрацию поселения с заявлением об обследовании жилого помещения, вследствие чего получила акт обследования помещения по адресу уд. Статибининку <адрес> за номером 46 от <дата>, согласно которого её квартира признана непригодной для проживания. Просила суд обязать Администрацию МО «<адрес>» выкупить жилое помещение по адресу <адрес> уоян в соответствии с абзацем 7 основных задач Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.
В судебное заседание представители ответчика Администрации МО «<адрес>» и третьего лица Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия не явились. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявишихся участников процесса.
В судебном заседании истец Понамарчук Н.А. исковые требования поддержала, суду пояснила, что проживает по адресу <адрес> <дата>, в дальнейшем поселением было дано разрешение на присоединение <адрес> ранее её квартира была включена в программу по переселению из аварийного жилья на основании акта и заключения от <дата>, однако в дальнейшем квартира была необоснованно исключена из программы. Она связывает это с тем, что собственники соседних квартир приватизировали жилье. Межведомственная комиссия в <дата> обследование её квартиры не производило, после решения суда от <дата> она обратилась в администрацию с заявлением, был составлен акт о непригодности жилья. Желает получить денежные средства за аварийную квартиру в связи с необходимостью выезда в <адрес> и приобретения там жилого помещения, поскольку по состоянию здоровья ей необходимо консультация специалистов, проведение лечения, которое в <адрес> отсутствует. Проживать в аварийном жилье не представляется возможным ввиду его плохого состояния.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав собранные по делу доказательства считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от <дата> N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Частью 6 ст. 16 Федерального закона от <дата> N 185-ФЗ предусмотрено, что средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствие со ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от <дата> N 47. Действие указанного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности.
Из содержания приведенных норм и положений следует, что в случае, если заключением комиссии жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, то органом местного самоуправления должно быть принято решение о сроках и порядке расселения жильцов.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
По смыслу ч. 2 ст. 32 ЖК РФ, решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок, в случае не осуществления сноса или реконструкции указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, по смыслу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ.
Указанными требованиями закона прямо предусмотрена процедура проведения сноса многоквартирного дома в связи с изъятием земельного участка и в силу требований ч. 10 ст. 32 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность произвести действия по сносу многоквартирного дома после признания его аварийным с установлением разумных сроков сноса, определяемых решением уполномоченного органа. Снос многоквартирного дома подразумевает также возможное возникновение права на самостоятельный снос и дальнейшее использование земельного участка у всех собственников в данном многоквартирном доме. В силу прямого указания закона решение об изъятии земельного участка производится только после невыполнения указанного распоряжения собственниками жилых помещений многоквартирного дома.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Понамарук Н.А. зарегистрирована по адресу <адрес> <дата> и с <дата> является собственником указанного жилого помещения.
На основании акта и заключения межведомственной комиссии Администрации МО ГП «<адрес>» от <дата> квартира по месту проживания истца по адресу <адрес> признана непригодной для проживания.
Постановлением правительства <адрес> № от <дата> на территории Республики Бурятия была утверждена Республиканская адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>».
Указанная Программа предусматривает реализацию мероприятий по переселению граждан только из многоквартирных домов, признанных до <дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, в том числе при условии если признание жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Основными целями Программы являются:
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до <дата> аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) на территории муниципальных образований в <адрес>, собственники которых проявили готовность участвовать в Республиканской программе по переселению граждан, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение условий, определенных Законом о Фонде ЖКХ;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и обеспечение жилищных прав граждан;
- ликвидация в <адрес> аварийного жилищного фонда, признанного до <дата> аварийным в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории муниципальных образований в <адрес>, до <дата>;
- финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до <дата> аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (далее - аварийные многоквартирные дома) на территории муниципальных образований в <адрес>, собственники которых проявили готовность участвовать в Республиканской программе по переселению граждан, при условии, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение условий, определенных Законом о Фонде ЖКХ;
- создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и обеспечение жилищных прав граждан;
- ликвидация в <адрес> аварийного жилищного фонда, признанного до <дата> аварийным в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории муниципальных образований в <адрес>, до <дата>;
Основные задачи программы предусматривают выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;
Приложениями №№ и 2 Программы перечень аварийных многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам расселения.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от <дата> исковые требования Понамарчук Н.А. к Администрации МО «<адрес>» об обязании выкупить у неё жилое помещение в соответствии с условиями Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> № были оставлены без удовлетворения.
При рассмотрении дела судом установлено, что многоквартирный жилой <адрес> непригодным для проживания, а также аварийным и подлежащим сносу не признавался. Также при рассмотрении иска судом была дана оценка заключению межведомственной комиссии от <дата> о признании жилого помещения по адресу <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
В силу ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что поскольку ранее, до <дата> многоквартирный дом по <адрес> аварийным не признавался и соответственно он не мог быть включен в перечень аварийных многоквартирных домов подлежащих расселению по условиям Республиканской адресной программы, утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> №.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что квартира по адресу <адрес> была признана непригодной для проживания только <дата> суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд также учитывает, что условия программы утвержденной Постановлением правительства № от <дата> не предусматривают возможность включения в неё одной из квартир многоквартирного жилого дома, в настоящее время права истца на переселение из непригодного жилого помещения могут быть реализованы в соответствии с условиями Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной постановлением Правительства РБ от <дата> №
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Понамарчук Н. А. к Администрации МО «<адрес>» об обязании выкупить жилое помещение в соответствии с Республиканской адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в <адрес> в <дата>», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия от <дата> № – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 03 июня 2017 года
Судья В.В.Атрашкевич