Дело № 2-616/2022
УИД 44RS0003-01-2022-000924-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Поназыревского района Костромской области Лодыгиной Е.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов,
У С Т А Н О В И Л:
И.о. прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Поназыревского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления в деятельности администрации Поназыревского муниципального района Костромской области законодательства. По результатам проведения проверки в ее деятельности выявлены нарушения указанного законодательства.В ходе проверки выявлена несанкционированная свалка, находящаяся на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7). При этом данная свалка не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов на территории Костромской области. Вместе с тем, администрацией Поназыревского района не приняты меры по уборке несанкционированной свалки, прилегающей к землям лесного фонда. Тем самым, нарушаются требования законодательства о пожарной безопасности в лесах, об отходах производства и потребления. Непринятие мер по уборке данной свалки создает угрозу возникновению пожара и распространения его на территорию лесного фонда, что нарушает права неопределенного круга лиц. Определить перечень данных граждан не представляется возможным, поскольку обеспечение благоприятных и безопасных условий жизни не связано с жизнедеятельностью конкретного человека, мероприятия в данной сфере призваны способствовать благополучию всех граждан на подведомственной территории, в связи с чем, прокурором предъявляется настоящее исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц. Имеющие место обстоятельства оказывают негативное воздействие на природу и нарушают гарантированное Конституцией РФ право граждан на благоприятную окружающую среду. Прокурором района 21 апреля 2022 года заместителю главы администрации городского поселения поселок Поназырево внесено представление, которое не удовлетворено. Истец просил возложить обязанность на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконной свалки отходов, расположенной на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Поназыревского района Лодыгина Е.А. поддержала заявленные требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Слепнева О.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
На основании ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (п. 9), утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами (п. 19).
Согласно статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В пункте 1статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В силу ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия.
Также, согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона Российской Федерации от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
На основании п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Поназыревского района Костромской области проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления в деятельности администрации Поназыревского муниципального района Костромской области законодательства.
Согласно акта от 12 апреля 2022 года по результатам проверки, проведенной заместителем прокурора Поназыревского района Костромской области, выявлена несанкционированная свалка, находящаяся на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающему к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7), к акту приложены фотографии, подтверждающие наличие свалки на вышеуказанном земельном участке (л.д. 15-18).
21 апреля 2022 года прокурором Поназыревского района Костромской области главе администрации Поназыревского муниципального района Костромской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а именно принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, находящейся на земельном участке, прилегающему к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7) (л.д. 8-14).
В ответе главы администрации городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области от 24 мая 2022 года указано, что в целях устранения допущенных нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления выполнены следующие мероприятия: в рамках реализации программы «Местные инициатива» заключен муниципальный контракт с ИП Метельковой Ириной Львовной на ремонт 13 контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами, так же направлена заявка исх. № 1250 от 23 мая 2022 года на заключение договора по ремонту контейнерных площадок с МКУП «Поназыревское ЖКХ», в рамках реализации программы «Местные инициативы» в номинации благоустройства общественных территорий будет благоустроена контейнерная площадка на рыночной площади (л.д.13-14).
Таким образом, факт наличия несанкционированной свалки, находящейся на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7) не оспаривался ответчиком.Кроме того, из письменных пояснений представителя ответчика следует, что администрация Поназыревского муниципального района Костромской области признает заявленные исковые требования в полном объеме.
Суд считает установленным, что и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области обратился в суд с требованиями в интересах неопределенного круга лиц. Данные полномочия предоставлены ему в силу положений ч. 1 ст.45 ГПК РФ и стороной ответчика не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо проведение определенных процедур, суд считает разумным установить срок для организации ликвидации незаконной свалки твердых коммунальных отходов, расположенной на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7).
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора, направленные на защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в части возложения обязанности на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконной свалки отходов, расположенной на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области организовать ликвидацию незаконной свалки отходов, расположенной на территории населенного пункта городского поселения поселок Поназырево на земельном участке, прилегающем к территории государственного лесного фонда (2-е Поназыревское лесничество, выдел 26, квартал 7)в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.В. Семенова
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года.