Решение по делу № 2а-1202/2019 от 16.05.2019

Дело № 2а-1202/2019

47RS0011-01-2019-001030-52

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов                                15 июля 2019 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Бочарова И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области к Вахмянину Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Ленинградской области (далее – МИФНС № 8) обратилась в суд с административным иском к Вахмянину Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2016 год в размере 4087 руб. 00 коп., пени в размере 80 руб. 19 коп.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Вахмянин О.В. являлся собственником транспортных средств, являющихся объектом налогообложения. В связи с уклонением административного ответчика от добровольного исполнения обязанности по уплате налогов, на основании налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, а также требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ , налоговый орган обратился с заявлением на выдачу судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 51 Ломоносовского района Ленинградской области был вынесен судебный приказ в отношении Вахмянина О.В. о взыскании задолженности, который был отменен ДД.ММ.ГГГГ, в связи с поступившими возражениями налогоплательщика. По этой причине налоговый орган обратился в суд в исковом порядке.

Представитель административного истца МИФНС № 8 просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.

Административному ответчику Вахмянину О.В. была направлена корреспонденция о наличии административного дела в производстве Ломоносовского районного суда Ленинградской области, однако указанный конверт был возвращен в суд за истечением срока хранения.

В соответствии с п. 3 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Учитывая, что административным истцом заявлено требование о взыскании с ответчика обязательных платежей, размер которых не превышает двадцати тысяч рублей, суд рассматривает дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

    Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ч. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Согласно ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.

Согласно ч. 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Судом установлено, что согласно сведениям, предоставленным органами ГИБДД г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в собственности Вахмянину О.В. находились следующие транспортные средства, подлежащие налогообложению в соответствии с Налоговым кодексом РФ (л.д. 12, 14):

- MAZDA FAMILIA, государственный регистрационный знак , 1987 года выпуска;

- SUBARU FORESTER, государственный регистрационный знак , 1999 года выпуска.

С учетом сведений об объектах права собственности МИФНС № 8 по Ленинградской области сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором административному ответчику предложено до ДД.ММ.ГГГГ оплатить транспортный налог за 2016 год по автомобилю MAZDA FAMILIA, государственный регистрационный знак , в сумме 3130 руб. 00 коп., а также транспортный налог за 2016 год по автомобилю SUBARU FORESTER, государственный регистрационный знак , в сумме 9177 руб. 00 коп., а всего на сумму 12307 руб. 00 коп. (л.д. 15).

В связи с неуплатой налога в установленный срок в адрес Вахмянину О.В. МИФНС № 8 по Ленинградской области было направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить имеющуюся недоимку по транспортному налогу в сумме 12307 руб. 00 коп., а также пени в размере 241 руб. 42 коп. (л.д. 19).

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В тоже время в абз. 2, 3 п. 2 ст. 48 НК РФ оговорено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Определением мирового судьи судебного участка № 51 Ломоносовского района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ был отменен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Вахмянина О.В. недоимки по транспортному налогу (л.д. 11).

Согласно положениям ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в административном иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Определение в законе срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено, обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске. В этом случае принудительная (судебная) защита прав истца, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Налоговым законодательством предусмотрены специальные сроки по требованиям об уплате налога, пени, отличные от установленных в КАС РФ.

МИФНС № 8 обратилось в суд с исковым заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 6-ти месячного срока, предусмотренного ч. 3 ст. 48 НК РФ, со дня вынесения определения от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа, истекшего ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах МИФНС России № 8 по Ленинградской области пропущен срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

Административным истцом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и должна знать и соблюдать правила обращения с иском в суд. Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Суд исходит из того, что установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных на это причин.

Вследствие чего суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, в связи пропуском административным истцом срока обращения в суд.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Ленинградской области к Вахмянину Олегу Владимировичу о взыскании задолженности по налогам и пени.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года.

Судья:                                 И.А. Бочаров

2а-1202/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС № 8 по Ленинградской области
Ответчики
Вахмянин Олег Владимирович
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Бочаров Илья Александрович
Дело на сайте суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
16.05.2019Регистрация административного искового заявления
16.05.2019Передача материалов судье
20.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
15.07.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
15.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.08.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.09.2019Судебное заседание
19.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее