Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 августа 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего: судьи Магомедова И.М., при секретаре - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству финансов РД, третьи лица: МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшение жилищных условий» <адрес>, Министерство образования РД, о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «<адрес>», Министерству финансов РД о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состою в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жильем в администрации <адрес> на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении протокола жилищной комиссии при Администрации <адрес>». Была поставлена в очередь под номером № от 03.09.2014г..
После достижения совершеннолетия у меня есть законное право на основании ст. 8 закона № 159-ФЗ получить жилье без очереди. Однако по настоящее время я не обеспечена жилым помещением.
Считаю, что наличие очереди для сирот противоречит законодательству. Так, жилье сиротам должно предоставляться немедленно после достижения 18 лет. Ни статья 8 закона № 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс РФ не предусматривает формирования очередности для людей, отнесенных к сиротам.
Истец просит суд обязать администрацию <адрес> предоставить мне ФИО1 30.08.1995г.р., вне очереди предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов РД в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета в администрацию ГОсВД «<адрес>» субвенций в объеме, необходимом для обеспечения жилым помещением в соответствии с нормами предоставления жилья.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «<адрес>».
Представитель истца по доверенности и ордеру адвокат ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям, и просила суд удовлетворить иск ее доверителя.
В судебном заседании представитель МКУ «Управление по жилищным вопросам» <адрес> по доверенности ФИО5 иск не признала, просила суд в удовлетворении иска отказать.
Представитель соответчика - Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела
Представитель соответчика Министерства финансов Республики Дагестан в судебное заседание не явился, при наличии сведений о надлежащем извещении. В представленных в материалы дела письменных возражениях просит суд в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что Законом РД от ДД.ММ.ГГГГ № обязанность обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на местные органы власти.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Министерства образования и науки Республики Дагестан и МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации ГОсВД «<адрес>», в судебное заседание не явились, письменных пояснений не представили.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения но договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и лиц из их числа относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Статьей 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и лиц из их числа.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.
Из пункта 2 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что Министерство образования и науки Республики Дагестан определено уполномоченным органом, осуществляющим контроль за исполнением указанных государственных полномочий.
Кроме того, согласно пунктам 4.58 и 4.8 Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, данное министерство реализует государственную политику в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных на эти цели.
Пунктом 1 части 1 статьи 27 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в <адрес>» предусмотрено, что Министерство финансов Республики Дагестан составляет проект республиканского бюджета и представляет его в Правительство Республики Дагестан.
Частью 3 статьи 27 Закона № определено, что Министерство финансов Республики Дагестан несет ответственность за осуществление бюджетных полномочий, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и данным законом.
В судебном заседании установлено, что истец относится к категории детей-сирот. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежавших обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД <адрес>.
Жилого помещения, закрепленного или находящегося в собственности, не имеет. Однако до настоящего времени Администрацией <адрес> жилое помещение истцу для проживания не предоставлено по причине недостаточности выделяемых субвенций из бюджета РД на эти цели. Министерство финансов РД не выделило в достаточном размере субвенции Администрации <адрес> для финансирования расходов по приобретению или строительства жилья для передачи их сиротам.
Указанные обстоятельства, а также обоснованность постановки на учет истца по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, ответчиками не оспариваются.
Доводы представителя Администрации <адрес> суд считает несостоятельными. Гарантированное законом право истца, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от момента выделения органам местного самоуправления денежных средств на эти цели.
В законе отсутствует указание на предоставление жилых помещений названной категории граждан в порядке очередности исходя из времени принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, включения в список детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, суд считает требования иска подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 к Администрации ГОсВД «<адрес>» ИНН 1020502625219, Министерству финансов РД ИНН 1020502523535 третьи лица: МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшение жилищных условий» <адрес> и Министерство образования РД, о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию «ГОсВД «<адрес>» предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан в администрацию ГОсВД «<адрес>» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения жилым помещением в соответствии с нормами предоставления жилья.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения, через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий И.М. ФИО2