Дело № 3а-377/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2016 года г. Красногорск
Московская область
Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горохова Сергея Васильевича об оспаривании действий и возложение обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению сведений о кадастровой стоимости участков,
у с т а н о в и л :
Горохов С.В. обратился в Московский областной суд 18 февраля 2016 года с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, устранении технической ошибки.
В обоснование требований административный истец указал, что ему на праве собственности принадлежат два земельных участка с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76 земли сельскохозяйственного назначения разрешенный вид использования для дачного строительства расположенные в Серебряно-Прудском районе Московской области. Данные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:64. Сведения о вновь образованных участках внесены в государственный кадастр объектов недвижимости 05 августа 2013 года. Земельный участок с кадастровым номером 50:39:0020201:75 снят с кадастрового учета 20 февраля 2014 года в связи с разделом. Земельные участки не были внесены в перечень земельных участков, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 01 января 2013 года и их кадастровая стоимость установлена не была. Как следует из кадатсровых справок о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 определена по состоянию на 01 ноября 2013 года, 01 января 2014 года и 01 января 2015 года исходя из распоряжения №121-РМ Министерства экологии и природопользования от 23 декабря 2009года утвердивших результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО». Средний удельный показатель кадастровой стоимости по распоряжению в размере 2 402.59 рублей. Полагает, что после утверждения результатов государственной кадастровой оценки Распоряжением №564-РМ кадастровая стоимость участков подлежала определению заново с даты внесения сведений об участках, то есть с 05 августа 2013 года исходя из расчета удельного показателя преобразуемого участка с кадастровым номером 50:39:0020201:64 равного 264.00 рублей. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 исчислена из удельного показателя 564-РМ лишь 06 августа 2015 года, что подтверждается справкой о кадастровой стоимости объектов недвижимости. Тогда же сведения о новой кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр объектов недвижимости. Полагает, что ФГБУ «ФКП Россреестра» по МО в 10-ти дневным срок не внесены предусмотренные законом сведения о новой кадастровой стоимости рассчитанной исходя из распоряжения №564-РМ по состоянию на 08 августа 2013 года, что явствует о наличии кадастровой ошибки выразившееся во внесении сведений кадастровой палатой лишь 06 августа 2015 года и влечет уплату налога в повышенном размере. Просит признать недостоверными архивные сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и кадастровым номером 50:39:0020201:76 исчисленной из удельного показателя утвержденного 121-РМ. Определит кадастровую стоимость из расчета удельного показателя, утвержденного 564-РМ. Внести сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в ГКН с даты внесения сведений о земельных участках, то есть с 08 августа 2013 года, аннулировав имеющиеся сведения. В последующей (л.д.34-39) представитель истца просил исправить техническую ошибку в сведениях о кадастровой стоимости земельных участков.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности Феофанов К.А. требования уточнил путем изменения предмета иска просил признать незаконными действия филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе земельных участков с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76; возложить обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с 05.08.2013 года и внесению сведений о кадастровой стоимости участков с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76 из расчета среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования МО №564-РМ.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по МО по доверенности Ластовская М.Е. возражала против заявленных требований, указав, что земельный участок с кадастровым номером 50:39:0020201:76 и кадастровым номером 50:39:0020201:75 образованы в результате раздела участка с кадастровым номером 50:39:0020201:64. Сведения о вновь образованных участках внесены в ГКН 05 августа 2013 года. Кадастровая стоимость была рассчитана исходя из действующего на тот момент распоряжения №121-РМ. Земельному участку с кадастровым номером 50:39:0020201:75 присвоен статус архивный с 20 февраля 2014 года. На момент обращения с требованиями права истца не затронуты, поскольку кадастровая стоимость не применяется. В отношении участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 кадастровая стоимость рассчитана в соответствии с Методическими рекомендациями филиалом в связи с проведением работ по актуализации результатов кадастровой стоимости оценки земель с применением удельного показателя утвержденного распоряжением №564-РМ по состоянию на дату внесения сведений об участке, то есть на 05 августа 2013 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ГКН 06 августа 2015 года. Законом временного периода для пересчета кадастровой стоимости не установлено. Не усматривает наличие кадастровой ошибки и не видит оснований для удовлетворения требований с учетом уточнений в целом.
Представитель Министерства имущественных отношений МО возражал против заявленных требований.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, проверив и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость.
Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.
Как усматривается из материалов дела, истцу Горохову С.В. на праве собственности принадлежат два земельных участка земли сельскохозяйственного назначения разрешенный вид использования для дачного строительства с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76, расположенные в Серебряно-Прудском районе Московской области.
Данные земельные участки образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:64. Сведения о вновь образованных участках внесены в государственный кадастр объектов недвижимости (далее ГКН) 05 августа 2013 года (решение №МО-13/РКФ-362333).
Как установлено судом и следует из представленных документов, на момент образования земельных участков на территории Московской области действовали результаты государственной кадастровой оценки, утвержденные распоряжения №121-РМ для земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО Министерства экологии и природопользования от 23 декабря 2009года.
Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 50:39:0020201:76 и кадастровым номером 50:39:0020201:75 рассчитана филиалом в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний (утвержденных приказом Минэкономразвития России №222 от 12.08.2006 года) по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка из среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для дачного строительства, утвержденного распоряжением №121-РМ в размере 2402.59 рублей.
Вновь образованные земельные участки истца не были внесены в перечень земельных участков, в отношении которых проведены работы по государственной кадастровой оценке земель по состоянию на 01 января 2013 года в связи, с чем их кадастровая стоимость установлена не была.
Результаты очередной государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) Московской области утверждены распоряжением №564-РМ и вступили в силу с 26 ноября 2013 года, внесены в ГКН 06 декабря 2013 года и подлежат применению с 01 января 2014 года.
В соответствии с положениями статей 24.11-24.17 Федерального закона 135-ФЗ «Об оценочной деятельности Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Таким образом, если земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет, либо внесен в ГКН как ранее учтенный в период проведения государственной кадастровой оценки, при пересчете кадастровой стоимости в рамках Полномочий Учреждения в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний, датой определения будет являться дата внесения сведений о таком земельном участке в ГКН.
При этом Методические указания не содержат специальных норм, уточняющих дату определения кадастровой стоимости земельных участков в случаях, приведенных в пункте 2.4 Методических указаний, не вошедших в сформированный перечень.
Как следует из материалов дела в результате проведения на территории Московской области работ по актуализации результатов кадастровой оценке земель в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности» и Правил проведения государственной кадастровой оценке земель, утвержденных постановление Правительства РФ от 08 апреля 2000 года №316 филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области 06 августа 2015 года произведен расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земель, предназначенных для дачного строительства утвержденного распоряжением №564-РМ. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в реестр объектов недвижимости 06 августа 2015 года по состоянию на дату 01 января 2013года.
Как установлено в ходе рассмотрения дела при обращении административного истца филиалом была обнаружена и устранена кадастровая ошибка, а именно: дата по состоянию на которую определена кадастровая стоимость в ГКН, изменена с 01 января 2013 года на 05 августа 2013 года (дата внесения сведений о вновь образованном объекте недвижимости).
Из анализа приведенного выше следует, что филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по МО 05 августа 2013 года внесены в ГКН сведения о вновь образованных земельных участках с кадастровым номером 50:39:0020201:76 и 50:39:0020201:75. На момент внесения сведений филиалом в рамках предусмотренного законом порядка произведен расчет кадастровой стоимости вновь образованных объектов недвижимости исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков, предназначенных для дачного строительства утвержденной распоряжением №121-РМ. Оснований для исчисления кадастровой стоимости, на момент образования участков исходя из распоряжения №564-РМ, у филиала не имелось, поскольку распоряжение №564-РМ на территории Московской области действует с 29 ноября 2013 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что филиал при определении кадастровой стоимости участков на момент их образования действовал в соответствии с законодательством и определил кадастровую стоимость земельных участков истца исходя из удельного показателя уьверэженного №121-РМ.
В последующем 06 августа 2015 года филиалом произведен пересчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 с применением результатов кадастровой стоимости распоряжением №564-РМ. Действующая на момент рассмотрения дела кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 в размере 35 911 128 рублей рассчитана по состоянию на 05 августа 2013 года, то есть на момент внесения сведений о вновь образованном земельном участке.
Учитывая, что действующим законодательством не определен срок для осуществления действий органом кадастрового учета по актуализации результатов кадастровой оценки земель Московской области суд не усматривает со стороны филиала бездействия.
Административным истцом заявлены требования о возложении на административного ответчика обязанность по исключению сведений из ГКН о кадастровой стоимости с даты внесения сведений о земельных участках и внесение в ГКН с даты внесения сведений о земельных участках, то есть с 05 августа 2013 года кадастровую стоимость участков исходя из значения среднего удельного показателя утвержденного распоряжением Минэкологии МО №564-РМ.
Однако из приведенного выше, а также материалов дела прямо следует, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:39:0020201:76 указанные истцом действия филиалом произведены. Кадастровая стоимость земельного участка определена исходя из распоряжения 564-РМ по состоянию на 05 августа 2013 года.
Относительно участка административного истца с кадастровым номером 50:39:0020201:75, то, как установлено судом, данный участок снят с кадастрового учета 20 февраля 2014 года, право собственности на участок у истца прекращено 31 января 2014 года.
В соответствии с пунктом 53 приказа Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости” сведения государственного кадастра недвижимости о вышеуказанном земельном участке присвоен статус «архивный».
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 7 названного Федерального закона определен перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, а именно о его уникальных характеристиках и дополнительных сведений, к которым пунктами 11 и 24 части 2 отнесены сведения о кадастровой стоимости и прекращении существования объекта недвижимости (дата снятия с кадастрового учета).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 поименованного Федерального закона сведений об объекте недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 14 Постановления от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Таким образом, с момента снятия участка с государственного учета данный земельный участок перестал быть объектом недвижимости, подлежащим государственному кадастровому учету, следовательно, у филиала не имеется законных оснований для осуществления действий по пересчету кадастровой стоимости объекта недвижимости. На момент обращения с данными требованиями (18 февраля 2016 года) право у административного истца на применение результатов кадастровой стоимости не сохранилось.
Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели ряд новых правил в порядке определения налоговой базы по земельному налогу.
Согласно абз. четвертому п. 1 ст. 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391 НК РФ.
Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
Абзац 5 пункта 1 комментируемой статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
При этом в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибкой в государственном кадастре недвижимости является техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Судом на момент рассмотрения дела не установлено наличие технической ошибки допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости по внесению сведений об актуальной стоимости земельного участка административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 227-228,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
р е ш и л :
требования Горохова Сергея Васильевича о признании незаконными действий филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по внесению сведений о кадастровой стоимости и об удельном показателе земельных участков с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76; возложение обязанности на филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области по исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с 05.08.2013года и внесению сведений о кадастровой стоимости участков с кадастровым номером 50:39:0020201:75 и 50:39:0020201:76 из расчета среднего удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования МО №564-РМ- оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Ю. Елизарова