Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2013 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Хачатрян С.А.,
с участием заместителя Солнечногорского городского прокурора Орищенко М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кукушкиной Любови Александровны об отмене решения избирательной комиссии,-
УСТАНОВИЛ:
Кукушкина Л.А. обратилась в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района от 20 августа 2013 года № 65/33-9 о регистрации Петрика А.И. кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение Соколовское.
Заявление мотивировано тем, что она является зарегистрированным кандидатом на туже выборную должность.
При ознакомлении с документами, представленными для регистрации выдвинутого политической партией ЛДПР кандидата Петрика А.И. ею выявлено:
- в заявлении Петрика о согласии баллотироваться не правильно указанное место работы не совпадает с наименованием организации в справке;
- к заявлению о согласии баллотироваться приложена копия паспорта без страницы с отметкой о регистрации;
- сведения об имуществе и о доходах кандидата представлены не по установленной форме;
- с первым финансовым отчетом не представлена банковская справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете, сам отчет составлен не по утвержденной форме;
- избирательным объединением не представлена заверенная копия паспорта кандидата, ТИК не была извещена о конференции по выдвижению кандидата.
Петрик А.И. с заявлением не согласился, указав, что все необходимые документы им предоставлены, сведения сообщены. О недостатках в сведениях и копии паспорта ТИК его не извещала. В день сдачи документов, он предъявлял избирательной комиссии свой паспорт, сдавал несколько копий всех страниц паспорта, поскольку баллотировался и в депутаты, был зарегистрирован по многомандатному избирательному округу. На заседании ТИК 29 июля 2013 года, и позднее он просил принять копию паспорта со страницей о его регистрации, но она была принята только 16 августа после рассмотрения жалобы избирательной комиссией Московской области.
Представитель Московского областного отделения партии ЛДПР доводы заявителя просил отклонить. Пояснил, что имеющиеся недостатки не препятствую идентификации кандидата и его регистрации. Подтвердил доводы Петрика о бездействии ТИК по уведомлению кандидата о необходимости предоставить сведения о регистрации. ТИК был заблаговременно извещен о планируемой конференции для выдвижения кандидатов на рассматриваемые выборы. Описка в номере конференции значения не имеет.
Представитель территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района оставил разрешения заявления на усмотрение суда. Пояснил, что действительно Петрик не извещался ТИК о необходимости устранить недостатки. Извещение о проведении конференции от МОО ЛДПР было получено в срок.
Прокурор в своем заключении с заявлением не согласился.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 19 июня 2013 года представительным органом местного самоуправления муниципального образования сельское поселение Соколовское принято решение о назначении и проведении 08 сентября 2013 года выборов на должность главы муниципального образования сельское поселение Соколовское по единому избирательному округу.
19 июля 2013 года Петрик А.И. в ТИК подал заявление о согласии баллотироваться кандидатом на выборную должность главы муниципального образования сельское поселение Соколовское, как выдвинутым МООП ЛДПР.
Выдвижение кандидата осуществлено на конференции МООП ЛДПР 06 июля 2013 года.
В соответствии со ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов, списков кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
В силу ст. 27 ФЗ "О политических партиях" политическая партия обязана извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.
О проведении МООП ЛДПР конференции ТИК извещена уведомлением от 04 июля 2013 года. В уведомлении указаны сведения о времени и месте проведения конференции, повестке дня. Получение такого уведомления подтвердил представитель ТИК. Соответственно, доводы заявителя о не извещении ТИК политической партией о проведении конференции, не состоятельны. Несоответствие нумерации в наименовании конференции (в извещении указано 60-я конференция, а в протоколе о ее проведении - 61-я) значения не имеет, поскольку законом не определено обязательное указание порядкового номера собрания политической партии.
Доводы заявителя о не предоставлении в ТИК политической партией заверенной копии паспорта выдвинутого кандидата правового значении не имеет, поскольку положениями ст. 35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и положениями ст. 26 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» такая обязанность на избирательное объединение возложена при выдвижении кандидатов и списков кандидатов по многомандатному или одномандатному избирательному округу.
В силу же положений ст. ст. 4 Закона МО если уставом муниципального образования предусмотрены выборы главы муниципального образования, то указанные выборы проводятся по единому избирательному округу. Выборы главы муниципального образования сельское поселение Соколовское назначены и проводятся по единому избирательному округу.
Согласно ст. 28 Закона МО «О муниципальных выборах в Московской области» прием документов от кандидатов и их представителей, необходимые для регистрации, представляются в избирательную комиссию не позднее чем за 42 дня до дня голосования, т.е. до 27 июля 2013 года.
Избирательная комиссия в течение десяти дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования, т.е. до 06 августа 2013 года обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, либо об отказе в регистрации.
29 июля 2013 года на заседании территориальной избирательной комиссии принято решение об отказе в регистрации Петрику А.И. кандидатом. Решение мотивировано:
- к заявлению о согласии баллотироваться Петрик не приложил паспорт гражданина РФ;
- с первым финансовым отчетом не представлена банковская справка об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.
Решением избирательной комиссии Московской области от 01 августа 2013 года жалоба Петрика А.И. удовлетворена. Решение ТИК об отказе в регистрации Петрика отменено как незаконное. Со стороны ТИК выявлено нарушение требований п.1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", выразившееся в неизвещении кандидата о выявлении неполноты сведений о кандидате и несоблюдения требований закона к оформлению документов. Указанным решением на ТИК возложена обязанность по устранению нарушений и по регистрации кандидата.
09 августа 2013 года на заседании ТИК Петрику вновь отказано в регистрации кандидатом по тем же основаниям.
Решением избирательной комиссии Московской области от 15 августа 2013 года жалоба Петрика А.И. повторно удовлетворена. Решение ТИК об отказе в регистрации Петрика вновь отменено как незаконное. Со стороны ТИК выявлено неоднократное нарушение требований п.1.1 ст. 38 ФЗ.
В судебном заседании Петрик пояснил, что и при сдаче документов и при принятии решений, он присутствовал. При нем имелся как паспорт, так и его копии. Две копии паспорта им были сданы в ТИК с заявлениями о согласии баллотироваться как на должность главы муниципального образования сельское поселение Соколовское, так и в депутаты Совета депутатов того же муниципального образования. Копии сверялись с оригиналом и каких-либо замечаний у представителя ТИК не возникло. О недостатках одной из копий паспорта в виде отсутствия листа с отметкой о регистрации по месту жительства он со стороны ТИК не извещался. И 29 июля, и 08 августа 2013 года на заседаниях ТИК он предъявлял паспорт, предлагал недостающую копию страницы, но принять ТИК отказалась. Сдать копию страницы паспорта ему удалось только 16 августа, что следует из расписки.
Представитель ТИК в судебном заседании пояснил, что действительно Петрик о недостатках в предоставленной копии паспорта не извещался. При участии кандидата в сдаче документов и на заседании ТИК, им представляется паспорт для удостоверения личности. 19 июля 2013 года Петриком в ТИК сдано заявление о согласии баллотироваться с приложенной копией своего паспорта на 11 листах, что следует из расписки в подтверждении приема документов.
Таким образом, отсутствие в документах приложениях к заявлению Петрика о согласии баллотироваться на 06 августа 2013 года копии страницы паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства как подтверждение достоверности сведений о месте жительства кандидата, обусловлено бездействием ТИК, в неисполнении обязанности известить кандидата об этих недостатках.
20 августа 2013 года ТИК принято решение № 65/33-9 о регистрации Петрика А.И. кандидатом на выборную должность. При этом, на указанную дату Петрику извещение о недостатков со стороны ТИК так и не вручено.
Оспариваемое Кукушкиной Л.А. решение ТИК принято 20 августа 2013 года. На день, предшествовавший регистрации в ТИК имелась копия паспорта Петрика в т.ч. и с отметкой о регистрации, сданная им 16 августа 2013 года. Соответственно, принцип равенства кандидатов, предполагающий не только выполнение кандидатом определенных обязанностей но и право на соблюдение обязанностей ТИК по отношению к кандидату, при выдвижении и регистрации Кукушкиной не нарушен. Сведения о месте жительства, указанные Петриком в заявлении о согласии баллотироваться им подтверждены и достоверны.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 59 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Законом Московской области ( ст. 47 и ч. 1 ст. 54) предусмотрена обязанность кандидата представить в соответствующую избирательную комиссию первый финансовый отчет одновременно с документами для регистрации кандидата.
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
В соответствии с п.п. 6.7 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области "12" мая 2008 г. N 515 финансовый отчет составляется по форме, приведенной в приложении №7, содержащий указание на подтверждение (заверение) остатка средств избирательного фонда на дату сдачи отчета банковской справкой.
Первый финансовый отчет кандидатом Петриком составлен в соответствии с установленной формой и сдан в ТИК 19 июля 2013 года. С первым финансовым отчетом сданы представленные отделением Сбербарка России, в котором открыт специальный избирательный счет кандидата, сведения о поступлении денежных средств, с отражением сведений об остатке средств на счете на ту же дату, которые соответствуют сведениям в первом финансовом отчете кандидата. Доказательств обратного не представлено. Права заявителя на ознакомление с достоверными сведениями другого кандидата о расходовании средств избирательного фонда, не нарушены. Кроме того, согласно не оспоренного решения избирательной комиссии Московской области, предоставление требуемых для регистрации кандидата документов подтверждено.
Согласно п. 2 ст. 33 ФЗ в заявлении о согласии баллотироваться указывается в т.ч. основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В заявлении о согласии баллотироваться Петрик А.И. указала основное место работы: «ООО «СК Гор-Газ», главный инженер» К заявлению приложена справка, выданная ООО «Строительная компания «Гор-Газ» о том, что Петрик работает в указанной организации (ООО «СК «Гор-Газ») в должности главного инженера.
Соответственно, на 29 июля 2013 года кандидатом Петриком представлены сведения об основном месте работы и занимаемой должности. Избирательная комиссия имела документы о подтверждении этих сведений. Имеющиеся сокращения не препятствуют однозначному восприятию и прочтению этих сведений.
В заявлении Петрика о согласии баллотироваться отражено его обязательство в случае избрания на баллотируемую должность прекратить деятельность, несовместимую со статусом выборного должностного лица.
Согласно перечню сданных в ТИК с заявлением о согласии баллотироваться документов, Петриком сданы сведения об источниках доходов, имуществе кандидата и его супруги по форме, установленной в приложении №1 к ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Рукописное заполнение бланков (форм) с перечислением источников поступления денежных средств и их размеров, не противоречат установленным правилам и не препятствуют их однозначному прочтению.
Согласно п. 6 ст. 76 ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом в порядке, предусмотренном статьей 75 названного ФЗ, по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 ФЗ, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 ст. 38 ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата, в том числе:
- для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" (подпункт «б»);
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);
- наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»);
- отсутствие в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 этого Федерального закона, иным законом (подпункт «в.2»).
Совокупность требований, содержащихся в п.п.2-3 ст.33 Федерального закона предназначена для возможности идентифицировать лицо, обращающееся с заявлением о регистрации в качестве кандидата.
На дату принятия ТИК оспариваемого решения, предусмотренные законом сведения о кандидате и подтверждающие их документы, были предоставлены.
Оснований для отмены регистрации кандидата заявителем не приведено и в судебном заседании не установлено. Пассивное избирательное право заявителя на участие в выборах на равных основаниях с другим кандидатом, не нарушено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 199, 245,259- 261 ГПК РФ,-РЕШИЛ:
Заявление Кукушкиной Любови Александровны об отмене решения территориальной избирательной комиссии Солнечногорского района Московской области от 20 августа 2013 года № 65/33-9 о регистрации Петрика Анатолия Ивановича кандидатом на должность главы муниципального образования сельское поселение Соколовское, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московской областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течении 5 дней. Решение суда в окончательной форме составлено 24 августа 2013 года.
Судья А.Г. Орлов