№ 2-436/2016
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Суровикинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Беляевсковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Азбаевой И.С.,
22 июля 2019 года г. Суровикино Волгоградской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Юдину Е.В. о взыскании затрат на обучение,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее по тексту ОАО «РЖД») обратилось в суд с иском к Юдину Е.В. на том основании, что приказом №6 от 12 января 2018 года начальника Чирской дистанции пути – структурного подразделения Приволжской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиал ОАО «РЖД» Юдин Е.В. был принят на работу в на должность монтера пути второго разряда с 15 января 2018 года.
20 февраля 2018 года между ОАО «РЖД» и Юдиным Е.В. был заключен ученический договор №5 на обучение профессии «монтер пути 2-3 квалификационных разрядов» на базе Волгоградского техникума железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО РГУПС в период с 5 марта 2018 года по 23 апреля 2018 года.
Приказом №35 от 20 февраля 2018 года ответчик направлялся на обучение в Волгоградский техникум железнодорожного транспорта с 5 марта 2018 года по 23 апреля 2018 года.
Во исполнение условий ученического договора ответчик был переведен на должность монтера 3-го разряда.
ОАО «РЖД» понесло расходы на обучение ответчика. Согласно справке, выданной Волгоградским техникумом железнодорожного транспорта – филиалом ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», себестоимость обучения ответчика составила 6 226 рублей 38 копеек. Командировочные расходы составили 5 960 рублей. Кроме того, во время обучения Юдина Е.В. ОАО «РЖД» выплатило ему стипендию на общую сумму 16 388 рублей 89 копеек. Таким образом, сумма средств, затраченных ОАО «РЖД» на обучение ответчика, составила 28 575 рублей 27 копеек.
Ученическим договором (п. 3.1.7) предусмотрено, что обучаемый работник обязан проработать в соответствии с полученной профессией в ОАО «РЖД» не менее шести месяцев после обучения. Однако в нарушение данного пункта согласно приказу №133 от 27 июля 2018 года на основании личного заявления Юдин Е.В. был уволен 10 августа 2018 года по собственному желанию, не отработав 74 дня.
ОАО «РЖД» были приняты меры для досудебного урегулирования спора, а именно ответчику была направлена претензия, которая была оставлена без удовлетворения.
В настоящее время сумма задолженности Юдина Е.В. за обучение с учетом отработанного времени составляет 11 555 рублей 03 копейки.
Истец просит взыскать с Юдина Е.В. в пользу ОАО «Российские железные дороги» денежные средства, затраченные на обучение в размере 11 555 рублей 03 копеек и расходы на оплату государственной пошлины в размере 462 рублей.
Представитель истца ОАО «РЖД», будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав исковые требования.
Ответчик Юдин Е.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного судопроизводства.
Учитывая мнение представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» подлежащими удовлетворению.
На основании ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности, об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.
В силу положений статьи 198 ТК РФ работодатель вправе заключать с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
В соответствии со ст.ст. 200, 201 ТК РФ ученический договор заключается на срок, необходимый для обучения по данной профессии, специальности, квалификации и действует со дня, указанного в этом договоре, в течение предусмотренного им срока.
Судом установлено, что 12 января 2018 года между ОАО «Российские железные дороги» в лице начальника Чирской дистанции пути –структурное подразделение Приволжской дирекции инфраструктуры – структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры – филиала открытого акционерного общества Российские железные дороги» Татлова И.С. (работодателем) и Юдиным Е.В. (работником) был заключён трудовой договор № 6, согласно условиям которого Юдин Е.В. был принят на работу на должность монтера пути 2 разряда бригады по неотложным работам станции Чернышков Линейного участка №2 станции Чернышков Эксплуатационный участок №1 (II группа).
20 февраля 2018 года истец заключил с Юдиным Е.В. ученический договор № 5 о получении последним в период с 5 марта 2018 года по 23 апреля 2018 года на базе Волгоградского техникума железнодорожного транспорта специальности монтер пути 2-3 кв.р. Пунктом 3.1.7 указанного договора предусмотрено, что работник обязуется отработать на предприятии не менее шести месяцев с момента окончания обучения на должности, предложенной работодателем, в соответствии с полученной в образовательной организации профессией, специальностью, квалификацией. Условиями ученического договора (п.3.1.10) предусмотрена обязанность работника в случае расторжения трудового договора №5 от 12 января 2018 года до истечения срока, указанного в пункте 1.1 и подпункте 3.1.7 настоящего договора, по инициативе работника, либо по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5-8, 11 части первой статьи 81, пунктом 4 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, работник обязуется возместить затраты 9в том числе выплаченную стипендию), понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически отработанному после окончания обучения времени.
На основании приказа № 35 от 20 февраля 2018 года Юдин Е.В. был направлен на профессиональную подготовку (переподготовку) в РФ Волгоград ВТЖТ – филиал РГУПС сроком на 50 календарных дней с 5 марта 2018 года по 23 апреля 2018 года с целью профессиональной подготовки/переподготовки/обучения второй профессии.
В указанный период, а именно с 5 марта 2018 года по 23 апреля 2018 года Юдин Е.В. прошёл обучение в учебном заведении и получил профессию монтер пути 2-3 квалификационных разрядов, что сторонами не оспорено.
Приказом №44 от 1 марта 2018 года Юдин Е.В. был переведен на другую работу, а именно в бригаду по неотложным работам станции Суровикино Линейного участка №1 станции Суровикино Эксплуатационный участок №2 (II группа) в должности монтера третьего разряда.
Из справки о себестоимости обучения Юдина Е.В., расчётных листков, авансовых отчётов, актов о выполненных работах, проездных документов видно, что на обучение Юдина Е.В. работодатель затратил 28 575 рублей 27 копеек, из которых 5 960 рублей – командировочные расходы, 16 388 рублей 89 копеек – стипендия.
Не отработав установленный ученическим договором срок после окончания обучения, Юдин Е.В. 10 августа 2018 года уволился на основании п. 3 ч.1 ст.77 ТК РФ (по собственному желанию), что подтверждается приказом №133 от 27 июля 2018 года. При этом заявление Юдина Е.В. об увольнении не содержит уважительных причин для расторжения трудового договора.
В соответствии со ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1005-О-О, заключая соглашение об обучении за счет средств работодателя, работник добровольно принимает на себя обязанность отработать не менее определенного срока у работодателя, оплатившего обучение, а в случае увольнения без уважительных причин до истечения данного срока - возместить работодателю затраты, понесенные на его обучение, при их исчислении по общему правилу пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени. Такое правовое регулирование направлено на обеспечение баланса прав и интересов работника и работодателя, способствует повышению профессионального уровня данного работника и приобретению им дополнительных преимуществ на рынке труда, а также имеет целью компенсировать работодателю затраты по обучению работника, досрочно прекратившего трудовые отношения с данным работодателем без уважительных причин.
Согласно представленному истцом расчёту затраты, понесенные ОАО «РЖД» на обучение Юдина Е.В., исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, составляют 11 555 рублей 03 копейки.
Правильность расчёта задолженности с учетом условий ученического договора, представленных истцом документов, подтверждающих затраты на обучение Юдина Е.В., судом проверена, ответчиком размер задолженности каким-либо образом не оспорен.
При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» о взыскании с Юдина Е.В. расходов на обучение обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Истцом при подаче искового заявления в соответствии с требованиями ст.333.19 НК РФ оплачена государственная пошлина в размере 462 рублей, что подтверждается платежным поручением №281792 от 30 мая 2019 года.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку исковые требования ОАО «РЖД» удовлетворены в полном объеме, с ответчика в пользу истца следует взыскать 462 рубля в возврат оплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 11 555 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░░ 03 ░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 462 (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░) ░░░░░, ░ ░░░░░ 12 017 (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 03 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░