Решение по делу № 2-2694/2024 от 19.07.2024

УИД № 38RS0003-01-2024-003536-53

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2024 года                             г. Братск

Братский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи                     Шаламовой Л.М.,

при секретаре                             Кобрысевой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2694/2024 по иску ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области о признании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец Степанов О.Ю. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОСФР по Иркутской области) в котором, с учетом уточнений, просит признать решение ответчика от 13.06.2024 №64747/2024 незаконным в части отказа в досрочном назначении по п.7.ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013; включить периоды его работы с 10.10.1995 по 12.11.1995 в должности штабелевщика, с 13.11.1995 по 27.04.1997, с 16.05.1997 по 31.10.1999 в должности машиниста трелевочной машины на верхнем складе в АООТ «Омский КЛПХ» Братского района Иркутской области в стаж на соответствующих видах работ по п.7 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ; признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии с 06.03.2024.

В обоснование исковых требований указано, что решением ответчика от 13.06.2024г № 64747/24 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.7 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ в связи отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ; так же ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.32 Закона от 28.12.2013г в связи с обращением за назначением страховой пенсии ранее возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию.

При этом ответчик не отрицает, что стаж его работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 чт. 1 ст.32 Закона от 28.12.2013 составляет 23 года 11 месяцев 11 дней, при требуемом - 20 лет, а страховой стаж составляет 26 лет 1 месяц 22 дня, при требуемом - 25 лет; стаж на соответствующих видах работ по п.7 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 составил 10 лет 2 месяца 5 дней при требуемом - 12 лет 6 месяцев.

Вместе с тем, ответчиком необоснованно в стаж на соответствующих видах работ не включены спорные периоды его работы с10.10.1995 по 12.11.1995 в должности штабелевщика, с 13.11.1995 по 27.04.1997, с 16.05.1997 по 31.10.1999 в должности машиниста трелевочной машины на верхнем складе в АООТ «Омский КЛПХ» Братского района Иркутской области.

С октября 1995 г. по октябрь 1999 г. он работал на верхнем складе, работал на трелевочной машине, т.е. трелевал лес от места спила в глубине леса к месту погрузки на лесовозы, которые перевозили лес с верхнего склада на нижний (буферный). Он работал непосредственно в лесу, занимался трелевкой леса, погрузкой спиленного леса на лесовозы, складированием леса в штабеля на верхнем складе. Его работа представляла собой один из этапов общего технологического процесса лесозаготовок.

Таким образом, в спорные периоды он работал у одного и того же работодателя, работал в должности штабелевщика, а затем машиниста трелевочной машины на верхнем складе, т.е. был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок, работал полный рабочий день.

Полагает, что в его специальный стаж по п.7 ч. 1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 должны быть зачтены спорные периоды работы в АООТ «Омский КЛПХ», что даст ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В судебное заседание истец Степанов О.Ю. не явился, извещен надлежащим образом о месте, дате и времени судебного разбирательства.

Представитель истца Амельченко Г.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по доводам и основаниям изложенным в иске, просила заявленные требования удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по Иркутской области Филатова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании и в письменных возражениях, с исковыми требованиями не согласилась, указала, что Степанов О.Ю. обратился в Отделение Фонда 06.03.2024 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением № 64747/24 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Стаж на соответствующих видах работ по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ составил 10 лет 2 месяца 5 дней, при требуемом 12 лет 6 месяцев.

Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ составил 23 года 11 месяцев 11 дней, при требуемом 20 лет.

Страховой стаж составил с учетом постановления Конституционного Суда от 29.01.2004 года № 2п - 26 лет 1 месяц 22 дня, при требуемом - 25 лет.

При определении права ФИО4 на досрочное назначение страховой пенсии по старости было установлено, что в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ.

Спорные периоды с 10.10.1995 по 27.04.1997 и с 16.05.1997 по 31.10.1999 входят в период непрерывной трудовой деятельности с 10.10.1995 по 31.10.1999 в АООТ «Омский КЛПХ». Начало периода приходится на период до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования, а конец периода на период после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования. Указанный период включен в страховой стаж истца и в стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Работодатель не квалифицировал работу истца, как работу на соответствующих видах работ.

Из трудовой книжки серии *** следует, что 10.10.1995 Степанов О.Ю. переведен машинистом трелевочной машины на в/складе. 31.10.1999 уволен в порядке перевода в ОАО ЦКК УЛиЛ.

Из архивной справки от 10.04.2024 № С-209 следует, что с 10.10.1995 Степанов О.Ю. переведен штабелевщиком др/ны ДЗП Южный машинистом ЛТ-154, 31.10.1999 уволен переводом в ОАО ЦКК УЛиЛ.

Из имеющихся документов не усматривается занятость истца в едином технологическом процессе лесозаготовок в течение полного рабочего времени.

Таким образом, решение Отделения Фонда № 64747/24 об отказе Степанову О.Ю. в досрочном назначении страховой пенсии по старости является законным, правовые основания для включения спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ по п. 7 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ отсутствуют.

Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ по общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно Приложению 6 Федерального закона № 400-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 года № 350-ФЗ) возраст, по достижению которого возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в 2020 году увеличивается на 24 месяца, в 2021г. - на 36 месяцев, в 2022 г - на 48 месяцев, в 2023г. - на 60 месяцев.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Пунктами 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными актами.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 400 - ФЗ и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. ст. 11, 12 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Указанной статьей Закона запрещено подтверждение характера работы показаниями свидетелей (п.3).

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

В силу пунктов 11, 37 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н «Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости».

В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона № 173-ФЗ к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, который используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) предоставляет в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Фонд вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, предоставляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений, факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ) определено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит установленным, что 06.03.2024, Степанов О.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ОСФР по Иркутской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением ответчика № 64747/24 от 13.06.2024 истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ; в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с обращением за назначением страховой пенсии ранее возраста, по достижении которого возникает право на стразовую пенсию.

Как следует из оспариваемого решения стаж Степанова О.Ю. на соответствующих видах работ по п. 7 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» составил 10 лет 2 месяца 5 дней, при требуемом 12 лет 6 месяцев. Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ составил 23 года 11 месяцев 11 дней, при требуемом 20 лет. Страховой стаж составил 26 лет 1 месяц 22 дня, при требуемом 25 лет.

Из материалов пенсионного дела судом установлено, что спорные периоды: с 10.10.1995 по 12.11.1995, с 13.11.1995 по 27.04.1997, с 16.05.1997 по 31.10.1999 не зачтены Степанову О.Ю. в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно записей в трудовой книжки истца серии ***, датой заполнения ДД.ММ.ГГГГ, которая в соответствии со ст. 66 ТК РФ, пунктом 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, является основным документом о трудовой деятельности работника и его трудовом стаже, Степанов О.Ю. 05.04.1993 принят слесарем на ЛЗУ Южный АООТ «Омский КЛПХ», 20.04.1993 переведен штабелевщиком древесины, 10.10.1995 переведен машинистом трелевочной машины на в/складе, 31.10.1999 уволен.

В соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273 правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользовались: вальщики леса, вздымщики, водители автомобилей на вывозке леса, лебедчики на трелевке леса, лесорубы, машинисты - крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, машинисты сплоточных (сортировочных) машин, машинисты трелевочных машин, навальщики - свальщики лесоматериалов, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, обрубщики сучьев, раскряжевщики, слесари по ремонту лесозаготовительного оборудования, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, сортировщики древесины на воде, стропальщики на верхних и промежуточных складах, сплотчики, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, трелевщики, формировщики плотов, чокеровщики, штабелевщики древесины, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, мастера, старшие мастера, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.

Из примечания к Списку N 273 от 24 апреля 1992 г. следует, что указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

В соответствии с ГОСТ 17461-84 «Технология лесозаготовительной промышленности», лесозаготовки – заготовка древесного сырья, включающая лесосечные работы. Вывозку и работы на лесопромышленном складе. Вывозка древесины – перемещение транспортным средством деревьев, хлыстов, лесоматериалов от погрузочного пункта до мест временного хранения или обработки. При этом, к лесовозным дорогам относятся дороги, предназначенные для вывозки древесины, в том числе гравийная лесовозная дорога, лесовозная дорога с укрепленным покрытием. К погрузочным пунктам относятся лесопромышленные склады - это лесопорубочный пункт, оборудованный техническими средствами для первичной обработки древесного сырья, хранения, погрузки или пуска в сплав хлыстов и сортиментов, а также для переработки древесных отходов. К лесопромышленным складам относятся – верхний лесопромышленный склад, промежуточный лесопромышленный склад, нижний лесопромышленный склад, прирельсовый лесопромышленный склад, береговой и приречный лесопромышленные склады. Кроме того, к погрузочному пункту относится лесопогрузочный пункт – площадка у лесотранспортного или сплавного пути для временного размещения деревьев, хлыстов, сортиментов и для их погрузки на лесотранспортные средства или для пуска в сплав. Процесс лесозаготовки включает в себя не только заготовку древесного сырья, вывозку, но и работы на лесопромышленном складе по ГОСТ 17461-84. Работы на лесопромышленном складе – это первичная обработка древесного сырья, хранение, погрузка или пуск в сплав, а также переработка древесных отходов. Первичная обработка древесного сырья – это механическая обработка деревьев, хлыстов и круглых лесоматериалов, включающая очистку деревьев от сучьев, раскряжевку хлыстов и долготья, сортировку круглых лесоматериалов и удаления гнили, а также отделение древесной зелени и окорка. Процесс лесозаготовок в соответствии с ГОСТ 17461-84 предусматривает не только вывозку древесного сырья, но и работы на промышленном складе.

Таким образом, единый технологический процесс заготовки леса включает лесосечные работы, вывозку леса и работы на лесопромышленных складах; это подготовка к валке, трелевка (подвозка и вывозка) древесины с лесосек к промежуточным складам, разделка древесины, в том числе раскряжовка хлыстов на сортименты, окорка круглого леса, штабелевка древесины, ее вывозка на нижние склады или погрузочные пункты для отправки потребителю. Данный процесс заканчивается вывозкой леса по лесовозным дорогам на нижние склады и погрузочные пункты, откуда производится его отправка потребителю, в частности, на деревообрабатывающие предприятия.

Лесозаготовкой заняты, как правило, специальные лесозаготовительные организации (лесхозы, ранее - леспромхозы), а также постоянно действующие лесопункты и лесничества.

С учетом указанного, определяя право на досрочную страховую пенсию по старости названным категориям работников, требуется определить и документально подтвердить их рабочее место. К подтверждающим документам можно отнести: документы, подтверждающие технологический процесс производства лесозаготовительных работ, штатное расписание, наличие лицензий на проведение лесозаготовительных работ или только лесосплавных работ.

Кроме того, в силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в период после 1 января 1992 года необходимо установление факта выполнения истцом работы постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).

Из вышеприведенных нормативных положений также следует, что по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом доказывание характера и условий труда является обязательным, так как действующее пенсионное законодательство не позволяет суду принять решение о праве лица на досрочное пенсионное обеспечение в отсутствие доказательств соответствующих условий работы.

Согласно исторической справке во исполнение постановления Совета Министров СССР от 17.11.1988г №1334 «О передаче лесохозяйственных предприятий в непосредственное подчинение Министерства лесной промышленности СССР» и на основании приказа Минлеспрома СССР №116 от 27.03.1989г, приказом ТПО «БЛПК» № 154 от 04.05.1989г Омский ЛПХ с 01.07.1989г реорганизован в Омский КЛПХ, передав в его состав Карахунское и Чамское лесничество Приморского механизированного лесхоза. Постановлением главы администрации Братского района от 29.12.1992г №873 зарегистрировано акционерное общество открытого типа (АООТ) «Омский КЛПХ» с местонахождением в п. Карахун Братского района Иркутской области.

Основными видами деятельности общества являлись: заготовка леса, вывозка леса, раскряжевка хлыстов на сортименты, лесопиление, выпуск технологической щепы, выпуск товаров народного потребления.

Их архивной справки архивного отдела Администрации МО «Братский район» от 10.04.2024 судом установлено, что в документах архивного фонда Акционерного общества открытого типа «Омский комплексный леспромхоз» за 1993 - 1999 гг. имеются следующие сведения о трудовом стаже Степанова О.Ю. (запись в личной карточке (ф. Т-2)): 4.08.90 - принят учеником слесаря с 6-ти часовым рабочим днем на ЛЗП Южный. Оплата труда согласно положения (так в документе) (приказ от 7.08.90 № 123-к); 14.5.91 - уволен слесарь ЛЗП Южный по ст. 29 п. 3 в связи с уходом в ряды Советской Армии. Начислить компенсацию за 11 р. дней, 2х недельное пособие (так в документе) (приказ от 15 мая 1991 г. № 69 к); 5.4.1993 г. - принят слесарем 2 р. на ЛЗП Южный прибывшего из рядов СА. Оплата труда согласно положения (так в документе) (приказ от 1 апреля 1993 г. № 44 к); 20.04.93 - переведен рабочий по ЛЗУ Южный штабелевщиком (приказ от 4 мая 1993 г. № 56 к); 10.10.95(запись в личной карточке (ф.Т-2) - переведен штабелевщик др/ны ДЗП Южный машинистом ЛТ-154. Оплата труда согласно положения (так в документе) (приказ от 13 ноября 1995 г. № 139 к); 31.10.99 - уволен переводом в ОАО ЦКК УЛиЛ (приказ от 31.10.99 № 55 к), запись в личной карточке (ф. Т-2).

Данные обстоятельства также подтверждаются карточкой формы Т2, приказами по личному составу, архивными справками.

Как следует из личной карточки формы Т 2, приказа № 23к от 30.04.1997 в период с 28.04.1997 по 15.05.1997 истцу был предоставлен отпуск без содержания.

Также данными карточки формы Т-2, архивными копиями приказов № 81к от 17.09.1996, № 41к от 09.09.1997 подтверждается, что истцу предоставлялись основной и дополнительные отпуска.

Из архивных копий приказов № 83к от 25.09.1996, № 100к от 20.12.1996, № 13 к от 26.03.1997, № 31к от 30.06.1997, № 45к от 26.09.1997,№ 63к от 30.12.1997 усматривается, что Степанову О.Ю. начислялись проценты к зарплате за непрерывный стаж работы в лесной промышленности.

Согласно архивной справке №с-525 от 02.07.2024 в спорный период истцу начислялась заработная плата за полные отработанные месяцы.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 20.07.2024 в системе обязательного пенсионного страхования Степанов О.Ю. зарегистрирован 08.12.1998, при этом, работодатель АООТ «Омский КЛПХ» указывает период работы истца с 05.04.1993 по 09.10.1995 как работу в должности штабелевщика древесины, период с 10.10.1995 по 31.10.1999 как работу в должности машиниста трелевочной машины, в свою очередь не квалифицирует работу истца в спорные периоды как работу на соответствующих видах работ, указывая на работу истца, как работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Анализируя и оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, принимая во внимание пояснения сторон, которые проверены и оценены судом наряду с другими доказательствами, в соответствии со ст. 68 ГПК РФ, учитывая, что в спорные периоды работы истец в течение полного рабочего дня осуществлял трудовую деятельность в должности штабелевщика, а затем машиниста трелевочной машины, в предприятии лесной промышленности и лесного хозяйства, занятом в едином технологическом процессе лесозаготовок, т.е. в должностях предусмотренных Списком № 2 утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 273, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, что следует из записей в трудовой книжки и подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе приказами, архивным справками, суд находит возможным включить периоды работы до регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования: с 10.10.1995 по 12.11.1995,с 13.11.1995 по 27.04.1997, с 16.05.1997 по 07.12.1998, в стаж истца на соответствующих видах работ по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Из имеющейся в деле трудовой книжки видно, что истец в указанные периоды выполнял работу в должности штабелевщика и машиниста трелевочной машины. Доказательств того, что в названные судом периоды он выполнял иную работу в материалах дела не имеется и ответчиком суду не представлено.

В силу ст. 12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений (ст. 56 ГПК РФ).

ОСФР по Иркутской области в рамках производства по данному делу не представлено суду каких-либо доказательств, опровергающих факт работы истца в период после 01.01.1992 менее 80% рабочего времени, а также доказательств выполнения им иной работы, которая не предусмотрена Списком № 2. В этой связи, довод представителя ответчика о том, что спорные периоды не подлежат зачету в специальный стаж истца ввиду того, что документально не подтверждена полная занятость в течение рабочего дня, отклоняется судом как несостоятельный.

Учитывая, что в ходе судебного разбирательства, истцом были представлены справки работодателя, из которых достоверно установлено, что в указанные периоды истец в течение полного рабочего дня работал в должности предусмотренной Списком, суд считает, что ошибочно поданные в отношении Степанова О.Ю., сведения индивидуального учета, до дня его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, не являются основанием к лишению истца права на досрочную страховую пенсию по старости, поскольку контроль за уплатой страховых взносов и подачей сведений индивидуального персонифицированного учета, осуществляют налоговые и пенсионные органы, а не работник.

Истолкование действующих норм как позволяющих не включать время выполнения указанных работ в специальный стаж на изложенных пенсионным органом основаниях, при отсутствии к тому доказательств, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с точки зрения требований ч. ч. 1, 2 ст. 19 Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ).

Вместе с тем, учитывая, что период работы с 08.12.1998 по 31.10.1999 работодателем не квалифицирован как работа на соответствующих видах работ, а допустимых и достаточных доказательств опровергающих сведения индивидуального персонифицированного учета истцом не представлено и в ходе судебного разбирательства судом не добыто, оснований для включения указанного периода в стаж по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у суда не имеется.

Согласно частей 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.20013 №400 «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем.

Исходя из изложенного, с учетом признаваемого ответчиком специального сажа истца и стажа, включенного судом в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», стаж работы истца на соответствующих видах работ на день обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии составит более необходимых 12 лет и 6 месяцев.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.03.2024, даты обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, в целях соблюдения пенсионных прав истца, суд находит возможным выйти за рамки заявленных требования и назначить Степанову О.Ю. досрочную страховую пенсию по старости с 06.03.2024.

С учетом установленных обстоятельств, поскольку суд пришел к выводу, о признании за Степановым О.Ю. права на назначение досрочной страховой пенсии, следовательно, решение ответчика № 64747/24 от 13.06.2024 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, следует признать незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области № 64747/24 от 13.06.2024 об отказе ФИО4 в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Включить ФИО4 в стаж на соответствующих видах работ по п.7 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ периоды работы: с 10.10.1995 по 12.11.1995 в должности штабелевщика, с 13.11.1995 по 27.04.1997, с 16.05.1997 по 07.12.1998 в должности машиниста трелевочной машины на верхнем складе в АООТ «Омский КЛПХ» Братского района Иркутской области.

Признать за ФИО4 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 06.03.2024 и назначить ФИО4 досрочную страховую пенсию по старости с 06.03.2024.

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области в части включения в стаж на соответствующих видах работ по п.7 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. №400-ФЗ периода работы с 08.12.1998 по 31.10.1999, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Братский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                                                                        Л.М. Шаламова

Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2024 года.

2-2694/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Степанов Олег Юрьевич
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Иркутской области
Суд
Братский городской суд Иркутской области
Судья
Шаламова Лариса Михайловна
Дело на сайте суда
bratsky.irk.sudrf.ru
19.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.07.2024Передача материалов судье
22.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2024Судебное заседание
09.09.2024Судебное заседание
12.09.2024Судебное заседание
23.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2024Дело оформлено
01.11.2024Дело передано в архив
12.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее