(в суде 1 инст. № 2-559/2024)
УИД 26RS0013-01-2023-001757-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 19 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи ФИО11,
судей ФИО10, ФИО12
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика КУМИ г.Ставрополя по доверенности ФИО5, представителя ответчика администрации г. Ставрополя по доверенности ФИО7
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 июня 2024 года по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок,
заслушав доклад судьи ФИО10,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <адрес>, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, в котором просила:
признать за нею право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ДСК «Земляне», <адрес>;
установить, что судебное решение по данному делу является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ДСК «Земляне», <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии со сведениями ЕГРЮЛ садоводческое некоммерческое товарищество «Земляне» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Решением главы администрации города Ставрополя от 07.10.1992 года № товариществу был выделен земельный участок и выдано свидетельство о коллективно-долевой собственности.
Протоколом общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выделен земельный участок №, расположенный в пределах территории СНТ «Земляне» для дальнейшего оформления в собственность. Указанный земельный участок в соответствии со сведениями из ЕГРН поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый №, площадь земельного участка составляет 600 кв.м.
Согласно схеме СНТ «Земляне», межевому плану спорный земельный участок находится в пределах территории СНТ «Земляне».
Истец, обращалась с заявлением в администрацию г.Ставрополя о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка №, расположенного в пределах границ СНТ «Земляне», однако администрация г. Ставрополя в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя письменным уведомлением отказала в предоставлении указанного земельного участка в собственность.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 4 июня 2024 годаисковые требования ФИО1 к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя - удовлетворены.
Суд признал за ФИО1 право собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, дск «Земляне», <адрес>.
Указал, что решение суда по данному делу является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, дск «Земляне», <адрес>.
В апелляционной жалобе представительответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по доверенности ФИО5 просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права. Указала, что в документах архивного фонда Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя в книге регистрации свидетельств на право собственности на землю за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о выдаче свидетельства на земельный участок № в садоводческом товариществе «Земляне» иному лицу. Постановлением главы города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об изъятии земельного участка № (в связи с добровольным отказом ФИО6) и передаче его в администрацию Октябрьского района г.Ставрополя для перераспределения. Таким образом, СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком №. Кроме того, границы спорного земельного участка не установлены. Истец, обращаясь с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, не предоставила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территорий. Проект межевания территории СНТ «Земляне» отсутствует.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации города Ставрополя по доверенности ФИО7 также просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что при вынесении решения судом неправильно применены нормы материального права. Привела доводы жалобы, аналогичные доводам, указанным в апелляционной жалобе представителя ответчика КУМИ города Ставрополя по доверенности ФИО5 Также указала, что истцом не был обжалован отказ в предоставлении в собственность земельного участка в установленном законом порядке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца ФИО1 по доверенностиФИО9 просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО8 Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников судебного процесса.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО8, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и представленных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ Садоводческое некоммерческое товарищество «Земляне» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Решением главы администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № товариществу был выделен земельный участок и выдано свидетельство о коллективно-долевой собственности на земельный участок, площадью 34,4 кв.м.
Протоколом общего собрания членов СНТ «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выделен земельный участок № для дальнейшего оформления его в собственность.
Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, имеет кадастровый №, площадь земельного участка составляет 600 кв.м.
В соответствии со справкой председателя СНТ «Земляне» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является членом товарищества, ей принадлежит земельный участок №, кадастровый №, площадью 600 кв. м., расположенный в пределах границ территории СНТ «Земляне».
С целью предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность, истец ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в КУМИ города Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления КУМИ города Ставрополя направило истцу уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении указанной муниципальной услуги, сославшись на то, что в документах архивного фонда Комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Ставрополя в книге регистрации свидетельств на право собственности на землю (садово-огороднические участки) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о выдаче свидетельства на земельный участок № иному лицу, заявителем не представлена схема расположения истребуемого земельного участка на кадастровом плане территории, проект межевания территории СНТ «Земляне» отсутствует.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции, руководствуясь положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», пришел к выводу о том, что у истца ФИО1 возникло право на приобретение указанного земельного участка в собственность бесплатно.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом
«О государственной регистрации недвижимости» (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исходя из части 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
По смыслу приведенных норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на земельный участок № 351, расположенный в ДСК «Земляне», истец в качестве оснований иска ссылалась на положения Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В силу пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно положениям пункта 2.8 статьи 3 данного федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К этому заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Кодексом (пункты 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Как следует из уведомления КУМИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги,
в обоснование отказа истцу в предоставлении спорного земельного участка указано, что согласно выписке из протокола общего собрания членов индивидуальных пользователей садоводческого некоммерческого товарищества «Земляне» от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 закреплен земельный участок №, площадью 600 кв.м. Однако в документах архивного фонда Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> в книге регистрации свидетельств на право собственности на землюю (садово-огороднические участки) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеются сведения о выдаче свидетельства на земельный участок № в садоводческом товариществе «Земляне» иному лицу. Также, постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии и перераспределении земельных участков и садоводческих товариществах <адрес>» принято решение об изъятии земельного участка № в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче земельного участка в администрацию <адрес> для перераспределения. Таким образом, СНТ «Земляне» не вправе распоряжаться земельным участком № в данном товариществе. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-<данные изъяты> границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ДСК «Земляне», <адрес> не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации. Также, с комплектом документов не предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренная пунктом 2.8 статьи 3 Закона № 173-ФЗ. В соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации границы территории садоводческого товарищества определяются на основании проекта межевания территории. Образование земельного участка, расположенного в границах территории садоводческого товарищества, осуществляется на основании проекта межевания территории. Проект межевания территории СНТ «Земляне» отсутствует. Однако, в отношении СНТ «Земляне» отсутствуют документы, указанные в пункте 1 части 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ. Следовательно, правовых оснований для предоставления земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> в СНТ «Земляне» для ведения садоводства в собственность бесплатно, не имеется.
Учитывая, что постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии и перераспределении земельных участков в садоводческих товариществах Октябрьского района» принято решение об изъятии земельного участка № в садоводческом товариществе «Земляне», ранее предоставленного в собственность иному лицу, и передаче данного земельного участка в администрацию Октябрьского района для перераспределения, однако право муниципальной собственности на указанный земельный участок не было зарегистрировано в установленном порядке, данное основание не влечет отказ в предоставлении истцу истребуемого земельного участка в собственность бесплатно.
Вместе с тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, границы земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, ДСК «Земляне», <адрес>, не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о коллективно-долевой собственности, выданному ДД.ММ.ГГГГ, садоводческому товариществу «Земляне» выделен в коллективно-долевую собственность земельный участок, площадью 34,4 га (л.д.24).
Из представленной в материалы дела Схемы расположения земельных участок садоводческого товарищества (без указания его названия) видно, что общая площадь земельного участка составляет 31,5 га (л.д.26-34), что не соответствует площади земельного участка, указанного в свидетельстве о коллективно-долевой собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся, в том числе, характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
На основании пункта 24 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Законом № 218-ФЗ.
Кроме того, ФИО1 при обращении в КУМИ г. Ставрополя с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка № в СНТ «Земляне» с комплектом документов не была предоставлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренная пунктом 2.8 статьи 3 Закона № 137-Ф3.
В соответствии с нормами земельного законодательства Российской Федерации границы территории садоводческого товарищества определяются на основании проекта межевания территории. Образование земельного участка, расположенного в границах территории садоводческого товарищества, осуществляется на основании проекта межевания территории.
Проект межевания территории СНТ «Земляне» отсутствует.
Согласно части 28 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 217-ФЗ) в случае, если отсутствует утвержденная документация по планировке территории, определяющая границы территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд определяется:
1) в соответствии с проектом организации и застройки территории, утвержденным по ходатайству некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ, или иного документа, на основании которого осуществлено распределение садовых или огородных земельных участков между членами указанной организации;
2) при отсутствии документов, указанных в пункте 1 настоящей части, в соответствии с границами земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства до дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ, или организации, при которой указанная организация была создана для ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного хозяйства.
Однако, в отношении СНТ «Земляне» отсутствуют документы, указанные в пункте 1 части 28 статьи 54 Закона № 217-ФЗ. Следовательно, спорный земельный участок не соответствует в совокупности условиям, предусмотренным пунктом 2.7 статьи 3 Закона №-Ф3.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления истцу бесплатно в собственность земельного участка № с кадастровым номером <данные изъяты> в СНТ «Земляне» для ведения садоводства, у суда первой инстанции не имелось.
Учитывая изложенное, принятое по делу решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании за нею права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, ДСК «Земляне», <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 4 июня 2024 года – отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, дск «Земляне», <адрес>, - отказать.
Апелляционные жалобы представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя по доверенности ФИО5, и представителя администрации города Ставрополя по доверенности ФИО7 – удовлетворить.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.09.2024.
Председательствующий:
Судьи: