Дело № 2-1001/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 августа 2018 года пос. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Тяжевой А.Ю.
при секретаре судебного заседания Андрияновой О.М.
с участием: истца Афандеровой Е.Ю.
представителя ответчика Юрковец М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афандеровой Е.Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики –Чувашии (межрайонное)
о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включении отдельных периодов работы в специальный стаж, о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности
У С Т А Н О В И Л:
Афандерова Е.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ -Управление Пенсионного Фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; включении отдельных периодов работы в специальный стаж, о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В обоснование иска указала, что решением ГУ- УПФР в Чебоксарском районе от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по мотиву недостаточности 25-летнего стажа работы в образовательных учреждениях для детей.
При этом в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии не включены периоды: обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец просит признать решение незаконным и обязать включить вышеуказанные периоды в специальный стаж работы, обязав ответчика досрочно назначить страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ на дату наступления права на пенсию.
Истец Афандерова Е.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ- УПФР в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) Юрковец М.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск не признал по основаниям, изложенным в решении об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Согласно п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Решением ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики- Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ Афандеровой Е.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по мотиву недостаточности у нее 25-летнего педагогического стажа.
При этом продолжительность специального стажа составила 24 года 4 месяца 22 дня, не включены в специальный стаж период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период работы в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
Суд находит решение Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии в части не включения периода работы истицы в Вурман- Сюктерской средней школе Чебоксарского района Чувашской Республики в должности пионервожатой с ДД.ММ.ГГГГп по ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц. Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463. Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В период работы Афандеровой Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с п. 2 положения которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Как усматривается из приказа №-Ка) по <данные изъяты> средней школе от ДД.ММ.ГГГГ Афандерова Е.Ю. назначена на полную ставку в качестве <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>
Таким образом, Афандерова Е.Ю. имеет право на зачет указанного периода работы в специальный стаж, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение для Афандеровой Е.Ю. ее конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. При таких обстоятельствах, суд включает истице в специальный трудовой стаж период работы ее в образовательном учреждении –в Вурман-Сюктерской средней школе в должности пионервожатой с 1 июня по ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также находит незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ в Чебоксарском районе Чувашской Республики-Чувашии в части не включения периода работы истицы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.
Как следует из трудовой книжки Афандеровой Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истица принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Афандерова Е.Ю. уволена в связи с переводом в <данные изъяты>.
При этом органом пенсионного обеспечения из подсчета специального стажа исключен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ссылкой на отсутствие подтверждения работодателем в качестве льготного стажа, что нельзя признать правомерным.
Как указывается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации – быть существенно взаимообусловлены.
Досрочная пенсия по старости педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.
По смыслу статей 4, 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» во взаимосвязи с другими его положениями, право на досрочное назначение пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда).
Из справки, уточняющей период работы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Афандерова Е.Ю. действительно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем в <данные изъяты>. В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполняемая норма (продолжительность) рабочего времени составила 1 ставку (22 часа).
Следовательно, работодатель подтверждает работу истицы в должности <данные изъяты> на полную ставку, и законных оснований для исключения части периода при подтвержден факта выполнения трудовых функций <данные изъяты> не имеется.
Таким образом, суд считает возможным включить период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Кроме того, истица просит признать решение УПФР в Чебоксарком районе незаконным в части не включения в специальный стаж периодов учебного отпуска в специальный стаж работы, которые также подлежат удовлетворению.
Из записи в трудовой книжки от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, Афандерова Е.Ю. на основании приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в <данные изъяты> на должность учительницы начальных классов, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ истец уволена в связи с переходом в Яушскую ООШ Чебоксарского района Чувашской Республики.
Согласно справке МБОУ<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Афандеровой Е.Ю. были предоставлены учебные отпуска.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516.
Согласно пункту 5 названных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Таким образом, в спорный период истица являлась педагогическим работником и осуществляла трудовую деятельность в должности и в учреждении, поименованных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В силу статьи 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Следовательно, в период учебных отпусков за истицей в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа, следовательно, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Афандеровой Е.Ю. и включении периодов нахождения в учебном отпуске в специальный стаж для назначения страховой пенсии на льготных основаниях.
Истицей также предъявлены требования о включении в специальный стаж периодов обучения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, что также подлежит удовлетворению.
Согласно записи в трудовой книжке на основании приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГ Афандерова Е.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ принята на <данные изъяты> и продолжает работать.
Период работы в данном учреждении включен в педагогический стаж работы, за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ, когда истица находилась на курсах повышения квалификации.
Не включение периодов курсов повышения квалификации является незаконным ограничением пенсионных прав истицы.
В соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии. Указанные гарантии установлены ст.187 ТК РФ, в силу которых при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что периоды прохождения курсов повышения квалификации приравниваются к трудовой деятельности и должны быть включены в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Поскольку обучение на курсах повышении квалификации проходило в период ее работы в качестве учителя начальных классов в МБОУ <данные изъяты>», когда за ней сохранялось место работы и заработная плата, и вышеуказанный период приравнивается к трудовой деятельности, подлежит включению в специальный стаж при оценке прав на льготное пенсионное обеспечение. Принимая во внимание, что истице необоснованно было отказано в зачете спорных периодов в специальный трудовой стаж, учитывая момент возникновения у нее права на досрочное назначение страховой пенсии, суд признает за Афандеровой Е.Ю. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости со дня возникновения права, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
При подаче иска истицей уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей, которая в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит возмещению за счет ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Афандеровой Е.Ю. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – периоды учебных отпусков;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ –период работы в качестве <данные изъяты>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ – периоды обучения на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) назначить Афандеровой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чебоксарском районе Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в пользу Афандеровой Е.Ю. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский суд Чувашской Республики
Председательствующий А.Ю. Тяжева
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2018 года.