Дело № 2-616/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2022 года город Алдан
Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Капраловой М.И., при секретаре судебного заседания Лапиной Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального района «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства,
установил:
Якутский природоохранный прокурор РС (Я), в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства. Требования мотивированы тем, что во исполнение п. 6.4 решения коллегии прокуратуры РС (Я) от 20.07.2021, п. 4 Плана работы на 2 полугодие 2021 года Якутской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального района «Алданский район» РС (Я) (далее - Администрация) требований законодательства об отходах производства и потребления) при эксплуатации объектов размещения отходов (полигонов, санкционированных свалок), по результатам которой установлено, что на территории муниципального района «Алданский район» имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов п. Нижний Куранах, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:100506:83, находящийся на праве собственности Администрации. Данный объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов пос. Нижний Куранах в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов РС (Я) не включен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил обязать Администрацию принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов п. Нижний Куранах, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:02:100506:83 в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании прокурор Соян И.П. требования Якутского природоохранного прокурора РС (Я) поддержала, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, настаивала удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Шатрова Л.М. с требованиями не согласилась, полагала отказать, поскольку объект был передан в собственность муниципального образования в 2005 году, то есть до вступления в силу правил, которыми устанавливается включение объектов в перечень опасных производственных объектов. Объект был передан по передаточному акту на основании распоряжения Правительства РС (Я). Акт ввода в эксплуатацию, который является необходимым для включения Объекта в перечень в соответствии с Приказом № 303 от 04.05.2019 года у администрации не имеется. В связи с этим предоставить полный пакет документов в том числе акт ввода в эксплуатацию не представляется возможным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, об уважительности неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав участников процесса, изучив, огласив материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Статья 9 Конституции Российской Федерации предусматривает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Частью 7 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлен запрет на размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель. Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" суд принимает решение по заявленным требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Судом установлено, что на территории муниципального района «Алданский район» имеется объект размещения твердых коммунальных отходов - свалка твёрдых коммунальных отходов п. Нижний Куранах (далее – Объект), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:100506:83.
Данный Объект находится на праве собственности Администрации, что не оспаривается сторонами.
Якутской природоохранной прокуратурой РС (Я) проведена проверка соблюдения установленных законодательством правил обращения с отходами производства и потребления, порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отдыхов на территории РС (Я).
По результатам проверки установлено, что вышеуказанный Объект не включен в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов РС (Я).
Согласно п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 01.01.2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01-01.2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды (таковым является Минприроды РФ), о возможности использования данных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (таковым на территории Республики Саха (Якутия) является Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики республики) могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - Перечень).
Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в такой перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации утвержден приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, вступившим в силу с 31.05.2019 (далее - Порядок).
Согласно п.п. 2,4 указанного Порядка перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 № 475 Министерство жилищно - коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти республики, осуществляющим проведение единой государственной политики республики в области жилищно - коммунального хозяйства, электроэнергетического комплекса и энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Таким образом, на территории Республики Саха (Якутия) органом, уполномоченным на ведение Перечня, является Министерство жилищно- коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство).
В силу п. 5 Порядка юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые являются правообладателями земельного участка, на котором расположен Объект, и которые планируют осуществлять деятельность по размещению твёрдых коммунальных отходов на объекте, направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации заявление о включении объекта в Перечень. В случае, если объект расположен на земельном участке, Находящемся в государственной или муниципальной собственности, и пользователь земельного участка не определен, в качестве заявителя выступает орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка заявление о включении объекта в Перечень должно содержать наименование, организационно-правовую форму, адрес места нахождения; основной государственный регистрационный номер, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе; планируемый срок использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов; наименование объекта; место нахождения объекта (адрес места нахождения, код территории в соответствии с общероссийским классификатором территорий муниципальных образований, координаты); ближайший населенный пункт по отношению к объекту; расстояние от объекта до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту, км; площадь земельного участка, на котором расположен объект, м2; массу отходов производства и потребления, размещенных на объекте, т; максимальную мощность объекта, т/год или м3/год; массу твердых коммунальных отходов, предлагаемых к размещению на объекте до окончания срока его использования, т/год; сведения о технологии складирования твердых коммунальных отходов; реквизиты лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (при наличии); информацию о системах защиты окружающей среды, применяемых на объекте, или об отсутствии применяемых на объекте систем защиты окружающей среды; сроки проведения рекультивации земельного участка, на котором расположен объект, после завершения осуществления на объекте деятельности по размещению твердых коммунальных отходов; предполагаемая стоимость услуг по размещению твердых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, руб.
Согласно п. 7 Порядка к заявлению о включении объекта в перечень прилагаются следующие документы: копии документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте; документ, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления, подтверждающий ввод объекта в эксплуатацию); информация, в том числе фотоматериалы, подтверждающие обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, а также обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением как можно ближе к месту разгрузки и складирования твердых коммунальных отходов, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при разгрузке твердых коммунальных отходов из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте; копия утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В силу п. 10 Порядка в случае наличия потребности субъекта Российской Федерации в объекте размещения твердых коммунальных отходов, определенной на основании территориальной схемы в области обращения с отходами, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет материалы заявителя в Минприроды России для дачи заключения о возможности использования такого объекта для размещения твердых коммунальных отходов.
Приказом Минприроды России от 19.10.2021 № 765 утвержден Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с которым обновлен порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 "О судебном решении" суд принимает решение по заявленным требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.
Судом установлено, что Администрация 18.02.2021 обращалась с заявлением в Министерство о включении Объекта в перечень объектов размещения отходов на территории РС (Я).
02.03.2021 Министерство уведомило Администрацию о несоответствии документов требованиям указанного выше Порядка.
Повторное заявление с устранением недостатков в адрес Министерства не поступало, в связи, с чем Объект, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 14:02:100506:83, в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия) не включен.
Таким образом, непринятие Администрацией мер по приведению Объекта в соответствие с требованиями Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, влечет невозможность использования до 01.01.2023 указанного объекта, не имеющего необходимой документации и не включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, для размещения твёрдых коммунальных отходов, что напрямую затрагивает интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и права неопределенного круга лиц, проживающих на территории п. Нижний Куранах.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Якутского природоохранного прокурора Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального района «Алданский район» об обязании принять меры по устранению нарушений федерального законодательства,- удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района «Алданский район» Республики Саха (Якутия) принять в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда меры по устранению нарушений требований п. 8 ст. 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пунктов 6, 7 Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303, путём подачи в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) заявления о включении объекта размещения твердых Коммунальных отходов - свалки твёрдых коммунальных отходов п. Нижний Куранах, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 14:02:100506:83, в Перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов Республики Саха (Якутия), содержащего основной государственный регистрационный номер, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о заявителе в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, информацию о Планируемом сроке использования объекта для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов, расстоянии от объекта размещения твердых коммунальных отходов до ближайшего населенного пункта по отношению к объекту, технологии складирования твёрдых коммунальных отходов, реквизитах документа о вводе в эксплуатацию объекта, предполагаемой стоимости услуг по размещению твёрдых коммунальных отходов на объекте за 1 тонну, с приложением копий документов, подтверждающих, что заявитель является правообладателем земельного участка, на котором расположен объект, зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для осуществления деятельности по размещению твердых коммунальных отходов на объекте, ввод объекта в эксплуатацию, копии утвержденной заявителем программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду, копии выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте размещения твёрдых коммунальных отходов и земельном участке, на котором он расположен, а также фотоматериалов, подтверждающих обустройство легкого ограждения по периметру всей территории объекта, производственно-бытового здания на территории объекта, шлагбаума у производственно-бытового здания, обустройство объекта контрольно-дезинфицирующей установкой с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России, переносным сетчатым ограждением для задержки легких фракций твердых коммунальных отходов, высыпающихся при их разгрузке из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Алданского
районного суда РС (Я) М.И. Капралова
Мотивированное решение составлено 17.05.2022.