Именем Российской Федерации
12 ноября 2014 года гор. Белореченск
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Храпылиной Т.Н.,
при секретаре Рыковой Т.С.,
с участием помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК Бушуева В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И.о. Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК Ермолаева Я.И. в интересах неопределенного круга лиц к ФСИН России, УФСИН России по КК и ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по КК о признании бездействия незаконными, возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца в судебном заседании изменил исковые требования в части, и просит суд: признать незаконными бездействия ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования.
Обязать ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю произвести расчет потребности в денежных средствах на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю следующих помещений, мебели, инвентаря и оборудования, и довести его до сведения ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю: в учреждении - в помещении для поведения отпусков осужденными;
- во всех спальных помещениях установить репродукторы, баки для питьевой воды, подставки под баки для питьевой воды;
- в комнатах хранения личных вещей осужденных установить лестницы переносные (стремянки). Помещение для проведения отпусков при учреждении оборудовать мебелью и инвентарем:
- прихожую оборудовать зеркалом настенным, вешалкой настенной;
- жилую комнату оборудовать: корзиной для мусора, тумбочкой прикроватной - 3 шт., столом обеденным 4-местный, стулом полумягким - 3 шт., шкафом платяным, полкой книжной, репродуктором, прибором для воды, термометром, ковриком прикроватным - 3 шт., занавесками с карнизом на каждое окно, кроватью односпальной металлической с деревянными спинками - 3 шт.;
- кухню оборудовать: бачком для пищевых отходов, шкафом навесным, плитой электрической, холодильником бытовым, столом кухонным;
- душевую, совмещенную с санузлом, оборудовать: держателем или «карманом» для туалетной бумаги, зеркалом настенным, вешалкой настенной, вешалкой для полотенец, ковриком резиновым - 2шт., корзиной для мусора, полкой для туалетных принадлежностей;
- комнату отдыха оборудовать: занавесками с карнизом на каждое окно, креслом полумягким - 3 шт., столом журнальным, стулом полумягким - 4 шт., тумбой под телевизор, телевизором, репродуктором, диваном мягким;
- комнату для занятия физической культурой оборудовать стеллажом для спортинвентаря, скамьей деревянной, вешалкой настенной.
Обязать ФСИН России в 6-ти месячный срок с момента вступления решения в законную силу выделить необходимые денежные средства на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю вышеперечисленных помещений, мебели, инвентаря и оборудования.
Обязать УФСИН России по Краснодарскому краю незамедлительно при поступлении соответствующего финансирования выделить ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю вышеперечисленных помещений, мебели, инвентаря и оборудования.
Обязать ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении соответствующего финансирования в 6-ти месячный срок оборудовать и приобрести в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю вышеперечисленные помещения, мебели, инвентаря и оборудования.
В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК Бушуев В.Н. иск поддержал в полном объеме, в обоснование заявленных требований указал, что проверкой, проведенной специализированной прокуратурой в сентябре 2014 года, в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, регламентирующие право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания. В нарушение установленных требований в учреждении отсутствует помещение для поведения отпусков осужденными. Кроме того, имеющиеся в учреждении помещения не оборудованы необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования согласно приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512, ч. 4 ст. 94 УИК РФ, а именно: во всех спальных помещениях отсутствуют репродукторы, баки для питьевой воды, подставки под баки для питьевой воды; в комнатах хранения личных вещей осужденных отсутствуют лестницы переносные (стремянки). Выявленные нарушения не устраняются органами и учреждениями ФСИН России на протяжении длительного времени. Обращение специализированного прокурора в суд вызвано непринятием мер по соблюдению требований УИК РФ, со стороны органов и учреждений ФСИН России. Допущенное бездействие со стороны органов и учреждений ФСИН России нарушает право осужденных отбывать наказание в условиях, установленных законом.
Представитель ответчика - ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю Щурина И.А. в судебном заседании с измененным иском согласилась частично, - только в части необходимости приобретения и оборудования в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю мебели и инвентаря, и пояснила, что в учреждении отсутствует помещение для проведения отпусков осужденных в связи с отсутствием финансирования на проведение капитального ремонта в здании «Музей», предназначенного для проведения отпусков осужденных. ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю не имеет внебюджетной деятельности и самостоятельно не в состоянии отремонтировать данное здание. 01.08.2013 г. в УФСИН России по Краснодарскому краю была направлена заявка о выделении денежных средств на проведение капитальных и текущих ремонтов, запланированных на 2014 год. Выделение денежных средств по данной заявке конкретно на капитальный ремонт здания «Музей» в 2014 г. не предусмотрено. При формировании перечня объектов ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, подлежащих текущему и капитальному ремонту в 2015 г., здание «Музей» снова будет включено в заявку в УФСИН России по Краснодарскому краю. Во всех спальных помещениях отсутствуют репродукторы, баки для питьевой воды и подставки под баки для питьевой воды. Данное нарушение также имеет быть в связи с отсутствием финансирования, для устранения данного нарушения в УФСИН России по Краснодарскому краю неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств, но до сегодняшнего дня выделены не были. В комнатах хранения личных вещей осужденных отсутствуют лестницы переносные (стремянки), о чем в УФСИН России по Краснодарскому краю также было направлено письмо о выделении денежных средств в размере 20 000 рублей. На 28.10.2014 г. денежные средства на закупку лестниц переносных на лицевой счет ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю не поступали. То есть, представляемое ею учреждение по вопросам, указанным в исковом заявлении, принимало меры - направляло, и будет направлять заявки о выделении денежных средств.
Причиной всех недостатков является отсутствие денежных средств, которое не позволяет ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю устранить все нарушения. В 2014 году на все перечисленные выше недостатки, требующие финансовых вложений, денежные средства не выделялись. В связи с тем, что вопрос о выделении денежных средств рассматривается на уровне ФСИН России, а после доведения лимитов бюджетных обязательств в УФСИН России по Краснодарскому краю, - в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, просит не устанавливать 6 месячный срок для исполнения решения, поскольку освоение денежных средств, в случае их выделения, должно будет проводиться в строгом соответствии со статьей 161 Б..К РФ, Приказом № 112н от 20.11.2007 года «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждения» и Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что потребует определенного времени.
Представитель ответчика - УФСИН России по Краснодарскому краю Перегудов А.С. в судебном заседании с иском не согласился, и пояснил, что по своей организационно - правовой форме УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю являются - учреждениями. В соответствии с п. 6 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности УФСИН России по Краснодарскому краю осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю является территориальным органом ФСИН России. Согласно п.п. 12 п. 13 Положения, УФСИН России по Краснодарскому краю распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий и объёмов бюджетных средств, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФСИН России, бюджетные ассигнования и материально- технические средства. Поскольку, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях, однако в виду недостаточного бюджетного финансирования, устранить в полном объеме нарушения, требующие материальных затрат, не представляется возможным. Здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, построены и сданы в эксплуатацию до 2003 года, то есть раньше вступления в законную силу Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, и поэтому эти учреждения не обязаны заниматься деятельностью по формированию и финансированию указанных истцом требований. На основании изложенного просит в иске отказать.
Представитель ответчика - ФСИН России в судебное заедание не явился, в представленном суду ходатайстве просил дело рассмотреть в их отсутствие с учетом возражения (л.д. 88), в котором указал, что считает требования прокурора незаконными и необоснованными. Здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, построены и сданы в эксплуатацию до 2003 года, то есть раньше вступления в законную силу Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп. В связи с чем, просит в иске отказать.
Выслушав лиц участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд считает правильным иск удовлетворить частично, а именно: первое требование истца оставить без удовлетворения, в остальном иск удовлетворить в полном объеме без указания на конкретные сроки исполнения, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 22 УИК РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению надзора за соблюдением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания.
В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Названные положения законом подтверждают обоснованность подачи настоящего иска Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК.
Из материалов гражданского дела следует, что проверкой, проведенной специализированной прокуратурой в сентябре 2014 года, в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю выявлены нарушения требований ст. 99 УИК РФ, регламентирующих право осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение в период отбывания наказания (л.д. 8,9).
В нарушение требований Постановления Правительства РФ от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально - технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», приказа ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно - исполнительной системы» и приказа Минюста РФ № 130 ДСП от 02.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП 17-02 Минюста России)» в учреждении отсутствует необходимый набор помещений для поведения отпусков осужденными. Кроме того, имеющиеся в учреждении помещения не оборудованы необходимым набором мебели, инвентаря и оборудования согласно приказу ФСИН России от 27.07.2006 г. № 512, ч. 4 ст. 94 УИК РФ,- во всех спальных помещениях отсутствуют репродукторы, баки для питьевой воды, подставки под баки для питьевой воды; в комнатах хранения личных вещей осужденных отсутствуют лестницы переносные (стремянки).
Указанное подтвердил представитель ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю в судебном заседании.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Являясь гражданами Российской Федерации, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.
В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
В связи со вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод Российская Федерация приняла на себя обязательства по созданию гуманных условий для отбывания наказания осужденным лицам.
В соответствии со статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
Тем самым, государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защиту и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1314, одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 данного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в гор. Женеве 30.08.1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию.
Той же позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, который указал, что в обязанности государства входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей.
Доводы представителей ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю в судебном заседании о том, что здания и сооружения, расположенные на территории ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, построены и сданы в эксплуатацию до 2003 года, то есть раньше вступления в законную силу Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно- исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, и поэтому эти учреждения не обязаны заниматься деятельностью по формированию и финансированию указанных истцом требований, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку, если даже, в силу указанной выше Инструкции, на их учреждения не возложена обязанность по приведению в соответствии с установленными положениями подведомственных учреждений, имеются другие законные и подзаконные акты, обязывающие ответчиков принимать меры финансового и материально-технического характера, - соответственно каждым, для обеспечения охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Согласно статье 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно части 1 статьи 71 ГПК РФ, письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, вышеуказанные нарушения закона ущемляют конституционные права осужденных. В связи с этим, суд приходит к выводу, что исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК в данной части являются законными и обоснованными, поэтому подлежащими удовлетворению.
Между тем, требования о признании незаконными бездействия ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, мебели, инвентаря и оборудования, а также об установлении 6 месячного срока для исправления возникшей ситуации, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признаётся организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
По своей организационно - правовой форме УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю являются - учреждениями.
В соответствии со статьями 5-7 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Статья 74 УИК РФ предусматривает, что исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Территориальные органы УИС создаются федеральным органом УИС на территориях субъектов РФ. Кроме того, территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания.
Согласно пункту 13 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13.01.2004 года № 1314, финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФСИН России, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
В соответствии с пунктом 10 Положения УФСИН России по Краснодарскому краю, утвержденного приказом ФСИН России от 11.03.2005 г. № 69, одной из основных задач УФСИН России по Краснодарскому краю является финансовое и материальное техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказания в пределах выделенных в установленном порядке ассигнований, материально-технических ресурсов и лимитов, а также за счет средств привлечения инвестиций сторонних организаций, средств, полученных из других законных источников.
Пункт 11 Положения УФСИН предусматривает выполнение УФСИН России по Краснодарскому краю следующих функций: организацию финансового обеспечения собственных расходов и расходов учреждений, исполняющих наказания, подготовку и утверждение их смет доходов и расходов по бюджетным средствам, а также оперативный, бухгалтерский и статистический учет финансово-хозяйственной деятельности, ревизионных работ. Обеспечение предоставления сводной статистической и бухгалтерской отчетности в ФСИН России; осуществление подготовки данных о потребности учреждений, исполняющих наказания, в государственных капитальных вложениях, автотранспорте, оборудовании, топливно-энергетических ресурсах, медицинском оборудовании, медикаментах и т.д., их защите и согласовании в инстанциях; организации разработки и реализации мер по обеспечению пожарной безопасности в учреждениях, исполняющих наказания.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю является территориальным органом ФСИН России. Согласно пп. 12 п. 13 Положения, УФСИН России по Краснодарскому краю распределяет и перераспределяет в пределах своих полномочий и объёмов бюджетных средств, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами ФСИН России, бюджетные ассигнования и материально - технические средства.
В процессе выполнения основных задач ФСИН России решает многочисленные вопросы, в том числе и вопросы материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Поскольку, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю ежегодно направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования устранить в полном объеме нарушения, требующие материальных затрат не представляется возможным.
Необходимо также отметить, что в связи с тем, что ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю не имеет внебюджетной деятельности и самостоятельно не в состоянии отремонтировать здание «Музея», предназначенного для проведения отпусков осужденных, 01.08.2013 года начальником ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю в УФСИН России по Краснодарскому краю была направлена заявка № 23/58/7-3195 о выделении денежных средств на проведение капитальных и текущих ремонтов запланированных на 2014 год (л.д. 55,56).
Как сообщил суду представитель ответчика, выделение денежных средств по данной заявке конкретно на капитальный ремонт здания «Музей» в 2014 году не предусмотрено. При формировании перечня объектов ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, подлежащих текущему и капитальному ремонту на 2015 год, здание «Музей» снова будет включено в заявку, направляемую в УФСИН России по Краснодарскому краю.
14.04.2014 года и 26.05.2014 года ответчиком в УФСИН России по Краснодарскому краю направлялись запросы о выделении денежных средств № 23/58/7-1323 и № 23/58/7-1880 для устранения нарушений отсутствия репродукторов, баков для питьевой воды и подставки под баки для питьевой воды во всех спальных помещениях (л.д. 57-60), но до сегодняшнего дня не выделены.
09.07.2014 года ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю было направлено письмо «О выделении денежных средств» в размере 20 000 рублей для закупки лестниц переносных в комнаты хранения личных вещей осужденных № 23/58/7-2563 (л.д. 61). По состоянию на день вынесения настоящего решения денежные средства на закупку лестниц переносных на лицевой счет ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю не поступали. Данные факты достоверно свидетельствуют о конкретных действиях ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю по исполнению своих обязанностей в пределах исковых требований.
Анализируя представленные материалы и пояснения участников процесса, суд приходит к выводу, что причиной всех указанных недостатков является отсутствие денежных средств, которое не позволяет ФСИН России, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю устранить все нарушения, так как в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ и Распоряжения МЮ РФ от 16.11.2010 года № 260-р «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главе 320 «Федеральная служба исполнения наказаний» и порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет учреждений, их обособленных подразделений без прав юридического лица, осуществляющих полномочия по ведению бюджетного учета, и органов уголовно - исполнительной системы» казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и/или исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, путем доведения до учреждения на исполнение обязательств по обеспечению выполнений функций учреждения на период одного финансового года. В 2014 году на все выше перечисленные недостатки, требующие финансовых вложений, денежные средства не выделялись.
Таким образом, устранение нарушений со стороны соответственно каждого из ответчиков, не может быть ограничен конкретно шестимесячным сроком, указанным в исковом заявлении, в связи с тем, что вопрос о выделении денежных средств будет рассматриваться на уровне бюджета РФ, затем ФСИН России, а после доведения лимитов бюджетных обязательств в УФСИН России по Краснодарскому краю, в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю. При этом в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю их освоение должно будет проводиться в строгом соответствии со статьей 161 Бюджетного Кодекса РФ, Приказом № 112н от 20.11.2007 года «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждения» и Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что потребует определенного времени, установленного данными нормами.
Требования истца в указанной части не основано на законе и не подлежит удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец в соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины, то суд считает правильным взыскать с ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю в доход государства понесенные судебные издержки в виде государственной пошлины, размер которой согласно п.п. 1 п. 1 статьи 333.19 НК РФ составляет 4 000 рублей.
Руководствуясь статьями 103, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать И.о. Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях КК Ермолаеву Я.И. в исковых требованиях о признании незаконными бездействия ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, УФСИН России по Краснодарскому краю и ФСИН России в части обеспечения осужденных необходимым набором помещений, а также мебели, инвентаря и оборудования.
Обязать ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю произвести расчет потребности в денежных средствах на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю следующих помещений, мебели, инвентаря и оборудования, и довести его до сведения ФСИН России и УФСИН России по Краснодарскому краю:
- в учреждении - помещение для поведения отпусков осужденными;
- во всех спальных помещениях установить репродукторы, баки для питьевой воды, подставки под баки для питьевой воды;
- в комнатах хранения личных вещей осужденных установить лестницы переносные (стремянки). Помещение для проведения отпусков при учреждении оборудовать мебелью и инвентарем:
- прихожую оборудовать зеркалом настенным, вешалкой настенной;
- жилую комнату оборудовать: корзиной для мусора, тумбочкой прикроватной - 3 шт., столом обеденным 4-местный, стулом полумягким - 3 шт., шкафом платяным, полкой книжной, репродуктором, прибором для воды, термометром, ковриком прикроватным - 3 шт., занавесками с карнизом на каждое окно, кроватью односпальной металлической с деревянными спинками - 3 шт.;
- кухню оборудовать: бачком для пищевых отходов, шкафом навесным, плитой электрической, холодильником бытовым, столом кухонным;
- душевую, совмещенную с санузлом, оборудовать: держателем или «карманом» для туалетной бумаги, зеркалом настенным, вешалкой настенной, вешалкой для полотенец, ковриком резиновым - 2шт., корзиной для мусора, полкой для туалетных принадлежностей;
- комнату отдыха оборудовать: занавесками с карнизом на каждое окно, креслом полумягким - 3 шт., столом журнальным, стулом полумягким - 4 шт., тумбой под телевизор, телевизором, репродуктором, диваном мягким;
- комнату для занятия физической культурой оборудовать стеллажом для спортинвентаря, скамьей деревянной, вешалкой настенной.
Обязать ФСИН России выделить необходимые денежные средства на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю:
- помещением для проведения отпусков осужденными;
- во всех спальных помещениях - репродукторов, баков для питьевой воды, подставок под баки для питьевой воды;
- в комнатах хранения личных вещей осужденных - лестниц переносных (стремянок).
В помещение для проведения отпусков при учреждении мебели и инвентаря:
- в прихожей - зеркала настенного, вешалки настенной;
- в жилой комнате - корзин для мусора, тумбочек прикроватных - 3 шт., столов обеденных 4-местных, стульев полумягких - 3 шт., шкафов платяных, полок книжных, репродукторов, приборов для воды, термометров, ковриков прикроватных - 3 шт., занавесок с карнизом на каждое окно, кроватей односпальных металлических с деревянными спинками - 3 шт.;
- в кухне - бачков для пищевых отходов, шкафов навесных, плиток электрических, холодильников бытовых, столов кухонных;
- в душевую, совмещенную с санузлом, - держателей или «карманов» для туалетной бумаги, зеркал настенных, вешалок настенных, вешалок для полотенец, ковриков резиновых - 2шт., корзин для мусора, полок для туалетных принадлежностей;
- в комнате отдыха - занавесок с карнизом на каждое окно, кресел полумягких - 3 шт., столов журнальных, стульев полумягких - 4 шт., тумбочек под телевизор, телевизора, репродукторов, диванов мягких;
- в комнате для занятия физической культурой - стеллажей для спортинвентаря, скамей деревянных, вешалок настенных.
Обязать УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении соответствующего финансирования выделить ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю необходимые денежные средства на оборудование и приобретение в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю:
- помещением для поведения отпусков осужденными;
- во всех спальных помещениях - репродукторов, баков для питьевой воды, подставок под баки для питьевой воды;
- в комнатах хранения личных вещей осужденных - лестниц переносных (стремянок).
В помещение для проведения отпусков при учреждении мебели и инвентаря:
- в прихожей - зеркала настенного, вешалки настенной;
- в жилой комнате - корзин для мусора, тумбочек прикроватных - 3 шт., столов обеденных 4-местных, стульев полумягких - 3 шт., шкафов платяных, полок книжных, репродукторов, приборов для воды, термометров, ковриков прикроватных - 3 шт., занавесок с карнизом на каждое окно, кроватей односпальных металлических с деревянными спинками - 3 шт.;
- в кухне - бачков для пищевых отходов, шкафов навесных, плиток электрических, холодильников бытовых, столов кухонных;
- в душевую, совмещенную с санузлом, - держателей или «карманов» для туалетной бумаги, зеркал настенных, вешалок настенных, вешалок для полотенец, ковриков резиновых - 2шт., корзин для мусора, полок для туалетных принадлежностей;
- в комнате отдыха - занавесок с карнизом на каждое окно, кресел полумягких - 3 шт., столов журнальных, стульев полумягких - 4 шт., тумбочек под телевизор, телевизора, репродукторов, диванов мягких;
- в комнате для занятия физической культурой - стеллажей для спортинвентаря, скамей деревянных, вешалок настенных.
Обязать ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю при поступлении соответствующего финансирования оборудовать и приобрести в ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю:
- помещением для поведения отпусков осужденными;
- во всех спальных помещениях - репродукторов, баков для питьевой воды, подставок под баки для питьевой воды;
- в комнатах хранения личных вещей осужденных - лестниц переносных (стремянок).
В помещение для проведения отпусков при учреждении мебели и инвентаря:
- в прихожей - зеркала настенного, вешалки настенной;
- в жилой комнате - корзин для мусора, тумбочек прикроватных - 3 шт., столов обеденных 4-местных, стульев полумягких - 3 шт., шкафов платяных, полок книжных, репродукторов, приборов для воды, термометров, ковриков прикроватных - 3 шт., занавесок с карнизом на каждое окно, кроватей односпальных металлических с деревянными спинками - 3 шт.;
- в кухне - бачков для пищевых отходов, шкафов навесных, плиток электрических, холодильников бытовых, столов кухонных;
- в душевую, совмещенную с санузлом, - держателей или «карманов» для туалетной бумаги, зеркал настенных, вешалок настенных, вешалок для полотенец, ковриков резиновых - 2шт., корзин для мусора, полок для туалетных принадлежностей;
- в комнате отдыха - занавесок с карнизом на каждое окно, кресел полумягких - 3 шт., столов журнальных, стульев полумягких - 4 шт., тумбочек под телевизор, телевизора, репродукторов, диванов мягких;
- в комнате для занятия физической культурой - стеллажей для спортинвентаря, скамей деревянных, вешалок настенных.
В остальной части иска отказать.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ освободить Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от уплаты государственной пошлины.
Взыскать с ФКУ Белореченская ВК УФСИН России по Краснодарскому краю, расположенное по адресу: Краснодарский край, Белореченский район, пос. Заречный, ул. Клубная, 9А, госпошлину в доход федерального бюджета в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: Т.Н. Храпылина