Решение по делу № 2-992/2018 от 23.07.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                 23 ноября 2018 г.

    

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Кузнецовой Л.М.,

с участием:

истцов – Тришкина В.С., Оберемок В.А.,

представителей ответчика – администрации Тулунского муниципального района Абраменко С.Г., действующего на основании доверенности от ......, Вознюка А.В., действующего на основании доверенности от ......,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-991/2018 по иску Тришкина В.С., Тришкиной Т.К., Тришкина А.В., Гальчанской А.В., Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. к администрации Тулунского района, министерству финансов Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение взамен признанного аварийным,

установил:

Тришкин В.С., Тришкина Т.К., Тришкин А.В., Гальчанская А.В. обратились в суд с исковым заявлением к администрации Тулунского района об обязании предоставить жилое помещение взамен признанного аварийным.

В обоснование заявленных исковых требований они указали, что в период с ...... г. по ...... г. постоянно проживали в ****, общей площадью .......... кв.м, в том числе жилой – .......... кв.м, который был передан их семье в собственность на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ...... ***. Договор был зарегистрирован постановлением главы администрации от ...... *** и ...... в БТИ. Другого жилья они не имели.

...... главой администрации Иркутской области было принято постановление *** «О финансировании мероприятий по переселению жителей посёлка Белая Зима».

Во исполнение указанного постановления мэром Тулунского района Иркутской области ...... было издано распоряжение *** «О финансировании мероприятий по переселению жителей посёлка Белая Зима», которым была утверждена смета расходов на переселение жителей посёлка в размере .......... млн. рублей, а МУ «Финансовое управление Тулунского района» было поручено перечислить данные денежные средства, предоставленные за счёт средств экологического фонда администрации Иркутской области, на расчётный счёт МУП «Комхоз» для финансирования мероприятий по переселению жителей ****.

МУП «Комхоз» на основании распоряжения мэра района должно было производить оплату расходов в пределах утвержденной сметы и представлять отчёт о целевом расходовании выделенных денежных средств.

Однако на момент переселения с ...... г. по ...... г. они не получили финансирование в связи с проведением мероприятий по переселению.

...... вх. *** Тришкин В.С. обратился с заявлением в Комитет по Управлению муниципальным имуществом администрации Тулунского муниципального района (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом) о предоставлении ему сведений о выделении финансирования на переселение его семьи, либо выделения жилого помещения в ином населенном пункте, но ответом от ...... *** ему было сообщено, что Комитет по управлению муниципальным имуществом не располагает сведениями о том, какая сумма была выделена Тришкину В.С. во исполнение постановления от ...... ***.

Аналогичный ответ от ...... *** был дан об отсутствии информации о предоставлении жилья в связи с мероприятиями по переселению.

Ранее, ......, межведомственной комиссией было проведено обследование принадлежащего им жилого дома, по результатам которого составлен акт о том, что жилое помещение по адресу: ****, разрушено и восстановлению не подлежит.

В этот же день, ...... было выдано заключение межведомственной комиссии *** о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Их дом до настоящего времени не снят с учёта в Росреестре, компенсацию для осуществления переселения им никто не выдавал.

Просили: обязать ответчика – администрацию Тулунского района Иркутской области предоставить Тришкину В.С., Тришкиной Т.К., Тришкину А.В., Гальчанской А.В. взамен жилого помещения, признанного аварийным, новое жилое помещение площадью не менее .......... кв.м на каждого члена семьи в Тулунском районе Иркутской области (т. ..........).

Определениями Тулунского городского суда Иркутской области от ...... данное гражданское дело было объединено в одно производство для совместного разрешения и рассмотрения с гражданским делом *** по иску Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. к администрации Тулунского района об обязании предоставить жилое помещение взамен признанного аварийным (т. ..........), в котором истцы указали, что в период с ...... г. по ...... г. постоянно проживали в **** **** ****, общей площадью .......... кв.м, в том числе жилой – .......... кв.м, который был передан их семье в собственность на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ...... ***. Договор был зарегистрирован постановлением главы администрации от ...... *** и ...... в БТИ. Другого жилья они не имели, на момент переселения с ...... года по ...... год они не получили финансирование в связи с проведением мероприятий по переселению (т. ..........).

Просили: обязать ответчика – администрацию Тулунского района Иркутской области предоставить Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. взамен жилого помещения, признанного аварийным, новое жилое помещение площадью не менее .......... кв.м на каждого члена семьи в Тулунском районе Иркутской области.

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... в качестве соответчика по делу было привлечено Правительство Иркутской области (т. ..........).

Определением Тулунского городского суда Иркутской области от ...... была произведена замена ненадлежащего ответчика – Правительства Иркутской области на надлежащего – министерство финансов Иркутской области (т. ..........).

Истцы Тришкина Т.К., Тришкин А.В., Гальчанская А.В., Оберемок М.Н., Чипизубова А.В., Оберемок А.В., надлежащеим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель соответчика – министерства финансов Иркутской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. ч. 4, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец Тришкин В.С. исковые требования поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что принадлежащего ему дома по адресу: ****, нет, его дожгли охотники. Он выехал из этого дома с семьёй к сестре в д. **** в ...... г. В ...... г. в **** купил дачный домик по ****, в **** г. оформил на него право собственности. Другие члены его семьи, кроме дочери, зарегистрированы в этом же доме и проживают вместе с ним. Дочь временно зарегистрирована в служебной квартире в военном гарнизоне в ****. У жены, сына и дочери жилых помещений в собственности нет. В **** он приезжает почти каждый год, последний раз был в позапрошлом году. Сейчас в **** осталось 6 домов: два в новом поселке, где он жил, и четыре – в старом. Он, члены его семьи малоимущими не признавались, на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Решение об изъятии принадлежащего ему и членам его семьи жилого дома для государственных и муниципальных нужд не принималось.

Истец Оберемок В.А. исковые требования также поддержал в полном объёме. Суду пояснил, что принадлежащий ему дом по адресу: ****, почти весь разобран. Он вместе с семьёй выехал из этого дома осенью ...... г. к сестре в ****. Потом они снимали дом. В настоящее время он с семьёй проживает в доме матери в ****. Он члены его семьи зарегистрированы в этом доме. Жилых помещений в собственности он и члены его семьи не имеют. Он почти каждый год ездил в ****, последний раз был четыре года назад. Малоимущими он, члены его семьи признавались, на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят. Решение об изъятии принадлежащего ему и членам его семьи жилого дома для государственных и муниципальных нужд не принималось, не принималось и решение о признании его дома непригодным для проживания.

Представители ответчика – администрации Тулунского района Абраменко С.Г. и Вознюк А.В. исковые требования не признали, просили применить к спорным правоотношениям срок исковой давности.

Выслушав истцов, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ...... *** в собственность Тришкина В.С., Тришкиной Т.К., Тришкиной А.В., П. безвозмездно был передан жилой дом, расположенный по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, в том числе жилой – .......... кв.м. ...... данный договор был зарегистрирован постановлением главы администрации ***, а ...... – зарегистрирован в БТИ (т. ..........).

Право собственности на указанный дом и земельный участок под ним в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на ...... не зарегистрировано (т. ..........).

Согласно свидетельству об установлении отцовства ...... была составлена запись *** об установлении отцовства Тришкиным В.С. в отношении П. с присвоением ребёнку фамилии – Тришкин (т. ..........). При этом доля в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: ****, передавалась не П., которому после усыновления была изменена фамилия на Т., а П.

...... Тришкина А.В. вступила в брак с Г., изменив фамилию на Гальчанская (т. ..........).

На момент рассмотрения дела истцы Тришкин В.С., Тришкина Т.К., Тришкин А.В. проживают и зарегистрированы по адресу: ****, в доме, принадлежащем Тришкину В.С., право собственности на который зарегистрировано ...... на основании выписки из похозяйственной книги от ...... (т. ..........), при этом истцы Тришкин В.С. и Тришкин А.В. зарегистрированы по указанному адресу по месту проживания с ...... (т. ..........), а истец Тришкина Т.К. зарегистрирована в указанном жилом доме по месту проживания с ...... (л.д. ..........).

Гальчанская А.В. с ...... по ...... зарегистрирована по месту пребывания по адресу: **** (т. ..........).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ...... Тришкина Т.К., Тришкин А.В., Гальчанская А.В. иных объектов недвижимости в собственности не имеют (т. ..........).

На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ...... *** в собственность Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Оберемок А.В., Оберемок Ан.В. безвозмездно был передан жилой дом, расположенный по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м, в том числе жилой – .......... кв.м. ...... данный договор был зарегистрирован постановлением главы администрации ***, а ...... – зарегистрирован в БТИ (т. ..........).

Право собственности на указанный дом в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на ...... не зарегистрировано (т. ..........).

...... Оберемок Ан.В. вступила в брак с Ч., изменив фамилию на Чипизубова (т. ..........).

На момент рассмотрения дела истцы Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Оберемок А.В., Чипизубова А.В. проживают и зарегистрированы по адресу: ****, в доме, принадлежащем, согласно пояснениям истца Оберемок В.А., его матери.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости от ...... Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Оберемок А.В., Чипизубова А.В. иных объектов недвижимости в собственности не имеют (т. ..........).

Из протокола внутримуниципального образования «Кирейское» (далее – ВМО «Кирейское») *** следует, что на состоявшемся ...... заседании с повесткой дня «Переселение жителей **** в ****» присутствовало 82 человека. В своём выступлении глава ВМО «Кирейское» указал, что в связи с закрытием Белозиминское горнообогатительного комбината на ближайшие 10 лет нет перспективы для дальнейшей работы рудника, что вызвало массовую безработицу и ухудшение социального положения населения ****: ухудшение медицинского обслуживания, отсутствие возможности получения среднего образования, отсутствие торговых точек из-за расстояния от **** .......... км, отсутствия автобусного сообщения. Жители посёлка дали согласие на переезд в **** (т. ..........).

В решении Думы Тулунского района от ...... *** «О переселении жителей п. Белая Зима» указано, что п. Белая Зима находится на расстоянии 160 км от районного центра – г. Тулуна в труднодоступном районе: гористая местность (предгорье Саян), частые снегопады, снежные заносы, паводковые воды, которые перекрывают автомобильное сообщение, в посёлке отсутствуют: постоянное телефонное сообщение, градообразующие предприятия, социальная защищенность жителей. На ...... в посёлке проживает 36 семей (101 человек), имеется начальная малокомплектная школа, в которой обучается 5 детей, остальные дети обучаются в школах района либо не посещают учебные заведения вообще. Снабжение продуктами питания производится нерегулярно (автолавками), постоянной торговой точки в посёлке нет. Большие затраты падают на доставку жителей в райцентр (50 тыс. рублей в год). На ...... в районном центре занятости состоит на учёте 3 безработных, остальные трудоспособные жители не работают и на учёте не состоят. Трудоустроить население нет возможности, так как основное градообразующие предприятие – Белозиминский опытно-промышленный рудник ликвидирован. В посёлке проживает 15 пенсионеров. Жилая часть посёлка расположена на площади Средне-Зиминского месторождения тантала и ниобия. Компексные исследования, произведенные коллективами института геохимии СО РАН, Радиевого института имени Хлопина В.Г. (Санкт-Петербург), ГП «Сосновскгеология» и др. показали, что территория посёлка совершенно непригодна для проживания людей из-за повышенного уровня радиации – эффективная эквивалентная годовая доза превышает 5 м?в/ год (по данные международной комиссии по радиологической медицине (МКРЗ) при дозе 5-15 м?в/ год – объявляется чрезвычайная экологическая ситуация. Учитывая изложенное, районная Дума решила ходатайствовать перед губернатором Иркутской области о выделении средств в сумме 2956,343 тыс. рублей для переселения жителей посёлка Белая Зима в другие населённые пункты района (т. ..........).

Распоряжением заместителя главы администрации Иркутской области от ...... *** был утвержден состав рабочей комиссии по обследованию экологической обстановки в **** (т. ..........).

Постановлением мэра Тулунского района от ...... *** было решено создать рабочую комиссию по переселению жителей **** (т. ..........).

Постановлением главы администрации Иркутской области от ...... *** была утверждена смета на финансирование природоохранных мероприятий из средств государственного областного целевого бюджетного экологического фонда в ...... г. (т. ..........).

В п. 1.5.5 раздела 1.5 «Работы по оценке и ликвидации воздействия неблагоприятных факторов на здоровье населения» сметы на финансирование природоохранных мероприятий из средств государственного областного целевого бюджетного экологического фонда в ...... г. указан вопрос местного значения – переселение населения из ****, объём выделяемого финансирования – субсидия в размере 5 700,0 тыс. рублей, исполнитель – администрация Тулунского района (т. ..........).

Во исполнение указанного постановления главы администрации Иркутской области мэром г. Тулуна ...... было принято распоряжение *** «О финансировании мероприятий по переселению жителей посёлка Белая Зима», которым была утверждена смета расходов по переселению жителей **** в сумме .......... млн. рублей. Финансовому управлению Тулунского района было поручено перечислить указанные денежные средства, полученные из средств государственного областного целевого бюджетного экологического фонда, на расчётный счёт МУП «Комхоз» для финансирования мероприятий по переселению жителей ****. На МУП «Комхоз» возложена обязанность производить оплату в пределах утверждённой сметы и представлять отчёт о целевом финансировании средств в порядке и в сроки, согласованные с Главным финансовым управлением администрации области (т. ..........).

При этом в распоряжении мэра г. Тулуна от ...... *** неправильно указан номер постановления главы администрации Иркутской области от ...... ***, поскольку указанным постановлением рассматривался вопрос «О проекте закона области «О внесении изменений в Закон Иркутской области «О Перечне объектов областной государственной собственности, не подлежащих отчуждению» (т. ..........).

Распоряжения мэра г. Тулуна от ...... ***, ......***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... ***, ...... *** свидетельствуют приобретении жилых помещений для переселения жителей п. Белая Зима (т. ..........).

Представителями ответчика, соответчика было заявлено о пропуске истцами срока исковой давности (т. ..........).

Согласно п. 1 ст. 21 Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды», действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных задач создается единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды.

Пунктом 4 указанной статьи было предусмотрено, что экологические фонды расходуются на оздоровление окружающей природной среды, населения, проведение мер и программ по охране окружающей природной среды, воспроизводство природных ресурсов, научные исследования, внедрение экологически чистых технологий, строительство очистных сооружений, выплату компенсационных сумм гражданам на возмещение вреда, причиненного здоровью загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на окружающую природную среду, развитие экологического воспитания и образования, иные цели, связанные с охраной окружающей природной среды.

В соответствии с указанной нормой Закона постановлением Правительства Российской Федерации от ...... *** было утверждено Положение о Федеральном экологическом фонде Российской Федерации.

...... Малым Советом Иркутского областного Совета народных депутатов было принято решение № *** «Об утверждении Положения об областном внебюджетном экологическом фонде» (т. ..........).

6 февраля 1996 г. был принят Закон Иркутской области № 9-оз «Об областном внебюджетном экологическом фонде» (т. ..........), который в последующем был признан утратившим силу в связи с принятием 7 мая 2001 г. Закона Иркутской области № 21-оз «О государственном областном целевом бюджетном экологическом фонде» (т. ..........).

Согласно ст. 1 Закона Иркутской области «О государственном областном целевом бюджетном экологическом фонде», действовавшего на момент принятия постановления главы администрации Иркутской области от ...... ***, государственный областной целевой бюджетный экологический фонд (далее – фонд) – фонд денежных средств, образуемый в составе областного бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации за счёт доходов целевого назначения и иных поступлений, используемый по отдельной смете для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики по охране окружающей природной среды.

В статье 4 данного Закона Иркутской области указано, что управление и распоряжение средствами фонда осуществляется администрацией Иркутской области, которая является государственным заказчиком мероприятий и программ, связанных с охраной окружающей с охраной окружающей природной среды, разрабатывает и утверждает смету расходования средств фонда на текущий год в соответствии с бюджетом области на текущий год (п. 1).

Предоставление средств фонда осуществляется в следующих формах: субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам; бюджетные кредиты юридическим лицам, оплата мероприятий, выполненных по государственным контрактам (п. 2).

При этом к указанным правоотношениям не применяются: Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», поскольку имеют специальный субъектный состав граждан, которым предоставляются социальные гарантии.

Применение к данным отношениям Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» также невозможно, поскольку ст. 1 указанного Федерального закона определено, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (редакция Закона на момент возникновения спорных правоотношений).

При этом режим чрезвычайной ситуации в установленном законом порядке в связи с переселением жителей **** **** не вводился, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании, а единовременно принятая мера социальной поддержки не являлась эвакуационными мероприятиями в условиях чрезвычайной ситуации.

Согласно Закону Иркутской области от 16 декабря 2004 г. № 98-оз «О статусе и границах муниципальных образований Иркутской области» в картографическом описании границ Кирейского муниципального образования указан п. Белая Зима (приложение ***). **** как труднодоступный указан в п. 21 Перечня труднодоступных и малонаселенных местностей Иркутской области для целей Закона Иркутской области от 6 ноября 2012 г. № 105-оз «Об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области», а также в п. 25 Перечня местностей, удаленных от сетей связи, где пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от ......***.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 ст. 313 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.

Согласно ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Статьёй 196 этого же Кодекса установлен трехгодичный срок для защиты нарушенного права.

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьёй 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, было предусмотрено, что бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, годовой бюджет составлялся на один финансовый год, который соответствовал календарному году и длился с 1 января по 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращали свое действие 31 декабря (п. 2 ст. 264 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений ст. 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации под целевым бюджетным фондом понимался фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могли быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Одним из видов доходов бюджета в соответствии с п. 4. ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), которые относятся к безвозмездным поступлениям.

В судебном заседании истцы пояснили, что на момент переселения жителей из **** проживали в данном населённом пункте, а, следовательно, видели, что другим гражданам их посёлка предоставляются жилые помещения в **** и **** и знали о возникновении и них права на получение жилого помещения в связи с оказываемой единовременной помощью за счёт средств государственного областного целевого бюджетного экологического фонда в ...... году.

Таким образом, трёхлетний срок исковой давности на предъявление требований истёк в ......

Более того, Закон Иркутской области от 7 мая 2001 г. № 21-оз «О государственном областном бюджетном экологическом фонде» утратил силу с 1 января 2003 г. на основании Закона Иркутской области от 9 октября 2002 г. № 47-оз (т. ..........), а с 12 января 2002 г. утратил силу Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды» в связи с принятием Федеральных законов от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ и от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

В исковом заявлении истцы сослались также в качестве основания предоставления им жилого помещения на ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 – 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества от ...... *** следует, что объект недвижимости по адресу: ****, является квартирой.

В соответствии с ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Жилым домом, в силу ч. 2 указанной статьи признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

    Из акта обследования помещения от ......, составленного межведомственной комиссией Кирейского сельского поселения, усматривается, что проведенным обследованием квартиры многоквартирного жилого дома было установлено, что на земельном участке по адресу: ****, все строения разрушены до основания, земельный участок свободен от застройки (т. ..........).

На основании указанного акта обследования жилого помещения межведомственной комиссией было дано заключение о том, что жилой дом по адресу: ****, разрушен до основания и восстановлению не подлежит (т. ..........).

При этом доказательств принятия органом местного самоуправления Кирейского муниципального образования решений, предусмотренных п. *** Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ...... ***, Тришкиным В.С., Тришкиной Т.К., Тришкиным А.В., Гальчанской А.В. в суд не представлено, а ответчиками Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. не представлено также доказательств признания решением межведомственной комиссии Кирейского муниципального образования принадлежащего им жилого помещения непригодным для проживания.

Не представлено истцами и доказательств того, что жилой дом, в котором они проживали, в целом как многоквартирный признавался непригодным для проживания.

    В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Из указанного следует, что для случаев признания жилого помещения в установленном законом порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке возможна при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании истцы пояснили, что решений о признании их малоимущими нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не принималось.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу положений ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пп. «и» п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

    В судебном заседании стороны пояснили, что решений об изъятии жилого помещения для государственных или муниципальных нужд не принималось.

    Часть 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, на которую ссылаются истцы, указывает на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

    При этом данная норма не содержит указания на срок принятия такого решения органом местного самоуправления.

Более того, как пояснил истец Тришкин В.С., **** являются одним жилым домом. Следовательно, на истцах, как на собственниках, в силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, лежит обязанность по содержанию принадлежащего им жилого помещения.

Таким образом, исковые требования Тришкина В.С., Тришкиной Т.К., Тришкина А.В., Гальчанской А.В., Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. удовлетворению не подлежат.

Согласно ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

    в удовлетворении исковых требований Тришкина В.С., Тришкиной Т.К., Тришкина А.В., Гальчанской А.В., Оберемок В.А., Оберемок М.Н., Чипизубовой А.В. , Оберемок А.В. к администрации Тулунского района, Правительству Иркутской области об обязании предоставить жилое помещение взамен признанного аварийным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

    

Председательствующий                     Е.В. Татаринцева

2-992/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Оберемок В. А.
Информация скрыта
Оберемок М. Н.
Оберемок Владимир Александрович
Оберемок Марина Николаевна
Ответчики
МУ "Администрация Тулунского муниципального района"
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
23.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2018Передача материалов судье
27.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.08.2018Предварительное судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее