УИН 16RS0039-01-2023-000391-63
Дело №2-484/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
07 июня 2023 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Исаичевой В.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Нестеровой Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Киямовой Г.М. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения от отказе в назначении пенсии незаконным и обязании включении в страховой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком и назначении страховой пенсии по старости,
установил:
Истец обратилась в Заинский городской суд Республики Татарстан с вышеуказанным иском на том основании, что 06.03.2023 в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан подано заявление о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 13.03.2023 ответчик отказал в досрочном назначении пенсии, при этом незаконно не включил в длительный страховой стаж период ее отпуска по уходу за ребенком с 01.01.1987 по 05.11.1987. Считает, что решение об отказе в назначении пенсии является незаконным, при этом также считает, что отдел установления пенсий №11 ОСФР по РТ неправильно установил период ее отпуска по уходу за ребенком, указав дату его начала с 01.01.1987. Между тем она родила ребенка 05.11.1986 и со дня его рождения она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 05.11.1987.
Просит признать решение отдела установления пенсий №11 ОСФР по РТ от 13.03.2023 об отказе в установлении пенсии незаконным, обязать отделение СФР по РТ включить в страховой стаж назначения страховой пенсии по старости период ее отпуска по уходу за ребенком с 05.11.1986 до 05.11.1987 и назначить страховую пенсию по старости с даты обращения, то есть с 06.03.2023.
Истец Киямова Г.М. в судебное заседание, надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании 23.05.2023 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, с учетом уточнения исковых требований просила признать незаконным решением об отказе в назначении пенсии от 19.05.2023 и включить в длительный страховой стаж период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 01.01.1987 по 05.11.1987.
Представитель истицы Кимяовой Г.М.- адвокат М.Ю.В. с учетом уточнения исковых требований просил признать решение об отказе в назначении пенсии от 19.05.2023 незаконным, обязать включить в длительный страховой стаж истца период ее нахождения период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 01.01.1987 по 05.11.1987 и обязать назначить пенсию с даты обращения, то есть с 06.03.2023.
Представитель ответчика - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан М.Д.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в отзыве на исковое заявление просила рассмотреть дело без её участия, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование указано, что основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в законную силу с 01.01.2015. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотренный п.3 ч.1 ст.12 Закон №400-ФЗ к таковым не относится. Спорный период с 05.11.1986 по 31.12.1986 включен в страховой стаж истца, согласно решению не включен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.01.1987 по 05.11.1987. В соответствии с п.12.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" период отпуска по уходу за ребенком не подлежит включению в длительный стаж Киямовой Г.М., в связи с чем, просят в иске отказать.
Выслушав объяснения истца, представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Киямовой Г.М. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Конституции Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в указанный Федеральный закон внесены изменения.
Названным Федеральным законом предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста (до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно), по достижении которого при наличии требуемого стажа и индивидуального пенсионного коэффициента может быть назначена страховая пенсия на общих основаниях.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным Законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
Положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных Приложением 6 к указанному Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Лицам, которым в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного Приложением 6 (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года №350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
Согласно части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Таким образом, лица, имеющие страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. При этом в части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года закреплен особый порядок исчисления продолжительности страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона. В целях определения права названных лиц на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, то есть не в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности).
Согласно статье 14 ФЗ от 28 декабря 2013 года Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 06.03.2023 Киямова Г.М. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением ПФР от 19.05.2023 ей отказано в назначении досрочной страховой пении по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого страхового стажа.
Страховой стаж, исчисленный в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 01.01.2023 составил 35 лет 11 месяцев 17 дней, рекомендовано доработать 1 год 13 дней.
Для определения права на досрочную пенсию по старости за длительную работу ответчиком не включен период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с 01.01.1987 по 05.11.1987.
Как следует из архивной справки № от 02.03.2023 в личной карточке формы Т-2 имеется запись о нахождении истца в отпуске по уходе за ребненком с 01.01.1987 по 05.11.1987 (10 месяцев 5 дней). Как следует из решения ПФР от 19.05.2023 период с 05.11.1986 по 31.12.1986 включен в страховой стаж истца как период работы в организации Заинский торг.
Полагая, что ее права нарушены, в части не включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с учетом уточнения с 01.01.1987 по 05.11.1987 Киямова Г.М.. обратилась в суд с настоящим иском.
Исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период ухода за ребенком не подлежит включению в страховой стаж - 37 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, поскольку не поименован в части 1 статьи 11 и пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.
Кроме того, материалами дела не подтверждено, что в спорные периоды отпуска по уходу за ребенком в отношении истца, перечислялись страховые взносы в пенсионный фонд РФ, и спорные периоды не относятся законом к периоду временной нетрудоспособности подлежащему включению в страховой стаж для назначения досрочной пенсии при стаже 37 лет.
Довод истца и ее представителя, что ранее действующим законодательством предусматривалось включение отпусков по уходу за ребенком в специальный стаж, правового значения при рассмотрении настоящего спора не имеет, так стаж, в который истец просит включить оспариваемые периоды, к специальному не относится.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, принимая во внимание нормы пенсионного законодательства, подлежащие применению к спорным отношениям, суд приходит к выводу, что отказ пенсионного органа в назначении истцу страховой пенсии по старости при достижении ею возраста 56 лет в связи с недостаточностью требуемого страхового стажа является правомерным, так как при определении права на страховую пенсию в соответствии частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ, то есть ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, периоды отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет не учитываются.
При таких данных предусмотренных частью 9 статьи 13 Федерального закона №400-ФЗ правовых оснований для включения периодов отпусков до 1,5 лет при исчислении страхового стажа для назначения истцу страховой пенсии не имеется.
Поскольку принятые ответчиком периоды работы истца не образуют необходимый страховой стаж (не менее 37 лет), то достаточных условий для назначения истцу пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований истца следует отказать.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Киямовой Г.М. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании решения от отказе в назначении пенсии незаконным и обязании включении в страховой стаж периодов отпуска по уходу за ребенком и назначении страховой пенсии по старости отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Заинский городской суд Республики Татарстан.
Судья: Исаичева В.П.
Мотивированное решение составлено 15 июня 2023 года