Дело № 2а-243/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пос. Лотошино Московской области 31 августа 2018 года
Лотошинский районный суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Нетесовой Е.В.,
при секретаре Нефедовой Н.В.,
с участием заместителя прокурора Лотошинского района Московской области Чернова Р.М.,
административного истца Лебедева А.В.,
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района – Молчанова О.А.,
представителя заинтересованного лица Жихарева А.Ю. – Емельянова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Лебедева А. В. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области о признании незаконным и отмене решения от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года»,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедев А.В. обратился в суд с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района (далее ТИК) о признании незаконным и отмене решения от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года», указав в обоснование иска, что 14 июня 2018 года постановлением Совета депутатов Лотошинского муниципального района на 09 сентября 2018 года назначены выборы Главы Лотошинского муниципального района. Организующей комиссией на указанных выборах является Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района. 27 июля 2018 года он был зарегистрирован ТИК кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года.
31 июля 2018 года решением ТИК №__ кандидатом на указанных выборах был зарегистрирован Жихарев А.Ю., выдвинутый Региональным отделением политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области. Считает данное решение незаконным и подлежащим безусловной отмене по следующим основаниям.
В нарушение п. 2.1 ст. 33, п. 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидат Жихарев А.Ю. в своем заявлении о согласии баллотироваться указал несуществующую статью Уголовного кодекса РФ (159 прим. 3) и не указал название статьи, по которой он был осужден в 2014 году. Данное нарушение требований закона должно было быть классифицировано Территориальной избирательной комиссией как отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных п.п. 2 и 3 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также как сокрытие кандидатом Жихаревым А.Ю. сведений о своей судимости, что должно было повлечь за собой решение ТИК об отказе в регистрации кандидата Жихарева А.Ю. согласно п.п. «в2», «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Также при выдвижении Жихарева А.Ю. Региональным отделением политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области были допущены существенные нарушения Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» и Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области». Так в нарушение п. 1.1 ст. 26 Закона Московской области « О муниципальных выборах в Московской области» решение о выдвижении Жихарева А.Ю., представленное в ТИК не содержит решения Конференции регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области от 11 июля 2018 года о предоставлении определенному органу избирательного объединения права отзыва кандидата.
Действующим законодательством РФ уполномоченным органом по контролю за деятельностью политических партий и их структурных подразделений является Министерство юстиции РФ и его территориальные органы. По имеющейся информации Управление Министерства юстиции РФ по Московской области не получало информации о проведении Региональным отделением политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области 11 июля 2018 года конференции, на которой будет выдвинут кандидат на должность Главы Лотошинского муниципального района и не имело возможности направить своего представителя на указанную конференцию. Указанные факты должны были быть квалифицированы Территориальной избирательной комиссией Лотошинского района как несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях» и обязаны были повлечь за собой решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района об отказе в регистрации кандидата Жихарева А.Ю., выдвинутого политической партией, на основании п.п. «б» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Кроме того, Жихаревым А.Ю. допущены нарушения оформления форм документов, установленных Указом Президента РФ и необходимость предоставления которых по данной форме установлена п. 3.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. В наименовании всех 8 сведений (на себя и на членов своей семьи), которые кандидат Жихарев А.Ю. сдал в избирательную комиссию, не вычеркнуты излишние сведения как того требует форма, утвержденная Указом Президента РФ. Данное нарушение Территориальная избирательная комиссия должна была расценить как наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении кандидата, документов, оформленных в нарушением требований Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, что должно было повлечь за собой решение об отказе в регистрации кандидата согласно п. « в1» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
Несоблюдение Территориальной избирательной комиссией Лотошинского района требований федерального и регионального избирательного законодательства и принятие ею незаконного решения от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года», нарушает принцип равенства кандидатов, установленный ст. 39Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и данное решение подлежит отмене.
На основании изложенного, он просит суд признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года».
В судебном заседании административный истец Лебедев А.В. поддержал заявленный административный иск.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района МО.в О.А. заявленный Лебедевым А.В. административный иск признал полностью и просил суд удовлетворить иск Лебедева А.В. в полном объеме.
Заинтересованное лицо Жихарев А.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, его интересы в судебном заседании представляет по доверенности Емельянов А.А., что в соответствии с ч. 3 ст. 243 КАС РФ позволяет суду рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица Жихарева А.Ю..
Представитель заинтересованноголица Жихарева А.Ю. – Емельянов А.А. возражает против удовлетворения заявленных Лебедевым А.В. административных исковых требований, считает, что заявленные административным истцом Лебедевым А.В. исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку им пропущен предусмотренный п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" десятидневный срок обращения в суд, который в соответствии с п. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует исчислять со принятия ТИК оспариваемого решения – с 31 июля 2018 года включительно и который окончился 09 августа 2018 года. Административное исковое заявление Лебедева А.В. об оспаривании решения ТИК о регистрации Жихарева А.Ю. поступило в суд 10 августа 2018 года, то есть на 11 день со дня вынесения ТИК решения о регистрации Жихарева А.Ю., при этом указанный десятидневный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит. Сведения о судимости Жихаревым А.Ю. были указаны в соответствии со сведениями о них, указанными в справке ГУ МВД России по Московской области от 10 мая 2017 года №__, поэтому вины Жихарева А.Ю. в данном случае не имеется. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ТИК за три до дня до принятия решения о регистрации Жихарева А.Ю. должна была уведомить его овыявленных недостатках в представленных им документах и сведениях и предоставить время для внесения исправлений, однако, ТИК указанную обязанность не выполнила. Учитывая изложенные обстоятельства, он считает, что заявленный Лебедевым А.В. административный иск удовлетворению не подлежит.
Прокурор Чернов Р.М. считает, что заявленные Лебедевым А.В. административные исковые требования об отмене решения ТИК о регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку Жихаревым А.Ю. в заявлении ТИК о согласии баллотироваться указаны недостоверные сведения о его судимости, не указанонаименования статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден, что следует расценивать как сокрытие Жихаревым А.Ю. сведений о своей судимости. Кроме того, Жихаревым А.Ю. как кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области не представлены сведения о принадлежащем ему как кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, так как в поданных в ТИК справках указанного образца Жихарев А.Ю. указал, что он является кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Лотошинского муниципального района Московской области от 14 июня 2018 года №__ назначена дата выборов Главы Лотошинского муниципального района Московской области на воскресенье 09 сентября 2018 года.
Организующей комиссией на указанных выборах является Территориальная избирательная комиссия Лотошинского района.
Решением конференции Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области от 11 июля 2018 года было решено выдвинуть от избирательного объединения Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области кандидата на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года, Жихарева А.Ю.. Выписка из протокола указанной конференции была своевременно направлена в ТИК.
25 июля 2018 года в ТИК обратился Жихарев А.Ю. с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района, указав в заявлении, что его кандидатура была выдвинута избирательным объединением – Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области. Вместе с заявлением Жихарев А.Ю. предоставил ТИК необходимый для регистрации пакет документов.
При этом в заявлении о согласии баллотироваться Жихарев А.Ю. указал, что 03.09.2014 года он осужден Лотошинским районным судом Московской области по ч. 3 ст. 159 прим. 3 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком на 1 год (судимость досрочно погашена 03.11.2014 г.).
В подтверждение сведений о судимости Жихарев А.Ю. предоставлял в ТИК для обозрения справку ГУ МВД России по Московской области от 10 мая 2017 года №__, в которой указано, что Жихарев А.Ю. 03.09.2014 года осужден Лотошинским районным судом Московской области по ч. 3 ст. 159 прим. 3 УК РФ.
Среди прочих документов, Жихаревым А.Ю. были предоставлены в ТИК справки установленного образца о принадлежащем ему как кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, при этом в указанных справках Жихарев А.Ю. указал, что он является кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области.
В поданных Жихаревым А.Ю. в ТИК справках о расходах его как кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, при заполнении вводной части справок, в которой кандидат сообщает, в отношении кого она составлена (самого кандидата, его супруги, несовершеннолетних детей), Жихаревым А.Ю. ненужные сведения не вычеркнуты. В остальном названные выше справки, содержат требуемые по закону сведения в отношении кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей, в том числе в объеме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.
Решением ТИК от 31 июля 2018 года №__ Жихарев А.Ю., выдвинутый избирательным объединением – Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, был зарегистрирован кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.
Решением ТИК от 07 августа 2018 года за №__ регистрация Жихарева А.Ю. кандидата на должность Главы Лотошинского района Московской области была аннулирована в связи с отсутствием у Жихарева А.Ю. пассивного избирательного права.
Решением Лотошинского районного суда Московской области от 16 августа 2018 года было признано незаконным и отменено решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 07 августа 2018 года №__ «Об аннулировании регистрации Жихарева А. Ю. кандидата на должность Главы Лотошинского муниципального района на выборах Главы Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года», с учетом апелляционного определения Московского областного суда от 29 августа 2018 года указанное решение Лотошинского районного суда вступило в законную силу 29 августа 2018 года.
При этом судом установлено, что Жихарев А.Ю. приговором Лотошинского районного суда Московской области от 03 сентября 2014 года был осужден по ст. 159.2 ч. 3 УК РФ к одному году лишения свободы на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком на один год.
Постановлением Лотошинского районного суда Московской области от 03 июня 2015 года Жихарев А.Ю. был освобожден от отбывания наказания по приговору Лотошинского районного суда Московской области от 03 сентября 2014 года вследствие акта об амнистии в соответствии со ст. 84 УК РФ.
Административный истец Лебедев А.В. решением ТИК от 27 июля 2018 года за№__ зарегистрирован кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.
Изложенные обстоятельства полностью подтверждаются объяснениями участников судебного разбирательства, исследованными в судебном заседании материалами дела.
Согласно ч. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа обобразовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
На основании ч. 2.1 ст. 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно п. 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о судимости кандидата - сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации
Судом установлено, что Жихарев А.Ю. приговором Лотошинского районного суда от 03 сентября 2014 года был осужден по ст. 159.2 ч. 3 УК РФ, при этом в заявлении о согласии баллотироваться на должность Главы Лотошинского муниципального района Жихарев А.Ю. указал, что осужден по ч. 3 ст. 159 прим. 3 УК РФ.
Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться Жихарев А.Ю. в нарушение требований п. 58 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"не указал наименование статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой он был осужден.
При этом указанные сведения о судимости восполнению в соответствии с требованиями п. 1.1. ст. 38Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не подлежат.
Ссылки представителя заинтересованного лица Жихарева А.Ю. – Емельянова А.А. на то обстоятельство, что Жихарев А.Ю. в своем заявлении о согласии баллотироваться указал сведения о судимости в точном соответствии с информацией о его судимости, указанной в справке ГУ МВД России по Московской области от 10 мая 2017 года №__, что освобождает его от ответственности за достоверность указанныхсведений, являются несостоятельными и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку согласно действующего избирательного законодательства представление достоверных сведений о судимости является обязанностью кандидата и Жихарев А.Ю., будучи лицом имевшим судимость, присутствовавший при оглашении приговора суда и после оглашения получивший копию данного приговора суда, обладал достоверной информацией о статье Уголовного кодекса РФ, по которой он был осужден, и которую должен был указать в заявлении о согласии баллотироваться.
Таким образом, в заявлении о согласии баллотироваться на должность Главы Лотошинского муниципального района Жихарев А.Ю. сообщил ТИК недостоверные сведения об имевшейся у него судимости, что суд расценивает как сокрытие Жихаревым А.Ю. сведений об имевшейся у него судимости.
В соответствии с п.п. «е» п. 24 ст. 38Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с п. 2.1 ст. 33 настоящего Федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Установление судом факта сокрытия кандидатом Жихаревым А.Ю. сведений о своей судимости в соответствии с п. «з» ч. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"является основанием для отмены оспариваемого решения ТИК о регистрации Жихарева А.Ю. в качестве кандидата на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года.
Кроме того, согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат представляет в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной названным выше Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а"); о своих расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").
Аналогичные положения установлены п. 6 ст. 23, п. 1 ст. 30 Закона Московской области от 04.06.2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Форма справок, в которых должны быть отражены указанные сведения, утверждена Указом Президента РФ от 06.06.2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту РФ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ".
Пунктом 3 Указа установлено, что в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным данным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующихграфах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
В вводных частях форм справок приведена информация о том, что кандидат сообщает сведения о принадлежащем ему, его супруге (ее супругу), его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, а также о понесенных ими расходах. При этом в скобках указано на необходимость зачеркнуть ненужное.
Согласно сноске 6 к форме справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, если за пределами территории Российской Федерации не имеется недвижимого имущества, то в графе "Наименование имущества" раздела 2 "Сведения об имуществе" проставляется слово "отсутствует" и остальные графы раздела 2 и графы раздела 3 не заполняются.
К числу оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"относится наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона (подпункт "в.1"); отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт "в"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иным законом (подпункт "в.2").
Аналогичные положения в отношении отказа в регистрации кандидатов предусмотрены пунктами 4, 5, 6 части 24 статьи 30 Закона Московской области от 04 июня 2013 г. N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области".
Судом установлено, что 25 июля 2018 года Жихаревым А.Ю. были предоставлены в ТИК справки установленного образца о расходах его как кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, в которых при заполнении вводной части справок, в которой кандидат сообщает, в отношении кого она составлена (самого кандидата, его супруги, несовершеннолетних детей), Жихаревым А.Ю. ненужные сведения не вычеркнуты.
В остальном названные выше справки, содержат требуемые по закону сведения в отношении кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей, в том числе в объеме, необходимом для решения вопроса о регистрации кандидата.
В представленных справках в разделе 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях" содержится исчерпывающая информация о лицах, в отношении которых она подана, а также о степени их родства с кандидатом. В связи с этим, сохранение ввводной части справки лишних сведений не может быть истолковано как искажение представленной информации и нарушение формы справки.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны Жихарева А.Ю. нарушений установленной Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546 формы справок и считает доводы истца в указанной части несостоятельными.
Однако, в представленных в ТИК справках о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории РФ, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, Жихарев А.Ю. указал, что он является кандидатом на должность Главы сельского поселения Микулинское Лотошинского муниципального района Московской области, а не на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области.
До принятия ТИК оспариваемого решения о регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района, Жихарев А.Ю. не воспользовался возможностью не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации в качестве кандидата, заменить представленный документ, оформленный с нарушением требований закона.
При том, что в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат вправе исправить недостаток в документе, оформленном с нарушением требований закона, путем замены такого документа, чего Жихаревым А.Ю. сделано не было.
Изложенные выше обстоятельства суд расценивает как не предоставление Жихаревым А.Ю. как кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года, в избирательную комиссию составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерацииот 06.06.2013 г. N 546, сведений о принадлежащем ему как кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся запределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации,что в соответствии сп.п. «в», «в.1», «в.2» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года.
Судом установлено, что кандидатура Жихарева А.Ю. была выдвинута избирательным объединением – Региональным отделением политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, что подтверждается решением конференции Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области от 11 июля 2018 года.
В силу части 1.1 статьи 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидата оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом). В случае, если избирательное объединение не имеет печати, документ заверяется печатью регионального отделения избирательного объединения.
В документе указываются: 1) число зарегистрированных делегатов (участников) соответственно съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения; 2) число делегатов (участников), необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата, в соответствии с уставом избирательного объединения; 3) информация о согласовании выдвижения кандидата с соответствующим органом избирательного объединения в случае, если это предусмотрено уставом избирательного объединения;4) решение о выдвижении кандидата; 5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения и о предоставлении определенному органу избирательного объединения права назначения и отзыва уполномоченных представителей в период избирательной кампании; 6) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения права отзыва кандидата; 7) решение о предоставлении определенному органу избирательного объединения иных полномочий, предусмотренных уставом избирательного объединения; 8) дата принятия решения.
Судом установлено, что решение Конференции регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области от 11 июля 2018 года о выдвижении Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района, назначенных на 09 сентября 2018 года, представленное в ТИК, не содержит предусмотренные положениями ч. 1.1 ст. 26 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» сведения о предоставленииопределенному органу избирательного объединения права отзыва кандидата, что является существенным нарушением ст. 26 Закона Московской области от 04 июня 2013 года № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» и ст. 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», и в соответствии сподпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации Жихарева А.Ю. в качестве кандидата на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах, назначенных на 09 сентября 2018 года.
Доводы административного истца и представителя административного ответчика о том, что Управление Министерства юстиции РФ по Московской области не получало информации о проведении Региональным отделением политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области 11 июля 2018 года конференции, на которой будет выдвинут кандидат на должность Главы Лотошинского муниципального района, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку данные доводы являются голословными, доказательствв подтверждении данных доводов стороны суду не представили, при том, что из имеющейся в материалах административного дела копии решенияконференции Регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области от 11 июля 2018 года явствует, что о проведении конференции среди прочих было извещено и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области.
Доводы представителя заинтересованного лица Жихарева А.Ю. – Емельянова А.А. о том, что административным истцом Лебедевым А.В. пропущен предусмотренный п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" десятидневный срок обращения в суд, суд считает несостоятельными и не может принять их во внимание по следующим основаниям.
Согласно ч. 4 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Аналогичные положения содержатся в п. 2 ст. 78 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" В соответствии с частью 1 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальные действия совершаются в процессуальные сроки, установленные данным Кодексом.
Течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало (часть 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
При этом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 Постановления от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разъяснил, что статьей 11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрен порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных Главой 9 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Указанная норма определяет порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены статьями 107 и 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение ТИК о регистрации кандидата Жихарева А.Ю. было принято 31 июля 2018 года, в суд с административным иском об оспаривании данного решения административный истец Лебедев А.В. обратился 10 августа 2018 годав связи с чем срок обращения за судебной защитой Лебедевым А.В. не пропущен.
Таким образом, судом установлено, при подаче заявления о согласии баллотироваться на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года, Жихарев А.Ю. скрыл достоверные сведения о своей судимости, в заявлении о согласии баллотироваться не указал наименование статьи, по которой он был осужден, и не представил как кандидат на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, Решение Конференции регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Московской области от 11 июля 2018 года о выдвижении Жихарева А.Ю. оформлено с нарушением требований действующего регионального и федерального законодательства.
Указанные обстоятельства в соответствии сп.п. «б», «в», «в.1», «в.2», «е» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" являлись основанием для отказа ТИК в регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года, однако, ТИК 31 июля 2018 года за №__ в нарушение требований указанных положений п. 24 ст. 38 названного Федерального закона приняла решение о регистрации Жихарева А.Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
На основании изложенного, суд, выслушав участников судебного разбирательства, заключение прокурора, исследовав материалы дела,суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение ТИК от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года» было принято с нарушением требований, предусмотренных положениями п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем в соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанное решение ТИК от 31 июля 2018 года №__ является незаконным и подлежит отмене.
Таким образом, заявленные Лебедевым А.В. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области административные исковые требования о признании незаконным и отмене решения от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года» являются законными, обоснованным и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 157 КАС РФ признание заявленного Лебедевым А.В. административного иска административным ответчиком судом принимается.
Руководствуясь ст.ст.175 – 180, 186, 244 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявленные Лебедевым А. В. к Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района Московской области административные исковые требования о признании незаконным и отмене решения от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года» удовлетворить полностью.
Признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Лотошинского района от 31 июля 2018 года №__ «О регистрации Жихарева А. Ю. кандидатом на должность Главы Лотошинского муниципального района Московской области на выборах Главы Лотошинского муниципального района Московской области, назначенных на 09 сентября 2018 года».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление в Московский областной суд через Лотошинский районный суд Московской области в течение пяти дней со дня провозглашения решения.
Председательствующий: __________________________________