К О П И Я
Дело № 7-433/2024
РЕШЕНИЕ
22 октября 2024 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. природоохранного прокурора Вихарева С.А. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Ямалкоммунэнерго»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Яворского Я.М. от 02 июля 2024 года № 03/4-241/2024 юридическое лицо АО «Ямалкоммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 августа 2024 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте и.о. природоохранный прокурор Вихарев С.А. просил решение отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
Защитник АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедов Э.Н. в судебном заседании с доводами протеста не согласился, указал, что доказательств осуществления Обществом загрязнений атмосферного воздуха в материалах дела не имеется.
Должностное лицо контролирующего органа, природоохранный прокурор извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 этого же закона эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 30 этого же федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, помимо прочего, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды от 15.09.2017г. № 498, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ГОУ (газоочистная установка) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (пункт 9 Правил N 498).
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Закона об охране атмосферного воздуха действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 Закона об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что одним из видов экономической деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» (далее Общество) является деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (код 35.30) (л.д. 100 адм. материала).
АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляется хозяйственная деятельность, сопряженная с эксплуатацией объекта теплоснабжения на территории с.Яр-Сале. Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа : «площадка № 4- котельная № 4» с отнесением его к категориям негативного воздействия на окружающую среду, к объектам III категорий (л.д. 71 адм. материала).
В отношении деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» природоохранным прокурором ЯНАО проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой должностное лицо пришло в выводу, что в нарушение ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.15, п.5 ст.16, п.1 ст.16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также п.8 и 9 утвержденных приказа Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 Правил эксплуатации установок очистки газа отсутствуют установки очистки газа на оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектах (л.д. 53 адм. материала).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении Общества дела об административном правонарушении по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ и привлечения юридического лица к административной ответственности на основании постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Яворского Я.М. № 03/4-241/2024 от 02 июля 2024 года (л.д. 22-25, 4-8 адм. материала).
Отменяя постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности, судья исходил из того, что подобная обязанность у АО «Ямалкоммунэнерго» отсутствует в связи с тем, что со стороны этой организации при эксплуатации объектов теплоснабжения не допущено превышения предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Соглашаясь с выводами судьи, прихожу к выводу, что в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности отсутствует указание на специальные нормы права, которые обязывали бы АО «Ямалкоммунэнерго» при эксплуатации названного выше объекта оборудовать его установками очистки газа.
Обществом осуществляется инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ от них, объект поставлено на учет в качестве объектов негативного воздействия, разработаны и утверждены нормы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, фактические выбросы не превышают предельно допустимых, установленных разрешением на выброс, сведения статистического наблюдения по форме 2-ТП подаются.
Прокурором доказательств, что при всех этих условиях выбросы загрязняют атмосферный воздух сверх установленных лимитов, не представлено.
Вопреки доводам протеста, из приведенных выше норм права, которые также учитывались при вынесении постановления в отношении Общества, не следует, что установки очистки газа должны быть установлены в безусловном порядке на всех капитальных объектах.
Из буквального содержания приведенных выше норм следует, что они носят бланкетный характер. Наличие установок очистки газа предусматривается ими не в безусловной форме, а в зависимости от положений правил охраны атмосферного воздуха, то есть наличие установок очистки газа должно быть предусмотрено другими нормативными актами.
В ходе проверки, проведенной в отношении АО «Ямалкоммунэнерго», не установлено нарушений конкретных правовых норм, связанных с установкой и эксплуатацией установок очистки газа. Состав правонарушения в действиях Общества, связанных с обстоятельствами, которые явились предметом проверки со стороны контролирующего органа, отсутствует.
При таких обстоятельствах, выводы судьи в обжалуемом решении является верными.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 августа 2024 года в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, протест - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В. Мочалова
Дело № 7-433/2024
РЕШЕНИЕ
22 октября 2024 года г. Салехард
Судья суда Ямало-Ненецкого автономного округа Мочалова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест и.о. природоохранного прокурора Вихарева С.А. на решение судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 августа 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении АО «Ямалкоммунэнерго»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Яворского Я.М. от 02 июля 2024 года № 03/4-241/2024 юридическое лицо АО «Ямалкоммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда ЯНАО от 26 августа 2024 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте и.о. природоохранный прокурор Вихарев С.А. просил решение отменить, вернуть дело на новое рассмотрение.
Защитник АО «Ямалкоммунэнерго» Ахмедов Э.Н. в судебном заседании с доводами протеста не согласился, указал, что доказательств осуществления Обществом загрязнений атмосферного воздуха в материалах дела не имеется.
Должностное лицо контролирующего органа, природоохранный прокурор извещались о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 16.1 этого же закона эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 30 этого же федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, помимо прочего, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Приказом Минприроды от 15.09.2017г. № 498, запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
ГОУ (газоочистная установка) должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (пункт 9 Правил N 498).
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Закона об охране атмосферного воздуха действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались побочные продукты производства, информацию о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи отражают в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в соответствии с порядком, установленным статьей 67 Закона об охране окружающей среды.
Из материалов дела следует, что одним из видов экономической деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» (далее Общество) является деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды, кондиционирование воздуха (код 35.30) (л.д. 100 адм. материала).
АО «Ямалкоммунэнерго» осуществляется хозяйственная деятельность, сопряженная с эксплуатацией объекта теплоснабжения на территории с.Яр-Сале. Ямальского района, Ямало-Ненецкого автономного округа : «площадка № 4- котельная № 4» с отнесением его к категориям негативного воздействия на окружающую среду, к объектам III категорий (л.д. 71 адм. материала).
В отношении деятельности АО «Ямалкоммунэнерго» природоохранным прокурором ЯНАО проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой должностное лицо пришло в выводу, что в нарушение ст.34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст.15, п.5 ст.16, п.1 ст.16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», а также п.8 и 9 утвержденных приказа Минприроды России от 15 сентября 2017 года № 498 Правил эксплуатации установок очистки газа отсутствуют установки очистки газа на оказывающих негативное воздействие на окружающую среду объектах (л.д. 53 адм. материала).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения прокурором в отношении Общества дела об административном правонарушении по ч.3 ст.8.21 КоАП РФ и привлечения юридического лица к административной ответственности на основании постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного экологического надзора и надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Яворского Я.М. № 03/4-241/2024 от 02 июля 2024 года (л.д. 22-25, 4-8 адм. материала).
Отменяя постановление должностного лица о привлечении к административной ответственности, судья исходил из того, что подобная обязанность у АО «Ямалкоммунэнерго» отсутствует в связи с тем, что со стороны этой организации при эксплуатации объектов теплоснабжения не допущено превышения предельно допустимых нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Соглашаясь с выводами судьи, прихожу к выводу, что в постановлении о привлечении Общества к административной ответственности отсутствует указание на специальные нормы права, которые обязывали бы АО «Ямалкоммунэнерго» при эксплуатации названного выше объекта оборудовать его установками очистки газа.
Обществом осуществляется инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ от них, объект поставлено на учет в качестве объектов негативного воздействия, разработаны и утверждены нормы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, фактические выбросы не превышают предельно допустимых, установленных разрешением на выброс, сведения статистического наблюдения по форме 2-ТП подаются.
Прокурором доказательств, что при всех этих условиях выбросы загрязняют атмосферный воздух сверх установленных лимитов, не представлено.
Вопреки доводам протеста, из приведенных выше норм права, которые также учитывались при вынесении постановления в отношении Общества, не следует, что установки очистки газа должны быть установлены в безусловном порядке на всех капитальных объектах.
Из буквального содержания приведенных выше норм следует, что они носят бланкетный характер. Наличие установок очистки газа предусматривается ими не в безусловной форме, а в зависимости от положений правил охраны атмосферного воздуха, то есть наличие установок очистки газа должно быть предусмотрено другими нормативными актами.
В ходе проверки, проведенной в отношении АО «Ямалкоммунэнерго», не установлено нарушений конкретных правовых норм, связанных с установкой и эксплуатацией установок очистки газа. Состав правонарушения в действиях Общества, связанных с обстоятельствами, которые явились предметом проверки со стороны контролирующего органа, отсутствует.
При таких обстоятельствах, выводы судьи в обжалуемом решении является верными.
Руководствуясь ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 августа 2024 года в отношении АО «Ямалкоммунэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьей 8.21 КоАП РФ, оставить без изменения, протест - без удовлетворения.
Судья (подпись) Н.В. Мочалова