Решение по делу № 3а-83/2022 (3а-397/2021;) от 15.12.2021

Дело № 3а-83/2022

УИД 21OS0000-01-2021-000313-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 января 2022 года г. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики под председательством судьи Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Филиппове К.С.,

с участием представителя административного истца Машугиной М.С., действующей на основании доверенности, представившей диплом о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайловой Р.Г., действующей на основании доверенности и представившей диплом о высшем юридическом образовании,

представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В. действующей на основании доверенности и представившей диплом о высшем юридическом образовании,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтное специализированное монтажное управление» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости,

у с т а н о в и л :

ООО «Ремонтное специализированное монтажное управление» (далее административный истец) обратилось в суд с административным иском к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики (далее административные ответчики) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером -, общей площадью - кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственной базы, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по адресу: Чувашская Республика, -, в размере его рыночной стоимости, равной - рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований указав, что административному истцу на праве собственности принадлежит указанный объект недвижимости. Согласно данным выписки из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного объекта по состоянию на 01 января 2019 года установлена в размере - руб., не согласившись с ней, административный истец обратился к оценщику. Согласно отчету об определении рыночной стоимости земельного участка от 20 ноября 2021 года № -, выполненного - по состоянию на 01 января 2019 года рыночная стоимость земельного участка составляет - руб.

Установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует его рыночной стоимости, что влечет необоснованное увеличение земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости и соответственно нарушает права и законные интересы административного истца.

Представитель административного истца Машутина М.С., участвуя в судебном заседании, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, вновь привела их суду и просила удовлетворить.

Ответчик Кабинет Министров Чувашской Республики, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке явку представителя на судебное заседание не обеспечил.

Представитель административного ответчика Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Михайлова Р.Г., участвуя в судебном заседании, удовлетворение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В., участвуя в судебном заседании, удовлетворение заявленных требований оставила на усмотрение суда.

Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, явку представителей на судебное заседание не обеспечили.

Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В соответствии с частью 1 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд откладывает судебное разбирательство административного дела в случае, если в судебное заседание не явился: 1) кто-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания; 2) надлежащим образом извещенный административный ответчик, который не наделен государственными или иными публичными полномочиями и присутствие которого в судебном заседании в силу закона является обязательным или признано судом обязательным; 3) представитель лица, участвующего в деле, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное ведение административного дела с участием представителя.

Явка административных ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание не была признана обязательной.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Неявка в судебное заседание административного ответчика и заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, и суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года.

При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.

В частности ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).

Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ).

В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения ст. 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ( далее-решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения-до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

не применяются положения ст. 22 Федерального закона № 237-ФЗ;

рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.

Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237- ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.

Как видно из материалов дела, административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером -, общей площадью - кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственной базы, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенный по адресу: Чувашская Республика, -, о чем в Единый государственный реестр недвижимости 22 июня 2016 года внесена соответствующая запись о регистрации № -.

По смыслу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 131 ГК РФ, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Пунктом 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Таким образом, установленная кадастровая стоимость указанного земельного участка затрагивает права и обязанности административного истца.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 принято решение о переходе к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом «О государственной кадастровой оценке» на территории Чувашской Республики с 1 января 2017 года.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики.

Результаты определения кадастровой стоимости указанного земельного участка утверждены актом № 485 от 22.11.2019.

Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8 апреля 2020 года № 149 Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики переименовано в Бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики.

Согласно выписке из ЕГРН от 13 декабря 2021 № - кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером - по состоянию на 01 января 2019 года составляет - руб.

В обоснование заявленного требования административным истцом представлен отчет об оценке рыночной стоимости от 20 ноября 2021 года № -, составленный -, согласно которому рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет - руб. по состояниюна 01 января 2019 года

Как следует из представленного отчета, определение рыночной стоимости земельного участка произведено в соответствии с требованиями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утв. Приказом МЭРТ РФ от 20 мая 2015 года № 299, Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утв. утв. Приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 и др.

В отчёте указана дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цель и задание на оценку, итоговая величина стоимости объекта, ограничения и пределы применения полученной итоговой оценки; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.

Определение рыночной стоимости исследуемого объекта осуществлено с применением метода сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов, а также последующим использованием факторов, которые наиболее полно описывают отличия объекта оценки от объектов-аналогов и последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.

Итоговая рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта - придерживалось принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёт базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в отчёте приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.

Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, он содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, и соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости.

В силу положений, закрепленных в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, которые опровергали бы представленную административным истцом рыночную стоимость земельного участка, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы на предмет определения наличия в отчете нарушений требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию указанного отчета, к описанию объекта оценки, к методам расчета рыночной стоимости конкретного объекта оценки, и иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, в том числе правильно ли были определены факторы, влияющие на стоимость объекта недвижимости, допускались ли ошибки при выполнении математических действий, является ли информация, использованная оценщиком достоверной, достаточной, проверяемой, заявлено не было.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями175,180,249Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Ремонтное специализированное монтажное управление» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером -, общей площадью - кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешённого использования: для эксплуатации производственной базы, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, по адресу: Чувашская Республика, -, в размере его рыночной стоимости, равной - рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 15 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Н.Э.Фомина

Мотивированнее решение изготовлено: 24.01.2022

3а-83/2022 (3а-397/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Ремонтное специализированное монтажное управление"
Ответчики
БУ "Чуваштехинвентаризация"
Министерство экономического развития и имущественных отношений ЧР
Кабинет Министров ЧР
Другие
Администрация г. Чебоксары
Управление Росреестра
Машугина Маргарита Сергеенва
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Орлова И.Н.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
15.12.2021Регистрация административного искового заявления
16.12.2021Передача материалов судье
21.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2022Судебное заседание
24.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее