РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 17 января 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Ломакиной С.В.,
с участием административного истца Волошина С.П.
представителя административного ответчика УФНС России по Тюменской области Винокурова М.А.
представителя административного ответчика ИФНС России № 1 по г. Тюмени Шардакова В.А.
при секретаре Устюговой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-848/2018 по административному исковому заявлению Волошина С.П. о признании ответа УФНС России по Тюменской области от 17.11.2017г. не соответствующим действующему законодательству РФ и обязании ее исполнить требования закона, исчисляя налогообложение его автомобиля в соответствии со сравнительной таблицей категории транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН
УСТАНОВИЛ:
Волошин С.П. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать ответ УФНС России по Тюменской области от 17.11.2017г. не соответствующим действующему законодательству РФ и обязании ее исполнить требования закона, исчисляя налогообложение его автомобиля в соответствии со сравнительной таблицей категории транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. Требования мотивирует тем, что в 2015г. им было получено уведомление об уплате транспортного налога на а/м Фольксваген Амарок г/н №, как на грузовой автомобиль, не смотря на то, что он его использует как легковой по водительскому удостоверению категории «В». В 2016г. ситуация повторилась. При обращении в УФНС ему был дан ответ, что его автомобиль указан как грузовой, в связи, с чем с данным вопросом ему необходимо обратиться в ГИБДД для замены в ПТС записи на «легковой автомобиль». В обоснования своих требований истец ссылается на п.1 ст. 362 НК РФ, а так же на Положение о паспортах транспортных средств и Сравнительную таблицу КВТ ЕЭК ООН. Считает, что к нему должна быть применена льгота, и он должен был быть освобожден от уплаты налога.
От административного ответчика УФНС России по Тюменской области поступили возражения, в которых они просят в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что согласно абзацу первому статьи 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Законом Тюменской области от 19.11.2002 г. №93 «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки по транспортному налогу в Тюменской области. Налог начисляется на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (органы ГИБДД МВД России).
Таким образом, исходя из содержания данной нормы, налоговые органы не наделены правом самостоятельно определять тип и (или) категорию транспортного средства, в связи, с чем при исчислении суммы транспортного налога, подлежащей уплате по конкретному транспортному средству, ставка этого налога должна применяться налоговыми органами исключительно на основании и в соответствии с данными о типе и категории автомобиля, представленными подразделением ГИБДД МВД России.
Кроме того, ссылаются на то, что согласно Приложению 3 Положения к транспортным средствам категории «В» (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым либо к грузовым транспортным средствам. Из изложенного следует, что транспортный налог начислен правомерно, оснований для перерасчета транспортного налога, изменения типа транспортного средства, отсутствуют.
Аналогичные возражения представлены административным ответчиком ИФНС России № 1 по г. Тюмени.
Административный истец Волошин С.П. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в заявлении, суду пояснил, что аналогичная ситуация была с автомобилем его тестя, он обратился с заявлением в ИФНС №7, там с его доводами согласились и от уплаты налога тесть был освобожден. Ссылается на то, что в ПТС категория его транспортного средства указана «В», тип транспортного средства «грузовой - бортовой» указан, потому что при растаможки автомобиля, так было выгоднее. Поскольку его транспортное средство до 150 л.с., массой до 3,5 тонн, то к нему должна быть применена льгота, он должен быть освобожден от уплаты транспортного налога.
Представители административных ответчиков Винокуров М.А, Шардаков В.А. с заявленными требованиями не согласны, по основаниям, изложенным в возражениях.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу первому статьи 357 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса РФ, имеющих двигатели, определяется, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса РФ, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Законом Тюменской области от 19.11.2002 № 93 «О транспортном налоге» установлены ставки транспортного налога в Тюменской области.
Как указывает норма пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (органы ГИБДД МВД России).
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ, органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего год.
Данные сведения предоставляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17.09.2007 г. №ММ-3-09/536@, в которой предусмотрены такие показатели, как «Тип транспортного средства», «Назначение транспортного средства» и «Категория транспортного средства». Указанные регистрационные данные определяются, в том числе на основании сведений, указанных в ПТС.
Судом установлено, что истец с 30.04.2014г. имеет на праве собственности а/м Фольксваген Амарок, г/н №. Согласно ПТС <адрес> от 27.03.2014г. категория данного транспортного средства «В», тип транспортного средства «грузовой бортовой», мощность двигателя 140(103)л.с., разрешенная максимальная масса 3040 кг.
Согласно приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177 "Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при определении видов автотранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться: Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (действующим на момент заявленных требований), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 г. N 359, и Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации. Паспорт транспортного средства подтверждает, в том числе, наличие одобрения типа транспортного средства (постановление Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 г. N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов"), которое непосредственно указывается в паспорте транспортного средства.
Согласно пунктам 26 - 28 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации N 496, Министерства промышленной энергетики Российской Федерации N 192, Министерства экономического развития Российской Федерации N 134 от 23.06.2005 г., в строке 2 паспорта "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, присвоенное в порядке, установленном для изделий автомобильной промышленности, и приведенное в Одобрении либо в регистрационных документах и состоящее, как правило, из присвоенного транспортному средству буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимого от обозначения других транспортных средств; в строке 3 "Наименование (тип ТС)" указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением; в строке 4 "Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)" указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении.
В Конвенции о дорожном движении определено, что к категории транспортных средств "B" относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми. В приложении N 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и по классификации Конвенции о дорожном движении.
КВТ ЕЭК ООН определена следующая классификация транспортных средств: в том числе, M1 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя), N 1 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны, N 2 - Механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, M2 - Механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие более 8 мест для сидения (кроме места водителя) и максимальная масса которых не более 5 тонн.
Из изложенного следует, что категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может относиться как к легковым, так и грузовым транспортным средствам. Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство, безусловно, относится к легковому транспортному средству.
Грузовой - бортовой автомобиль, принадлежащий истцу, относится именно к указанной категории транспортных средств и для них законодателем, в частности на грузовые автомобили с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт), установлена отдельная ставка транспортного налога.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о том, что ответ УФНС по Тюменской области от 17.11.2017г. соответствует нормам закона, дан уполномоченным должностным лицом, в установленный законом срок.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Указанный ответ УФНС России по Тюменской области от 17.11.2017 г. № носит информационно-разъяснительный характер, какие либо обязанности на истца не возлагает, следовательно, препятствий для осуществления своих прав, свобод и реализации законных интересов не создает, в связи, с чем требования, заявленные и сформулированные заявителем, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 219, 227, 228, 178, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Волошину С.П. о признании ответа УФНС России по Тюменской области от 17.11.2017г. не соответствующим действующему законодательству РФ и обязании ее исполнить требования закона, исчисляя налогообложение его автомобиля в соответствии со сравнительной таблицей категории транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его мотивированной части путем подачи апелляционной жалобы в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд города Тюмени.
Мотивированное решение изготовлено 23.01.2018г.
Судья С.В. Ломакина