Копия
дело № 2а-1-75/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«5» сентября 2019 года пгт. Палана, Тигильский район, Камчатский край
Тигильский районный суд Камчатского края (постоянное судебное присутствие в поселке Палана, Тигильского района, камчатского края) в составе:
председательствующего - судьи Ловчева В.А.,
при секретаре Юрьевой А.А.,
с участием: представителя административного истца – И.о. заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края младшего советника юстиции Рулева П.В.,
в отсутствии: ответчиков – начальника Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Селивановой С.В. и директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» Буровой Ю.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края младшего советника юстиции Ли И.С. к Управлению образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконными бездействий Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», выразившиеся в неисполнении законодательства Российской Федерации о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан, возложении обязанностей по устранению выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурора Тигильского района Камчатского края младший советник юстиции Ли И.С. в порядке ч. 3 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ обратился в суд с указанным административным иском.
В поданном иске он указал, что в ходе проведенной проверки Усть-Хайрюзовской средней общеобразовательной школы было установлено несоответствие её материальной базы нормативам материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. Это выражается в неоснащении предметного кабинета учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, что препятствует эффективному обучению граждан начальным знаниям в области обороны, их подготовки по основам военной службы и свидетельствует о допущенных нарушениях интересов Российской Федерации в области обороны страны и государственной безопасности.
Учитывая изложенное, административный истец просит суд признать бездействия Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» - незаконными и возложить обязанность на Управление образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование выявленных нарушений законодательства о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан в Усть-Хайрюзовской средней общеобразовательной школе, а муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», с момента выделения денежных средств – укомплектовать предметный кабинет указанной в иске учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, набором плакатов и электронными изданиями, средствами индивидуальной защиты, приборами радиационной разведки и визирными линейками.
В судебном заседании представитель административного истца – И.о. заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края Рулев П.В., действующий на основании доверенности с полным объёмом прав, заявленные требования поддержал частично.
В судебном заседании он уменьшил размер исковых требований, вследствие чего судом вынесено определение о прекращении производства по административному делу в его части.
Административные ответчики – начальник Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Селиванова С.В. и директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» Бурова Ю.Н., при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в суд не направили и ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административных ответчиков.
В поданных письменных возражениях административные ответчики просят в удовлетворении требований заместителя прокурора отказать.
При этом, начальник Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Селиванова С.В. в письменном возражении указала, что финансовые средства на оснащение учебных кабинетов образовательных учреждениях выделяются из краевого, а не районного бюджета и контроль организации хозяйственной, финансовой и иной деятельности школы возлагается на его руководителя (директора школы).
Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» Бурова Ю.Н. в письменном возражении также указала, что финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений законодательства из районного бюджета производиться не может и персональную ответственность за оснащение предметного кабинета школы несет преподаватель-организатор ОБЖ, который своевременно не представил соответствующую заявку на приобретение материально-технических средств. Обратила внимание о приобретении в настоящее время школой материально-технических средств обучения по основам военной службы.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные возражения ответчиков и материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 11 Федерального Закона № 53-ФЗ от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает обязательную подготовку к военной службе, получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание.
Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Закона до призыва на военную службу граждане мужского пола проходят подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования.
В силу п.п. 3,5 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441, получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах. Подготовка по основам военной службы предусматривается для граждан мужского пола и проводится в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования в течение последних 2 лет обучения и в учебных пунктах.
Во исполнение Постановления Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» приказом Министра обороны Российской Федерации № 96, Минобразования Российской Федерации № 134 от 24.02.2010, утверждена «Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», которая предусматривает подготовку граждан по основам военной службы согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее - Инструкция).
Согласно пункту 11 Инструкции руководители образовательных учреждений организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы, обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы приведены в приложении № 1 к Инструкции.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами относится к компетенции образовательной организации.
МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании выданной Министерством образования и науки Камчатского края муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Усть-Хайрюзовская СОШ» лицензии на право ведения образовательной деятельности ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия бессрочно.
Пунктом 5.1 Устава МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» предусмотрено, что имущество учреждения является муниципальной собственностью муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
В соответствии с п. 1.7 Устава МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ», учредителем учреждения является муниципальное образование «Тигильский муниципальный район».
Пунктом 1.7 Устава МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» предусмотрено, что функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Управление образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район».
Также согласно пункту 1.11 Устава «Усть-Хайрюзовская СОШ», данное учреждение является юридическим лицом.
Государственный суверенитет и территориальная целостность Российской Федерации обеспечиваются различными организационно-правовыми средствами и мероприятиями, в числе которых воинская обязанность. Закрепление федеральным законодательством положений об обязательной подготовке граждан к военной службе обусловлено конституционной обязанностью граждан Российской Федерации защищать свое государство, нести военную службу. Достижение указанной цели возможно только при совершении ряда последовательных действий, в числе которых являются обязательная подготовка граждан к военной службе, а также военно - патриотическое воспитание молодежи.
Материалами дела установлено, что материальная база МБОУ «Усть - Хайрюзовская СОШ» на момент проверки не соответствовала рекомендованным нормативам материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, установленным в Инструкции.
Отсутствие в МБОУ «Усть-Хайрюзовская СОШ» необходимой материально-технической базы и оснащения образовательного процесса препятствует эффективному обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, что ведет к неготовности граждан к военной службе и нарушает интересы Российской Федерации в области обороны страны и государственной безопасности.
В связи с этим, доводы начальника Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» Селивановой С.В. в письменном возражении, не являются основаниями для отказа в отношении поданного административного искового заявления, поскольку на Управление образования в соответствии с положением «Об Управлении образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район»» возложено создание условий для реализации образования детей, осуществление финансового обеспечения деятельности подведомственных образовательных учреждений за счет средств районного бюджета и субвенций из краевого бюджета, определение местных нормативов финансового обеспечения системы образования в целом и отдельных её элементов.
Кроме того, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации № 96 от 24.02.2010 года на органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования возложена обязанность организации обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовку по основам военной службы в муниципальных образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
При этом, доводы начальника Управления о выделении лимитов, не могут свидетельствовать о выполнении обязанностей по финансовому обеспечению образовательного учреждения, тем более, что в соответствии с объяснениями директора школы Буровой Ю.Н., данными при проверке соблюдения законодательства о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан, необходимые денежные средства на оборудование предметного кабинета отсутствуют.
Аналогичным образом суд не принимает во внимание доводы директора школы, тем более, что согласно пункта 11 названого приказа Министра обороны Российской Федерации на руководителя образовательного учреждения возложена обязанность по организации обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также обеспечения материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Управление образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» ненадлежащем образом исполнили законодательство Российской Федерации о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан, а поэтому их бездействия являются незаконными.
Таким образом, разрешая административное исковое заявление о возложении на ответчиков обязанности по устранению выявленных нарушений, суд исходит из того, что договор поставки не содержит сведений о закупке школой наставлений по стрелковому делу в виде «Основ стрельбы из стрелкового оружия» в количестве 1 комплекта и 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 комплекта; плакатов или электронных изданий о военно-прикладных видах спорта в количестве 1 комплекта; плакатов или электронных изданий о военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в количестве 1 комплекта.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить административное исковое заявление и обязать Управление образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в течение 30 (тридцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование выявленных нарушений законодательства о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан в Усть-Хайрюзовской средней общеобразовательной школе, а муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», в течение 2 (двух) месяцев с момента выделения денежных средств – укомплектовать предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы наставлениями по стрелковому делу в виде «Основ стрельбы из стрелкового оружия» в количестве 1 комплекта и 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 комплекта; плакатом или электронным изданием о военно-прикладных видах спорта в количестве 1 комплекта; плакатом или электронным изданием о военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в количестве 1 комплекта.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Согласно ст. 333.36 Налогового кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с Управления образования администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,-
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Тигильского района Камчатского края – удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Управления образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» и муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», выразившиеся в ненадлежащем исполнении законодательства Российской Федерации о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан.
Обязать Управление образования Администрации муниципального образования «Тигильский муниципальный район» в течение 30 (тридцати) дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование выявленных нарушений законодательства о военной службе и военно-патриотическом воспитании граждан в Усть-Хайрюзовской средней общеобразовательной школе, а муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа», в течение 2 (двух) месяцев с момента выделения денежных средств – укомплектовать предметный кабинет для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки к основам военной службы:
- наставлениями по стрелковому делу «Основы стрельбы из стрелкового оружия» в количестве 1 комплекта и 7,62-мм (или 5,45-мм) модернизированный автомат Калашникова в количестве 1 комплекта;
- плакатами или электронными изданиями о военно-прикладных видах спорта в количестве 1 комплекта и о военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации в количестве 1 комплекта.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Усть-Хайрюзовская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Тигильский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента его вынесения.
Судья В.А. Ловчев
Верно:
Судья В.А. Ловчев