Решение по делу № 2-4843/2023 от 03.07.2023

УИД 41RS0001-01-2022-009189-68

Дело № 2 4843/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Петропавловск – Камчатский                                               12 октября 2023 г.

Петропавловск – Камчатский городской суд Камчатского края в составепредседательствующего судьи Барышевой Т.В.,

при секретаре Коробкове В.Р.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика, третьего лица ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по г. Петропавловску – Камчатскому о взыскании оплаты за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к УМВД России по г. Петропавловску – Камчатскому о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 г. в размере 48786 руб. 88 коп., компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ подала рапорт о предоставлении основного и дополнительного отпуска за 2022 г. с последующим расторжением контракта и увольнением из органов внутренних дел по п.4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ В указанном рапорте содержалось требование о присоединении к основному отпуску дополнительных дней отдыха за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие дни за отработанный период в органах внутренних дел. Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с ей предоставлены основной и дополнительный отпуск в количестве 71 календарного дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: основной отпуск за 2022 г. в количестве 45 дней, выходные и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска в количестве 10 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных дней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в количестве 5 календарных дней, время на проезд к месту проведения отдыха и обратно в количестве 4 календарных дней. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с на основании табелей учета служебного времени за 2021 г., 2022 г. ей выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021 г. в количестве 10,27 календарных дней и за 2022 г. в количестве 14,5 календарных дней. Таким образом, ни дни отпуска, ни компенсация за 2017 г. в количестве 16 дней за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истцу не предоставлена. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлена досудебная претензия, требования которой в добровольном порядке не удовлетворены, что послужило основанием для обращения в суд за защитой нарушенного права.

В заявлении от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ссылаясь на отзыв ответчика на ее исковые требования, изменила заявленные требования и просила взыскать компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 16 дней в 2016 г. и в количестве 2 дней в 2017 г. в размере 54885 руб. 24 коп.; компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., а также подлежащие компенсации дни за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и праздничные дни в 2015 г., рассчитав размер компенсации по формуле, отраженной в расчете цены иска. Дополнительно указала, что согласно табелям учета служебного времени за 2014 г. ей подлежали компенсации 67,3 часа (9,34 дня), за декабрь 2016 г. – 117 часов (16,25 дня), за декабрь 2017 г. 131,5 часов (18,26 дня), всего 315 часов (42,86 дня), из которых ей компенсированы дни за 2014 г., присоединенные к отпуску за 2019 г., 16 дней компенсированы в 2018 г., 10 дней в 2019 г. Не компенсированными остались 18 дней. В ее обращении от ДД.ММ.ГГГГ , помимо дополнительных дне отдыха за работу в ночное время, выходные и праздничные дни за 2014, 2016, и 2017 годы, просила также предоставить дополнительные дни отдыха за работу в ночное время, выходные и праздничные дни за 2015 <адрес> ни в ответе на ее обращение, ни в рапорте начальника отдела СУ МВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, согласованному с начальником СУ УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ, ни в приказе СУ УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ л/с не отражено, при этом устно ей сообщено, что табеля учета рабочего времени за 2015 г. не велись. В указанном рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, являющемся основание к приказу от ДД.ММ.ГГГГ л/с установлено, что на декабрь 2017 г. ей подлежали компенсации 34,2 дня. Резолюция врио начальника СУ УМВД России по Камчатскому краю полковника юстиции ФИО4 «В приказ ДД.ММ.ГГГГ» на ее обращение о предоставлении отгулов за 2014, 2015, 2016, 2017 годы до настоящего времени не реализована. Полагает, что приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГг не подлежит применению к ранее возникшим правоотношениям.

Истец ФИО2 в судебном заседании, пояснила, что с учетом установленного ограничения в период службы получила денежную компенсацию за работу сверх нормальной продолжительности за 120 час в год за 2014, 2016 и 2017 г., но не помнит, получала ли такую компенсацию за 2015 г. ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику за предоставлением ей дней отдыха за работу сверх нормальной продолжительности за период с 2014 по 2017 г.г., по итогам рассмотрения которого ей приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с предоставлено 16 дней отдыха с 11 по ДД.ММ.ГГГГ При этом на с указанным приказом, ни с данными о количестве полагающихся ей дней отдыха за отработанный период, ни с табелями учета рабочего времени, содержащим сведения о количестве сверхурочной работы, работодатель ее не знакомил. О том, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с ей предоставлены дни отдыха за 2018 г., ей стало известно при ознакомлении с отзывом ответчика на исковое заявление по настоящему делу. В ответе на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ также было указано только о предоставлении ей 16 календарных дней отдыха с 11 по ДД.ММ.ГГГГ, иных данных о количестве оставшихся дней отдыха и о том за какой период времени предоставлены 16 дней отдыха, в ответе работодателя не содержалось. Не будучи осведомленной о количестве полагающихся дней отдыха, в рапорте при предоставлении дополнительных дней отдыха к отпуску в 2019 г. просила о предоставлении ей 10 календарных дней отдыха, который был удовлетворен работодателем. О нарушении права в части количества непредоставленных дополнительных дней и за какой именно период, ей стало известно лишь после подачи искового заявления. Подавая рапорт ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей основного и дополнительного отпуска за 2022 г. с последующим расторжением контракта и увольнением из органов внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, а также о присоединении к основному отпуску за 2022 г. дополнительных дней отдыха за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие дни за 2017 г. в количестве 16 дней и за 2021 г. в соответствии с табелями учета рабочего времени, полагала, что ей будут предоставлены дополнительные дни отдыха за ранее отработанный период. Полагает, что не допустила пропуска срока исковой давности по заявленным требованиям. Окончательно определившись, просила взыскать в ее пользу компенсацию за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 10 дней в 2015 г., 16,25 дней в 2016 г. и 2 дня в 2017 г., на требовании о компенсации морального вреда настаивала.

Представитель ответчика УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, третьего лица УМВД России по Камчатскому краю по доверенностям ФИО5 с заявленными требованиями не согласилась, указала, что сотрудник органов внутренних дел может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Ранее действующим порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление дополнительных дней отдыха или дополнительного времени отдыха осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). Вместо предоставления дополнительных дней отдыха на основании рапорта сотрудника и приказа руководителя может выплачиваться денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год. При этом для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю. Поскольку ФИО2 с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за отработанное время в выходные и нерабочие праздничные дни, либо присоединение к ежегодному отпуску в 2014 г., в 2015 г., в 2016 г. и в 2017 г. не обращалась к руководству, а обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, то есть необходимые для реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха условия ею не были выполнены. Срок для обращения в суд для защиты нарушенного права, установленный ч. 4 ст. 72 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ истцом пропущен без уважительных причин. Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объёме.

Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон ) регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон «О полиции»), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В силу ч.2 ст.53 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Согласно ч.6 ст.53 Федерального закона (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

Приказом Министра внутренних дел России от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее по тексту – Порядок ), который действовал до ДД.ММ.ГГГГ

Пункт 9 Порядка (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливалось, что сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.

Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и вид компенсации (п.10 Порядка ).

В соответствии с п.15 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником).

В настоящее время аналогичные положения отражены в Приказе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" (п.п. 274, 285, 290).

В силу п.56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту – Порядок ) сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка ).

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Приказ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", предусматривающий аналогичные положения выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (п.п. 61, 63).

В соответствии с ч.6 ст.99 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (п.18 Порядка ).

Таким образом, в соответствии с указанными нормами для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключила с УМВД России по Камчатскому краю контракт о прохождении службы в органах внутренних дел ФИО1 Федерации по должности следователя отдела по расследованию преступлений против собственности и экономической направленности следственного управления УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому.

Контракт заключен на неопределенный срок с установлением ненормированного служебного дня, с установлением дополнительного отпуска за ненормированный служебный день в количестве 7 дней (п. 10, 11 контракта).

Таким образом, установлено, что истцу установлен ненормированный служебный день, что подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, а также подтверждается представленными суду контрактом, заключенным с истцом, о прохождении службы в органах внутренних дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ

Как предусмотрено положениями п. 305.3 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации» и ранее действовавшими: Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ

«О дополнительном отпуске за ненормированный служебный день сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», сотрудникам, замещающим должности рядового и начальствующего состава, указанные в прилагаемом Перечне, - 7 календарных дней.

Как предусмотрено ныне действующим и ранее действовавшим указанным выше правовыми актами, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день предоставляется сотрудникам ежегодно в соответствии с графиком отпусков одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника на основании его рапорта, а право на его получение возникает у сотрудника независимо от фактической продолжительности его службы сверх установленной для него нормальной продолжительности служебного времени.

Из содержания приказов от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с, от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2 при предоставлении ежегодных основных отпусков за 2015 г., за 2016 г., за 2017 г., за 2019 г., 2022 г. также предоставлялись дополнительные отпуска за ненормированный служебный день в количестве по 7 календарных дней ежегодно на основании рапортов истца.

Как следует из искового заявления, истец привлекался к выполнению служебных обязанностей по должности сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в течение 2015-2022 гг., что не оспаривалось ответчиком в ходе судебного заседания.

В соответствии с действующим Порядком для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, как следует из положений п.10 Порядка , дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -КГ16-3.

Следовательно, сотрудники, которые имеют право на дополнительные дни отдыха, должны для его получения соблюдать определенный порядок и обращаться с соответствующим рапортом на имя начальника.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ на основании рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выплате ФИО2 денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4,2 дня.

Аналогичная компенсация предоставлена ФИО2:

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 9,6 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 2,5 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 марта по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 4,5 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за январь-октябрь 2015 г. в количестве 16 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 1,6 дней;

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ в количестве 15,9 дней (при этом судом усматривается, что в настоящем приказе допущена опечатка в дате, вместо верного года издания приказа – 2017 ошибочно проставлен год 2016 Данный вывод сделан на основе того, что при составлении названного приказа учитывались: рапорт ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, табели учета рабочего времени с января по май 2017 г.);

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за июнь 2017 г. в количестве 0,2 дня.

- приказом от ДД.ММ.ГГГГ за август 2017 г. в количестве 0,5 дней.

Как следует из выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2 на основании рапорта от ДД.ММ.ГГГГ, табеля учета служебного времени за декабрь 2017 г. предоставлены дополнительные дни отдыха в количестве 16 календарных дней с 11 по ДД.ММ.ГГГГ за исполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2017 г.

Как следует из копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2 за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в 2014 г. ей предоставлено дополнительное время отдыха в количестве 10 календарных дней с 12 по ДД.ММ.ГГГГ на основании ее рапорта от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2 предоставлен основной и дополнительный отпуск за 2022 г. в количестве 71 календарного дня с 30 июня по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе: основной отпуск за 2022 г. в количестве 45 дней, выходные и нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в количестве 10 календарных дней, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в количестве 7 календарных ней, дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел в количестве 5 календарных дней, время на проезд к месту проведения отдыха и обратно в количестве 4 календарных дней; с последующим расторжением контракта и увольнением со службы из органов внутренних дел по п. 4 ч.2 ст. 82 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ – по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, ДД.ММ.ГГГГ

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО2 выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни за 2021 г. в количестве 10,27 календарных дней, за 2022 г. в количестве 14,5 календарных дней, что составило 75478 руб. 87 коп. без учета НДФЛ, с НДФЛ – 86756 руб. 87 коп.

Исходя из установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому предоставил дополнительные дни отдыха, а также произвел выплаты денежной компенсации ФИО2 за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2013 г. – 4,2 дня, за 2014 г. – 26,6 дней, за 2015 г. – 16 дней, за 2016 г. 16,6 дня, за 2017 г. – 32,6 дней, за 2021 г. – 10,27 дней, за 2022 г. – 14,5 дней.

Спора между сторонами по компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни за 2013, 2014, 2018-2022 годы нет.

В силу положений, предусмотренных ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Как ранее действующим Порядком привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ (п. 4), так и Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (п. 277) предусматривалось, что в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Из сообщения заместителя начальника СУ МВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что табели учета служебного времени ФИО2 за январь, октябрь – декабрь 2016 г., а также за 2016 г. в Управлении отсутствуют.

Как усматривается из представленных суду копий табелей учета служебного времени сотрудников СУ УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому ФИО2 на конец ноября 2014 г. имела количество подлежащих компенсации часов (дней) 74,9 часов, на конец сентября 2015 г. в размере 188,2 часа, на конец декабря 2016 г. - 117 часов, на конец декабря 2017 г. – 131,5 часа.

Исходя из совокупности представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу о том, что на момент прекращения служебных отношений ФИО2 компенсации ответчиком за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни подлежали 10 дней за 2015 г. (188,2/7,2 – 16), за 2016 г. – 16,25 дней (117/7,2), за 2017 г. – 2,26 дня (131,5/7,2 – 16 дней), из которых истец просит компенсацию за 28,25 дней (10, 16,25 и 2 дня соответственно). Относимых, допустимых и достоверных доказательств предоставления ответчиком ФИО2 отгулов либо осуществление денежной компенсации за 2015-2017 г. в полном объеме, ответчиком суду не предоставлено.

Как установлено п.64 Приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на дату издания приказа руководителя (начальника), наделенного правом принимать решение о предоставлении сотруднику отпуска, на производство выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Соответственно, среднемесячное число календарных дней в 2022 г. составляет 30,4 (365/12).

Согласно предоставленным ответчиком сведениям по лицевому счету истца в 2022 г. размер дневной ставки истца составлял 3502 руб. 50 коп. (л.д. 95 т. 1)

Указанная компенсационная выплата, причитающаяся истцу, не может быть ограничена 120 часами, в виду следующего.

Как предусмотрено Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ , количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Закрепленное указанной нормой ограничение продолжительности сверхурочной работы носит гарантийный характер и направлено на обеспечение реализации конституционного права на отдых. В связи с этим положения пункта 63 Порядка не могут рассматриваться как нарушающие права сотрудников органов внутренних дел, поскольку также связывают выплату компенсации взамен дополнительных дней отдыха ограничением возможного привлечения к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

При этом не реализованное сотрудником право на предоставление дополнительных дней отдыха на момент его увольнения, восполняется предусмотренной законодателем компенсационной выплатой, право на получение которой не утрачивается при увольнении сотрудника по собственному желанию из органов внутренних дел.

Таким образом, за переработку сверх установленных норм продолжительности служебного времени в количестве 28,25 дней истцу положена компенсация в размере 98945 руб. 62 коп. (28,25 дней х 3502 руб. 49 коп.) с учетом НДФЛ, 86082 руб. 64 коп. - без учета НДФЛ.

Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемой истцом денежной компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковой, а предусматривает разрешение этого вопроса путем предоставления, по общему правилу, дней отдыха в другие дни недели или же присоединение таких дней к ежегодному оплачиваемому отпуску, а при обращении сотрудника - рассмотрение возможности выплаты денежной компенсации именно в очередном календарном (текущем) году.

Возражая против удовлетворения заявленных истцом требований, стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока давности для обращения в суд с настоящим иском.

Как следует из ч.2 п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.

В соответствии с ч.4 ст.72 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

Рассматривая довод стороны ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности для защиты нарушенного права, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора вправе обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Поскольку срок обращения сотрудников полиции в суд предусмотрен специальным законодательством, регулирующим прохождение службы в органах внутренних дел, оснований для применения к спорным правоотношениям положений части 2 статьи 392 ТК РФ у суда не имеется.

Согласно доводам стороны ответчика, о нарушенном праве истцу стало известно после получения расчета в соответствующем месяце.

Вместе с тем, расчетные листки истца за спорный период, из которых она могла знать о предоставлении ей компенсации за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни либо дополнительных дней отдыха, в материалах дела отсутствуют, как и доказательства тому, что расчетные листки направлялись истцу по электронной почте либо выдавались на руки. Таким образом, ответчиком не представлено доказательств тому, что до сведения ФИО2 доводился порядок начисления и размер ее заработной платы в спорный период.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направила в адрес УМВД России по Камчатскому краю рапорт о присоединении к ежегодному оплачиваемому отпуску за 2018 г. компенсацию в виде отдыха за время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие дни, свыше компенсированных в денежном эквиваленте 120 часов согласно табелям за 2014-2017 годы.

Согласно рапорту начальника отдела СУ УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому от ДД.ММ.ГГГГ, согласованного начальником СУ УМВД России по г. Петропавловску-Камчатскому, при рассмотрении обращении ФИО2 о предоставлении отгулов за 2014-2017 г.г. установлено, что по состоянию на декабрь 2017 г. ФИО2 подлежит компенсации 34,2 дня; виду служебной необходимости, предложено предоставить ФИО2 16 дней отгулов, присоединив их к ежегодному отпуску за 2018 г., оставшиеся дни присоединить к ежегодному отпуску за 2019 г.

В заключении по результатам рассмотрения обращения ФИО2, утвержденном врио начальника УМВД России по Камчатскому краю ДД.ММ.ГГГГ указано, что согласно табелям учета служебного времени за период с 2014 по 2017 г. ФИО2 подлежит компенсации 32 календарных дня.

При этом материалы служебной проверки достоверных доказательств, послуживших основанием для составления указанного заключения, сведений о периоде и количестве часов, подлежащих компенсации, алгоритма расчета не содержат.

Вместе с тем в ответе СУ УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по факту присоединения к отпуску за 2018 г. дополнительных дней отдыха за работу в ночное время, выходные и праздничные дни за период с 2014-2017 годы, указано о проведении проверки, а также о предоставлении 16 календарных дней приказом от ДД.ММ.ГГГГ л/с, которые присоединены к отпуску за 2018 г. с 11 по ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, до ФИО2 в полном объеме не доведены сведения о наличии переработки за спорный период, с указанием периодов ее образования, с приказом ДД.ММ.ГГГГ л/, в котором указан период компенсации работы сверх нормальной продолжительности, истец своевременно также не была ознакомлена. О содержании документа, равно как и о заключении служебной проверки ФИО2 стало известно только в ходе рассмотрения настоящего дела (ДД.ММ.ГГГГ), при этом сведения о произведенных денежных компенсациях за спорный период ответчиком представлены в полном объеме только ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, оснований для исчисления предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона № 342-ФЗ трехмесячного срока для защиты нарушенного права в данном случае с 25 числа месяца, в котором допущена переработка, оснований не имеется.

Как предусмотрено положениями ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", работник в силу статьи 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.).

Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, а также учитывая характер и объем допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца, длительным не получением положенных компенсационных выплат, а также степень вины работодателя, суд возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 30000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л :

Взыскать с УМВД России по г. Петропавловску – Камчатскому (ОГРН 1024101039929) в пользу ФИО2 (паспорт 60 10 788302) оплату за выполнение служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; в количестве 10 дней в 2015 году, 16,25 дней в 2016 году, 2 дня в 2017 в размере 86082 руб. 64 коп., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., а всего 116082 руб. 64 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий                                                                   Т.В. Барышева

Подлинник решения находится в деле

Петропавловск-Камчатского городского суда

Камчатского края

2-4843/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гермашева Юлия Николаевна
Ответчики
УМВД России по г.Петропавловску-Камчатскому
Другие
УМВД России по Камчатскому краю
Суд
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатский края
Судья
Барышева Татьяна Вячеславовна
Дело на сайте суда
p-kamchatsky.kam.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.07.2023Передача материалов судье
05.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2023Судебное заседание
25.09.2023Судебное заседание
12.10.2023Судебное заседание
19.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее