Решение по делу № 2-78/2015 от 04.02.2015

Дело № 2-78/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Островское                             30 марта 2015 года

Островский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Сапоговой Т.В.,

участием представителя заявителя - администрации Островского муниципального района Костромской области Соколовой Т.П., действующей на основании доверенности,

при секретаре Вороновой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - нежилое здание <данные изъяты>

установил:

          Администрация Островского муниципального района Костромской области обратилась в Островский районный суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - нежилое здание <адрес>. Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с Положением об оформлении бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность Островского муниципального района Костромской области, утвержденным решением Собрания депутатов Островского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ежегодно на уровне Островского муниципального района Костромской области проводится инвентаризация имущества с целью выявления бесхозяйных объектов недвижимости. В соответствии с указанным Положением на территории Островского муниципального района бесхозяйные объекты недвижимости могут быть выявлены в результате проведения инвентаризации. При проведении очередной инвентаризации администрацией Островского муниципального района выявлено нежилое здание <адрес> Указанное здание не учтено в реестрах органов учета государственного и муниципального имущества, что подтверждается сведениями из Территориального управления Росимущества <адрес>, из Департамента имущественных и земельных отношений <адрес>, из Островского муниципального района Костромской области, Адищевского сельского поселения. Здание является объектом культурного наследия, введено в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ площадь здания ... кв.м. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> внесены записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании заявления администрации Островского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества принято на учет в качестве бесхозяйного ДД.ММ.ГГГГ. . В силу закона по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, то есть заявитель обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь - нежилое здание религиозного назначения церковь Николы (каменная), расположенное по <адрес>

Определением судьи Островского районного суда Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Департамент земельных и имущественных отношений Костромской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области.

О дате, времени и месте рассмотрения дела заинтересованные лица- Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, администрация Адищевского сельского поселения Костромской области, Департамент земельных и имущественных отношений Костромской области, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области извещены своевременно и надлежащим образом, представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились.

В судебном заседании представитель заявителя Соколова Т.П. заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить. Суду пояснила, что нежилое здание <адрес> фактически никем не используется, находится в разрушенном состоянии. Земельный участок, на котором расположено здание относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Здание. <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения в соответствии с постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении находящихся на территории <адрес> объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Сведениями о том, на кого возложена обязанность по сохранению объекта администрация не располагает. В порядке Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» объект при обращении с соответствующим заявлением будет передан в религиозную организацию.

         В письменном ходатайстве и отзыве относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица - Росреестра по Костромской области указал, что в настоящее время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - нежилого здания <адрес> В случае установления судом оснований для вынесения решения о признании права собственности за истцом на указанный объект недвижимости последний может обратиться в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации своего права в установленном законом порядке. В данном случае правоустанавливающим документом на объект недвижимости будет являться вступившее в законную силу решение суда, которое должно соответствовать требованиям п.1 ст.18 Закона о регистрации. Поскольку у Управления Росреестра отсутствует материально-правовая заинтересованность относительно предмета спора, то разрешение заявленных требований оно оставляет на усмотрение суда.

Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на основании заявления Муниципального образования Островский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - <адрес>

Согласно информации Департамента культуры <адрес> объект недвижимого имущества, <адрес> является объектом культурного наследия регионального значения «Ансамбль, ХIХ в.: Здание поставленным под государственную охрану Постановлением главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. «Об объявлении находящихся на территории <адрес> объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» ( л.д. 28).

Из кадастрового паспорта и справки данных технического учета ГП «Костромаоблтехинвентаризация» следует, что сведения о собственнике нежилого здания <адрес> отсутствуют, здание является объектом культурного наследия. В оконных проемах стоят чугунные решетки. Здание одноэтажное, общей площадью .. кв.м. Оконные и дверные блоки отсутствуют. В наличии стоит одна железная дверь.     Запрещений, ограничений и иных правопритязаний на данное здание не имеется.

Копии акта ввода в эксплуатацию здания в архиве Островского муниципального района отсутствуют, поскольку на хранение не поступал ( л.д. 27).     

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ч.1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

        Согласно информации Департамента имущественных и земельных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. объект -Здание расположенный по <адрес> в реестре государственного имущества <адрес> отсутствует.

         Из информации Территориального управления Росимущества в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д.7-1) объект недвижимого имущества -<адрес> реестре федерального имущества не учтен.

         Из информации администрации Островского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) и администрации Адищевского сельского поселения, что в реестрах муниципального имущества Островского муниципального района и Адищевского сельского поселения указанный объект не значится.

         Таким образом, из представленных документов следует, что объект культурного наследия регионального значения «Ансамбль, ХIХ в.: <адрес> и находящийся под государственной охраной в течение длительного времени обладает признаками бесхозного имущества и права на данный объект недвижимости никем не заявлены.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что объект культурного наследия - <адрес> чьей-либо собственности не находится, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями федеральных законов от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не заявляет, т.е. фактически данные памятник культурного наследия регионального значения в соответствии со ст. 225 ГК РФ являются бесхозяйной недвижимой вещью.

Согласно п.4 Приказа Минэкономразвития России от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет (далее - заявление): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Согласно п.п. 15, 17 Приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной настоящим Порядком форме.

Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество, в силу части 2 статьи 293 ГПК РФ, является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки недвижимого имущества на учет в установленном порядке прошел год.       

Исходя из вышеприведенных правовых норм, заявитель, являющийся органом местного самоуправления, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного и принятие администрацией Островского муниципального района в муниципальную собственность расположенного на его территории заявленного недвижимого объекта культурного наследная регионального значения будет способствовать его дальнейшей сохранности как объекта культурного наследия.

Признание муниципальной собственности на недвижимый объект религиозного значения не лишает религиозную организацию права обратиться с заявлением о передаче указанного объекта в собственность или безвозмездное пользование.

Таким образом, фактическая бесхозность данного объекта недвижимого имущества и отсутствие на него прав других лиц подтверждена совокупностью исследованных доказательств, которые суд признает достаточными.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что заявление администрации Островского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на нежилое здание <адрес> обосновано и подлежит удовлетворению.

     Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

           

Признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием Островский муниципальный район Костромской области на нежилое здание (Здание общей площадью ... кв.м., с кадастровым номером , расположенное по <адрес>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Костромского областного суда через Островский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Судья                                                                    Сапогова Т.В.

2-78/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Островского муниципального района
Другие
Администрация Адищевского сельского поселения
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области
Суд
Островский районный суд Костромской области
Дело на странице суда
ostrovsky.kst.sudrf.ru
04.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.02.2015Передача материалов судье
06.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.02.2015Подготовка дела (собеседование)
19.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2015Судебное заседание
30.03.2015Судебное заседание
08.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее