Судья Басурова Е.Е. Дело № 33а-2685/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 июля 2018 года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Ивановой О.А.,
судей Волынчук Н.В., Филенковой С.В.,
с участием прокурора Павленко Н.В.,
при секретаре Бурносовой Ю.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску начальника МО МВД России «Сафоновский» о продлении срока административного надзора в отношении Сазонова Д.Н.,
по апелляционному представлению помощника Сафоновского межрайонного прокурора Гришина С.А. на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 01 июня 2018 года.
Заслушав доклад судьи Волынчук Н.В., заключение прокурора Павленко Н.В., полагавшей решение суда подлежащим изменению, судебная коллегия
установила:
Начальник МО МВД России «Сафонвоский» обратился в суд с заявлением о продлении срока административного надзора на (дата) в отношении Сазонова Д.Н., установленного решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) , с административными ограничениями в виде: обязательной явки один раза в месяц в МО МВД России «Сафоновский» для регистрации; запрещения пребывания в ночное время вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов до 06 часов, за исключением случаев, связанных с работой; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту проживания без разрешения ОВД. В обоснование требований указывает, что за период нахождения под административным надзором Сазонов Д.Н. зарекомендовал себя с неудовлетворительной стороны, официально нигде не работает, неоднократно привлекался к административной ответственности: (дата) по ч. № ст. № КоАП РФ, (дата) по ч. № ст. №. КоАП РФ.
Представитель административного истца МО МВД России «Сафоновский» Шваб С.Н. уточнил требования, просил продлить Сазонову Д.Н. срок административного надзора на (дата) .
Административный ответчик Сазонов Д.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, вопрос об удовлетворении требований оставил на усмотрение суда.
Помощник Сафоновского межрайонного прокурора Гришин С.А. полагал возможным административное исковое заявление МО МВД России «Сафоновский» удовлетворить.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 01.06.2018 заявление начальника МО МВД России «Сафоновский» удовлетворено. Суд продлил Сазонову Д.Н., (дата) рождения, административный надзор сроком на (дата) , с сохранением ранее установленных административных ограничений.
В рассматриваемом апелляционном представлении прокурор со ссылкой на п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит изменить решение суда, дополнив резолютивную часть фразой «назначенный срок административного надзора исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора».
Представитель административного истца МО МВД России «Сафоновский», административный ответчик Сазонов Д.Н., своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения, на заседание судебной коллегии не явились, от указанных лиц поступили письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем представление рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (ч. 1 ст. 308 КАС РФ), судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда приходит к следующим выводам.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В силу требований ст. 270 КАС РФ органы внутренних дел могут обратиться в суд с административным исковым заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
На основании ст. 7 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор может быть продлен судом в связи с совершением поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч. 2 ст. 5 этого же Закона в случаях, предусмотренных ст. 7 настоящего Федерального закона, административный надзор может быть продлен на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 указанного Закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Как усматривается из материалов дела, приговором Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) Сазонов Д.Н. осужден за совершение преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний ему назначено наказание в виде <данные изъяты> лишения свободы, без дополнительных видов наказания, с отбыванием наказания в исправительной колонии <данные изъяты> режима.
(дата) Сазонов Д.Н. освободился из мест лишения свободы условно-досрочно на не отбытый срок <данные изъяты>, с (дата) состоит на учете в МО МВД России «Сафоновский» как лицо, формально попадающее под административный надзор.
Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) Сазонову Д.Н. установлен административный надзор сроком на (дата) со следующими ограничениями: являться 1 раз в месяц в МО МВД России «Сафоновский» для регистрации; запрещение пребывания в ночное время суток с 22 часов 00 минут по 06 часов 00 минут вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства кроме случаев, связанных с работой; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту проживания без разрешения ОВД.
(дата) Сазонов Д.Н. поставлен на профилактический учет, в отношении него установлен административный надзор, в этот же день Сазонову Д.Н. разъяснены его права и обязанности как поднадзорного лица, а также объявлено предупреждение об ответственности за нарушение установленных судом административных ограничений, установлен график прибытия поднадзорного лица на регистрацию.
Из материалов дела следует, что в течение срока административного надзора Сазонов Д.Н. привлекался к административной ответственности за правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, а именно: по ч. № ст. № КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного участка № в муниципальном образовании «Сафоновский район» Смоленской области от (дата) ; ч. № ст. № КоАП РФ (постановление зам. начальника полиции по охране общественного порядка МО МВД России «Сафоновский» от (дата) .
Таким образом, поскольку совершенные Сазоновым Д.Н. административные правонарушения относятся к категории административных правонарушений, при совершении которых предусмотрена возможность продления срока административного надзора, принимая во внимание представленные суду сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о продлении срока административного надзора.
Установленные судом первой инстанции ограничения соответствует требованиям закона, целям и задачам административного надзора – недопущению совершения новых правонарушений и оказанию помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Судебная коллегия отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.
Кроме того, установленные в отношении Сазонова Д.Н. административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы. В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Вместе с тем, судебная коллегия приходит к выводу об изменении обжалуемого решения суда в силу следующего.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 2 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ). Часть 1 статьи 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
В силу положений статей 4 и 8 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в редакции Федерального закона от 28.05.2017 № 102-ФЗ и взаимосвязи указанных правовых норм, а также с учетом положения п. 1 ч. 3 ст. 5 приведенного закона, судебная коллегия приходит к выводу об изменении решения суда в части формулировки видов назначенных судом административных ограничений.
Кроме того, в резолютивной части оспариваемого прокурором решения районного суда не указаны сведения с какого момента следует исчислять срок административного надзора, что является его недостатком и подлежит устранению путем изменения дополнением с указанием на начало течения (дата) срока, установленного судом первой инстанции, – со дня, следующего за днем окончания срока административного надзора.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 01 июня 2018 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
«Продлить в отношении Сазонова Д.Н., (дата) рождения, административный надзор, установленный решением Сафоновского районного суда Смоленской области от (дата) , на срок (дата) , который начинает исчисляться со дня, следующего за днем истечения срока ранее установленного административного надзора.
Установить Сазонову Д.Н. на срок продления административного надзора следующие ограничения:
обязательная явка один раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22 часов до 06 часов следующих суток, если это не связано с работой в ночное время суток;
запрещение выезда за пределы ... без разрешения органа внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;
Разъяснить административному ответчику, что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 19.24 КоАП РФ.
В случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
Наблюдение за соблюдением административным ответчиком установленных судом административных ограничений возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения».
Председательствующий:
Судьи: