Решение по делу № 33а-317/2021 от 11.05.2021

Председательствующий – Иваныш И.В. Дело № 33а-317

номер дела в суде первой инстанции 2а-12/2021

УИД 02RS0009-01-2020-000581-27

номер строки в статистическом отчете 3.024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 года г. Горно-Алтайск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи – Черткова С.Н.,

судей – Солоповой И.В., Ялбаковой Э.В.,

при секретаре – Казаниной Т.А.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе главы Чемальского района Алисова Александра Александровича на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2021 года, которым

удовлетворены административные исковые требования прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Чемальский район» о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, обязании устранить нарушения.

Признано незаконным бездействие администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся:

- в отсутствии на территории Чемальского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1;

- в отсутствии на контейнерных площадках, огражденных с трех сторон, контейнеров с крышками, а также ворот на контейнерных площадках, огражденных с четырех сторон;

- в отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1, данных о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д.

На администрацию МО «Чемальский район» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

- утвердить в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, содержащий: данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д;

- создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д;

- обеспечить на всех созданных и подлежащих созданию и находящихся в ведении администрации МО «Чемальский район» местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов наличие контейнерных площадок, огражденных с трех сторон (при наличии контейнеров, имеющих крышки) либо наличие на контейнерных площадках ограждений с четырех сторон (одна сторона - ворота).

На Администрацию МО «Чемальский район» возложена обязанность сообщить об исполнении настоящего решения по административному делу административному истцу и в суд в течение 10 дней с момента исполнения решения суда.

Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В. судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чемальский районный суд Республики Алтай с административным иском к администрации МО «Чемальский район», с учетом уточнения, о признании незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, выразившееся в отсутствии на территории Чемальского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1; в отсутствии на контейнерных площадках, огражденных с трех сторон, контейнеров с крышками, а также ворот на контейнерных площадках, огражденных с четырех сторон; в отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1, данных о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д; обязании в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда утвердить в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, содержащий: данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д; создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д; обеспечить на всех созданных и подлежащих созданию и находящихся в ведении администрации МО «Чемальский район» местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов наличие контейнерных площадок, огражденных с трех сторон (при наличии контейнеров, имеющих крышки) либо наличие на контейнерных площадках ограждений с четырех сторон (одна сторона - ворота).

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения на территории Чемальского района законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой был выявлен ряд нарушений в деятельности администрации МО «Чемальский район» по организации сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального района. Постановлением администрации МО «Чемальский район» от 25.04.2019 № 52/1 утверждены реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, а также схема мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории района. Вместе с тем, установлено, что фактически на территории Чемальского района работа по созданию указанных мест не ведется, поскольку все места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района согласно реестру не созданы. Указанные факты влекут нарушения прав граждан на благополучные условия жизнедеятельности, и как следствие, влекут загрязнение окружающей среды, что не допустимо. Непринятие мер по созданию контейнерных площадок на территории муниципального образования, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального района на благополучные условия жизнедеятельности. Отсутствие достаточного количества контейнерных площадок способствует возникновению несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на территории муниципального образования, а также переполнению имеющихся контейнеров, что приводит к загрязнению окружающей среды. Имеющиеся на контейнерных площадках района контейнеры для сбора твердых коммунальных отходов не имеют крышек или ограждений с четырех сторон, из которых одна сторона – ворота. По причине отсутствия крышек контейнеров или ограждений, под воздействием порывов ветра, бродячих животных и птиц, отходы из контейнеров распространяются на прилегающую территорию, что ухудшает санитарную обстановку, ставит под угрозу здоровье людей. Полагает, что в силу того, что создание и содержание площадок накопления твердых коммунальных отходов осуществляется администрацией МО «Чемальский район», а организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнеров, именно данный орган должен обеспечить создание контейнерных площадок и наличие на площадках соответствующих требованиям норм контейнеров. Кроме того, как установлено проведенной проверкой, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района отсутствуют данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а раздел «Данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов» не содержит сведения об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (имеется лишь перечисление того, что относится к таким источникам).

Определениями Чемальского районного суда Республики Алтай от 23 ноября 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечено ООО «Коммунальщик», Министерство регионального развития Республики Алтай.

Определением Чемальского районного суда Республики Алтай от 18 января 2021 года к участию в деле в качестве соответчиков по ходатайству администрации Чемальского района Республики Алтай привлечены администрация Чемальского сельского поселения, администрация Элекмонарского сельского поселения, администрация Узнезинского сельского поселения, администрация Аносинского сельского поселения, администрация Чепошского сельского поселения, администрация Куюсского сельского поселения, администрация Бешпельтирского сельского поселения.

Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в апелляционной жалобе просит глава администрации МО «Чемальский район» Алисов А.А. Жалоба мотивирована тем, что с 01 марта 2021 года Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Раздел 2 данного документа посвящен, в том числе вопросам создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В связи с чем считает, что указание в резолютивной части решения суда на Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д, в соответствии с которым администрация района должна создать и содержать места (площадки) накопления ТКО и несоблюдение положений которого, по мнению суда, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления, не соответствует закону, поскольку данный приказ устанавливает дополнительные требования к осуществлению данного вида деятельности, что не относится к компетенции органа исполнительной власти субъекта РФ, а часть его положений не соответствует СанПиН 2.1.3684-21. Суд, обязывая орган местного самоуправления осуществить предусмотренные законом полномочия, применил региональный нормативный правовой акт, не подлежащий применению при рассмотрении спора, в то время как должен был указать нормативный акт органа, к компетенции которого относится регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (принятие санитарных норм и правил). Полагает, что в решении суда необоснованно отклонен довод представителя административного ответчика об отсутствии бездействия со стороны администрации района, поскольку организован мешковой сбор ТКО на территории населенных пунктов и указывает, что законодательством предусмотрены различные варианты складирования ТКО в случаях отсутствия оборудованных контейнерами мест складирования отходов, в том числе в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Указанные обстоятельства опровергают выводы административного истца о том, что отсутствие контейнерных площадок негативным образом сказывается на санитарном состоянии территорий населенных пунктов, что ставит под угрозу здоровье граждан, поскольку действующее законодательство предусматривает и иные механизмы по выявлению, складированию и вывозу мусора и допускает применение иного способа накопления и сбора мусора в случае отсутствия контейнерных площадок, позволяя органу местного самоуправления до оборудования всех контейнерных площадок применять мешковой сбор мусора. Полагает, что возложение обязанности на администрацию района обеспечить на всех созданных и подлежащих созданию и находящихся в ведении администрации МО «Чемальский район» местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов наличие контейнерных площадок, огражденных с трех сторон (при наличии контейнеров, имеющих крышки) либо наличие на контейнерных площадках ограждений с четырех сторон (одна сторона - ворота) не соответствует СаПиН 2.1.3684-21, пункт 3 которого предусматривает, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Таким образом, орган местного самоуправления вправе самостоятельно выбрать способ предупреждения распространения отходов за пределы контейнерной площадки, способ ограждения, решать необходимы или нет ворота, либо ограждение будет производиться иным способом.

В письменном возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Чемальского района Шваба Ф.В. указывает, что решение суда является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика – без удовлетворения.

06 апреля 2021 года Чемальским районным судом Республики Алтай вынесено дополнительное решение, которым в удовлетворении вышеизложенных исковых требований прокурора Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации Элекмонарского сельского поселения, администрации Узнезинского сельского поселения, администрации Аносинского сельского поселения, администрации Чепошского сельского поселения, администрации Куюсского сельского поселения, администрации Бешпельтирского сельского поселения отказано. Дополнительное решение суда сторонами не обжаловано.

До рассмотрения апелляционной жалобы по существу от и.о. прокурора Чемальского района Шатилова В.В. поступило заявление об отказе от исковых требований в части: признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, выразившегося: в отсутствии на контейнерных площадках, огражденных с трех сторон, контейнеров с крышками, а также ворот на контейнерных площадках, огражденных с четырех сторон; в отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1, данных о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д; об обязании администрации МО «Чемальский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: указать в утвержденном в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д; обеспечить на всех созданных и подлежащих созданию и находящихся в ведении администрации МО «Чемальский район» местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов наличие контейнерных площадок, огражденных с трех сторон (при наличии контейнеров, имеющих крышки) либо наличие на контейнерных площадках ограждений с четырех сторон (одна сторона - ворота). Прокурор просил производство по делу в указанной части прекратить. Последствия отказа от иска прокурору известны и понятны.

Впоследствии от прокурора Чемальского района Гаевой Е.П. поступило дополнительное заявление о частичном отказе от исковых требований об обязании администрации МО «Чемальский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д, в части слов «предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д». Прокурор просил в указанной части производство по делу прекратить, последствия отказа от иска прокурору известны и понятны.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора Дедина А.С., поддержавшего заявления об отказе от части административных исковых требований, обсудив данные заявления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно статье 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

В соответствии со статьей 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком, условия соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно административным истцом, административным ответчиком, сторонами соглашения.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 194 КАС РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

Применительно к изложенному установлено, что отказ административного истца от части административных исковых требований является добровольным, выражен в письменной форме, не противоречит положениям КАС РФ, иным федеральным законам и не нарушает прав других лиц; совершение указанного распорядительного действия по данной категории административных дел допускается, последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195 КАС РФ, о том, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается, прокурору известны и понятны.

Судебная коллегия полагает, что отказ от административного иска в указанной части подлежит принятию, в связи с чем решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2021 года в части подлежит отмене, производство по делу в указанной части – прекращению.

Рассматривая дело по апелляционной жалобе в оставшейся части, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в жалобе, заслушав прокурора Дедина А.С., возражавшего в удовлетворении апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Чемальского района проведена проверка исполнения на территории Чемальского района законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой был выявлен ряд нарушений в деятельности администрации МО «Чемальский район» по организации сбора твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.

Судом установлено, что прокуратурой района в декабре 2019 г. и в мае 2020 г. на имя главы района вносились представления об устранении нарушений закона в части необходимости создания на территории района контейнерных площадок.

Постановлением администрации МО «Чемальский район» от 25.04.2019 № 52/1 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, а также схема мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории района.

В ходе рассмотрения дела прокурором проведены дополнительные осмотры контейнерах площадок, согласно указанному реестру.

Из Акта осмотра от 11.02.2021 года следует, что помощник прокурора района с участием представителя администрации Чемальского сельского поселения и специалиста по ГО, ПБ, ЧС и охране труда произвел выезд по адресам с. Чемал согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района. В ходе осмотра установлено, что фактически имеются площадки с контейнерами для сбора ТКО по следующим адресам: <адрес>. Контейнерные площадки имеют ограждения с трех сторон, на контейнерах отсутствуют крышки.

Из Акта осмотра от 12.03.2021 года следует, что произведен осмотр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Еланда. Осмотром установлено, что согласно утвержденному главой Чемальского района реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Еланда имеется одно место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов рядом с кладбищем с тремя контейнерами. На контейнерах отсутствуют крышки. Так же на площадке отсутствует ограждение с четырех сторон.

Из Акта осмотра от 12.03.2021 года следует, что произведен осмотр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Толгоек. Осмотром установлено, что согласно утвержденному главой Чемальского района реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Толгоек имеется два места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с двумя контейнерами на каждом по адресу: <адрес> На контейнерах отсутствуют крышки. Так же на площадке отсутствует ограждение с четырех сторон.

Из Акта осмотра от 11.03.2021 года следует, что произведен осмотр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Чемал. Осмотром установлено, что из указанных в утвержденном главой Чемальского района реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории с. Чемал отсутствуют места (площадки) по адресам: <адрес> На имеющихся контейнерах отсутствуют крышки. Так же на площадках отсутствуют ограждения с четырех сторон, отсутствует освещение.

Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции установил факт незаконного бездействия администрации МО «Чемальский район», выразившийся в отсутствии на территории Чемальского района мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1; в отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1, данных о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в связи с чем возложил на администрацию МО «Чемальский район» обязанность в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: утвердить в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, содержащий: данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, отходов в части сведений об объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются твердые коммунальные отходы, складируемые в соответствующих местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов; создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства, соответствующими установленным обстоятельствам дела, а доводы жалобы подлежащими отклонению по следующим основаниям.

Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2).

Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

В силу статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 5).

Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Исходя из пункта 20 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, сведения о таком месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов подлежат включению уполномоченным органом в реестр в срок не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании.

В соответствии с пунктом 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ реестр включает в себя следующие разделы: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 15 Правил).

Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО «Чемальский район» от 25.04.2019 № 52/1 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района (далее – Реестр), а также схема мест сбора и накопления твердых коммунальных отходов на территории района, всего 135 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами. Вместе с тем на момент рассмотрения дела в суде установлено, что административным ответчиком созданы не все, указанные в Реестре места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Кроме того, в Реестре в нарушение требований пункта 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ не содержатся данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное и приведенные выше положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к верному выводу о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку несоблюдение ответчиком законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан вследствие загрязнения окружающей среды бытовыми отходами.

Довод апелляционной жалобы на отсутствие бездействия администрации, поскольку на территории населенных пунктов организован мешковой сбор ТКО, при этом законодательством предусмотрены различные варианты складирования ТКО в случаях отсутствия оборудованных контейнерами мест складирования отходов, в том числе в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы), в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, является несостоятельным в силу следующего.

Пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением.

Так, на территории Республики Алтай принят приказ Минрегионразвития Республики Алтай от 25.12.2019 №703-Д «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Алтай и признании утратившим силу приказа Министерства регионального развития Республики Алтай от 26 сентября 2016 года № 463-Д», согласно которому территория Республики Алтай разделена на три зоны деятельности региональных операторов, по которым определены конкурсы. Зоны деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами определяются на основании зонирования территории Республики Алтай (три административно-производственных объединения - АПО). Чемальский район вошел в первое административно-производственное объединения. Согласно данному приказу сбор ТКО от населения у каждого регионального оператора осуществляется разными способами: для административно-производственного объединения 1, куда отнесен Чемальский район, предусмотрен контейнерный сбор мусоровозами в, согласованных с администрациями муниципальных образований, местах сбора и выставлением квитанций за месяц по утвержденному нормативу и тарифу на каждого проживающего.

Таким образом, на территории МО «Чемальский район» предусмотрен только контейнерный сбор мусоровозами в согласованных с администрациями муниципальных образований местах сбора, иной способ складирования твердых коммунальных отходов не предусмотрен.

Поскольку иные доводы апелляционной жалобы направлены на несогласие с решением суда в той части, в которой производство по делу прекращено, оснований для их проверки не имеется.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 304, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Принять отказ прокурора Чемальского района от исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации МО «Чемальский район» по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, выразившегося: в отсутствии на контейнерных площадках, огражденных с трех сторон, контейнеров с крышками, а также ворот на контейнерных площадках, огражденных с четырех сторон; в отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Чемальского района, утвержденного постановлением администрации Чемальского района от 25.04.2019 №52/1, данных о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д; возложении обязанности на администрацию МО «Чемальский район» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда: указать в утвержденном в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с учетом требований п. 5.5 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённого приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 № 301-Д; создать на территории населенных пунктов Чемальского района Республики Алтай по адресам, указанным в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Чемальского района, утверждённом постановлением администрации МО «Чемальский район» в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с оборудованными контейнерами с соблюдением требований к количеству контейнеров и расстоянию от таких мест (площадок) до жилых домов, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д, в части слов «предусмотренных Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Алтай, утверждённым приказом Минрегионразвития Республики Алтай от 17.06.2019 №301-Д»; обеспечить на всех созданных и подлежащих созданию и находящихся в ведении администрации МО «Чемальский район» местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов наличие контейнерных площадок, огражденных с трех сторон (при наличии контейнеров, имеющих крышки) либо наличие на контейнерных площадках ограждений с четырех сторон (одна сторона - ворота).

Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2021 года в указанной части отменить, производство по настоящему административному делу в указанной части прекратить.

В остальной части решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 15 марта 2021 года оставить без изменения.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.Н. Чертков

Судьи И.В. Солопова

Э.В. Ялбакова

33а-317/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
прокурор Чемальского района РА
Ответчики
Администрация Чемальского района в лице главы Алисова А.А.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Ялбакова Эркелей Владиславовна
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
20.05.2021Судебное заседание
03.06.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее