Решение по делу № 2-2420/2019 от 11.03.2019

Дело № 2-2420/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.04.2019 г. г. Махачкала

Советский районный суд г. Махачкалы в составе председательствующего – судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре – Хабиевой А.У., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Левашинского района в интересах Дибировой Айшат Исакилаевны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан об обязании предоставить жилое помещение вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд в интересах ФИО2 с иском к Министерству строительства и +-коммунального хозяйства Республики Дагестан об обязании предоставить жилое ещение вне очереди. В обоснование иска указано, что личного приема граждан с ограниченной способностью передвижения и выезда по месту жительства к гражданам с ограниченной способностью передвижения» прокуратурой района проведена проверка, по результатам чего установлено следующее.

Жительница <адрес> ФИО2, инвалид 1 группы, проживает в жилом помещении частного дома, возведенного 1925 году, не соответствующем санитарным и техническим правилам и нормам.

Согласно справке МСЭ - , ФИО2 с 1998 года считается инвалидом первой группы, нетрудоспособна, нуждается постоянно в посторонней помощи.

Согласно информации Министерства строительства и ЖКХ Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 включена в сводный список отдельных категорий граждан, принятых на учет после ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за «О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда РД по договору социального найма, и порядке его представления данном категориям граждан» под порядковым номером 939.

ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>, и не имеет на праве собственности жилого помещения. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием межведомственной комиссией администрации МР «<адрес>» жилого помещения, в котором проживает ФИО2, расположенного по адресу: <адрес>, жилое помещение признано не пригодным для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит.

В силу п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека но менее нормы предоставления.

Таким образом, бездействием Министерства строительства и жилищно-коммунального Республики Дагестан, выразившимся в непредставлении жилого помещения инвалиду первой группы ФИО2, в случае, когда жилое помещение в которой проживает последняя не пригодно для проживания, ремонту и реконструкции не подлежит, нарушены его права и законные интересы, установленные законодательством.

Просит суд обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан предоставить инвалиду 1 группы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан представило возражения на иск, указав следующее. Администрацией муниципального района «<адрес>» представлен список граждан, принятых на учет в соответствии с п.2 ст.2 Закона РД от 03.02,2006 г. , направлен в Минстрой РД письмом от 14.02.2019г. . В указанном списке ФИО2 включена по категории «инвалид общего заболевания»;

Минстроем РД на основании указанного списка муниципального района «<адрес>» ФИО2 (номер по списку 27) включены в сводный список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, в разделе «<адрес> «<адрес>» за и 2745, т.е. под теми же номерами и по той же категории соответственно, по которым они значатся в списке, представленном Администрацией <адрес>.

В отношении лица, которым предъявлен иск, в частности, Минстроем РД выполнены функции уполномоченного органа, предусмотренные Законом РД от 03.02.2006г. и постановлением Правительства РД от 06.08.2009г. ;

Истица ФИО2 в защиту интересов которой предъявлен иск, имеет право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма в порядке очередности наравне с другими категориями граждан, установленными статьей 1 Закона РД ДД.ММ.ГГГГ ;

Права истицы, в защиту интересов которых предъявлен иск, на жилое помещение по Закону РД 03.02.2006г. Минстроем РД не оспаривается, установленный законом порядок предоставления жилого помещения не нарушен.

ФИО2 принята на учет постановлением Администрации муниципального района «<адрес>» на общих основаниях, а не в соответствии с нормами п. 4 ст. 51, ст. 57 ч. 2 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В части касающихся требований истицы о внеочередном предоставлении жилья, согласно заключениям Врачебной комиссии от 12.07.2017г. и от 18.07.2017г. страдают тяжелой формой хронического заболевания, Минстрой РД сообщает следующее.

ФИО2 не признана и не принята органом местного самоуправления на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний» в соответствии с нормами пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поэтому не обладает правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Как уже было отмечено выше она принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма Администрацией муниципального района «<адрес>» по категории «инвалид общего заболевания».

В настоящее время в ведении Минстроя РД отсутствуют жилые помещения жилищного фонда Республики Дагестан.

Законоположением абзаца 3 пункта 5 статьи 2 Закона РД от 03.02.2006г. возникновение обязанности Минстроя РД принять решение о предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда РД по согласованию с Правительством РД обусловлено наступлением события - по мере введения в эксплуатацию, приобретения, освобождения жилых помещений указанного фонда, т.е. при передаче их в ведение (управление) Минстроя РД в установленном порядке.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> ФИО6 и ФИО2 исковые требования поддержали по доводам искового заявления.

Представитель ответчика ФИО7 в судебном заседании иск не признала по доводам возражений.

Представитель третьего лица администрации МР «<адрес>» ФИО8 просил иск удовлетворить.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО2 является инвалидом первой группы и принята администрацией МР «<адрес>» на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».

Согласно статье 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 этой же статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.

При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления нанимателю, состоящему на учете нуждающихся, жилого помещения вне очереди в случае, когда жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, кроме признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено.

Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и признание жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.

В соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности, имеют право на получение жилых помещений из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма.

Согласно постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 258 "Об уполномоченных органах по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлений" функции уполномоченного органа по ведению сводного списка граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и принятию в установленном порядке решений об их предоставлении лицам, указанным в абзацах 1 - 17, 21 статьи 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан", возложены на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан.

Согласно ч. 3 ст. 2.1. Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" вне очереди жилые помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренными перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, установленным в порядке, определяемом федеральным законодательством.

Судом установлено, что ФИО2 включена в список граждан, принятых на учет в соответствии с Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 4 "О категориях граждан, имеющих право на получение жилого помещения из жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма, и порядке его предоставления данным категориям граждан" по категории «инвалид», а не по категории «граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат».

В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

Согласно п. 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Между тем, решение органа местного самоуправления о признании жилого помещения, в котором проживает ФИО2, непригодным для проживания не принималось.

При таких обстоятельствах суд признает доводы искового заявления о том, что ФИО2 имеет право на обеспечение жилым помещением вне очереди в связи с признанием жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания, необоснованными, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Левашинского района в интересах Дибировой Айшат Исакилаевны к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан об обязании предоставить жилое помещение вне очереди - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд РД в месячный срок со дня принятия через суд первой инстанции.

Председательствующий А.Х. Арсланалиев

2-2420/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Левашинского района
Ответчики
МСА и ЖКХ РД
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Арсланалиев Аскерали Хизриевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
30.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее