Решение по делу № 2-4036/2023 от 29.09.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года         г. Саратов

Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Титовой А.Н.,

при секретаре Бондиной В.С.,

с участием представителя истца Куклевой К.А., представителя ответчика Кузнецовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коржовой Ларисы Каримовны к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом г. Саратова, МБУ «Городское бюро технической инвентаризации», Управление Росреестра по Саратовской области о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что является собственником комнат 5,6 <адрес> по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В на основании договора приватизации жилого помещения от 20.01.2014г. Истец зарегистрирована и проживает в указанном жилом помещении.

Заключением межведомственной комиссии и распоряжением администрации МО «<адрес>» от 06.09.2021г. -р, дом, расположенный по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В признан аварийным и подлежащим сносу. Срок сноса дома истек 01.09.2023г. На основании изложенного, просит суд обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ей в собственность благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного, отвечающее установленным требованиям, в черте <адрес>, общей площадью не менее 43,92 кв.м., а также взыскать с ответчика в свою пользу почтовые расходы, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы.

Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить и предоставить в собственность истцу жилое помещение взамен аварийного.

Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.

Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником комнат 5, 6 в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В, на основании договора приватизации жилого помещения от 20.01.2014г.

Согласно справке ООО «Штурман» истец зарегистрирована и проживает в вышеуказанном жилом помещении.

Заключением межведомственной комиссии и распоряжением администрации МО «<адрес>» от 06.09.2021г. -р, дом, расположенный по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В признан аварийным и подлежащим сносу. Срок сноса дома истек 01.09.2023г.

В соответствии с п. 3 распоряжения на администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитет по управлению имуществом <адрес> возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам жилых помещений, не менее ранее занимаемых.

Постановлением <адрес> -П от 26.09.2022г. «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2022-2026 годы, аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В включен в указанную ведомственную целевую программу.

В силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имела ли место задержка в реализации программы расселения граждан и по какой причине, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, принимались ли ответчиком меры по выселению жильцов спорного дома, в том числе истца в другие жилые помещения.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ17-8.

Как было указано выше, жилой дом признан аварийным ДД.ММ.ГГГГ, то есть более 3 лет назад.

Таким образом, из указанных доказательств следует, что по причине длительного бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» имеет место задержка в реализации программы расселения ФИО1 из многоквартирного жилого дома, своевременно меры по выселению из спорного дома не принимались, кроме того, жилое помещение, в котором проживает ФИО1, признано аварийным, представляет угрозу жизни и здоровью для дальнейшего проживания в нем, поэтому требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

Жилое помещение получено истцами до вступления в законную силу положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, которые обратной силы не имеют и не применяются к правоотношениям, возникшим до ее ведения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

Применительно к настоящему спору, истец выбрала способ обеспечения жилищных прав именно в виде предоставления другого жилого помещения на праве собственности.

Согласно сведениям из ЕГРН, принадлежащие истцу объекты недвижимости, расположенные по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В, <адрес>, комната 5 и 6 имеют площадь 30,7 кв.м.

Из технического паспорта квартиры по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В, <адрес> усматривается, что общая площадь коммунальной квартиры составляет 383,5 кв.м, жилая площадь – 268,0 кв.м., подсобная – 115,5 кв.м.

Суд полагает необходимым рассчитать количество общей площади, находящейся в пользовании истца, пропорционально занимаемой жилой площади., что соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ). Так, гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади, ранее занимаемым ими жилым помещениям.

Таким образом, в соответствии с указанными выше положениями действующего законодательства предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

С учетом доли вспомогательной площади, приходящейся на занимаемые истцом комнаты 5 и 6 (площадью 30,7 кв.м.), общая площадь жилого помещения, предоставляемого истцу, должна составить не менее 43,9 кв.м., исходя из следующего расчета:

Подсобная 115,5 кв.м./жилая 268,0 кв.м. = 0,431 кв.м.

0,431 кв.м. х 30,7 кв.м. = 13,2 кв.м

13,2 кв.м + 30,7 кв.м = 43,9 кв.м.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что
ФИО1 должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение, общей площадью не менее 43,9 кв.м.

Предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с изъятием принадлежащего им жилого помещения в силу положений ч.1 ст.7, ст.89 ЖК РФ носит компенсационный характер, следовательно, предоставляемое жилое помещение ФИО1 должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечать установленным санитарным, строительным, эпидемиологическим и иным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и находиться в границах данного населенного пункта, общая площадь должна составлять не менее 43,9 кв.м.

Поскольку, многоквартирный дом включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2022-2026 годах», право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп предоставляется собственнику такого помещения, чем и воспользовалась истец, предъявив настоящее исковое заявление, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным законом требованиям, равнозначное и равноценное в черте <адрес>.

После предоставления жилого помещения взамен аварийного, необходимо прекратить право собственности ФИО1 на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. ФИО5 <адрес>В, <адрес>, комнаты 5, 6, признав право собственности на данное помещение за администрацией муниципального образования «<адрес>».

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

Истцом были понесены почтовые расходы по отправке искового заявления сторонам в общем размере 878 руб. 52 коп. и расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Указанные судебные расходы подлежат взысканию в пользу истца ФИО1 с администрации муниципального образования «<адрес>» за счет средств казны муниципального образования «<адрес>».

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» (ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280) предоставить в собственность Коржовой Ларисе Каримовне (<адрес>) благоустроенное жилое помещение взамен аварийного и непригодного для проживания жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>., отвечающее установленным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в черте города Саратова.

Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов» в пользу Коржовой Ларисы Каримовны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., почтовые расходы в размере 878 руб. 52 коп.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 07 декабря 2023 года.

Судья А.Н. Титова

2-4036/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Коржова Лариса Каримовна
Управление Росреестра по Саратовской области
Ответчики
АМО Город Саратов
Другие
КУИ г. Саратов
МБУ ГБТИ
Администрация Ленинского района МО Город саратов
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Суд
Волжский районный суд г. Саратов
Дело на сайте суда
volzhsky.sar.sudrf.ru
29.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.09.2023Передача материалов судье
05.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2024Дело оформлено
15.05.2024Дело передано в архив
09.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
12.08.2024Судебное заседание
02.09.2024Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее